Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

«Маленькое хобби может перерасти в небольшое дело, а потом — в стабильный бизнес»

«Мастера — творческие люди. Они делают классные вещи, но совершенно не умеют их продавать. И мы дополняем друг друга». Как открыть сеть магазинов хэндмэйд в РФ и за границей — история Handy Market.

Два года назад DK.RU рассказывал историю Семена Анфиногенова, который с нуля раскачал производство эксклюзивных ручек из редких пород дерева: когда парню было 19 лет, он увидел, как герой фильма «Волк с Уолл стрит» просит продать ему его же ручку. Тогда Семен подумал: почему бы не сделать ручку, которая была бы такой красивой, что продавала бы себя сама. Он собрал токарный станок из подручных средств — буквально из дрели и ДСП — и сделал пробную ручку. В итоге его изделия под брендом Presentree оказались в бутиках в «Успенском», «Дирижабле», «Парк-хаусе», ТЦ «Европа», а госбанки стали делать корпоративные заказы на полмиллиона.

Теперь бизнес Семена Анфиногенова не ограничивается производством — этой весной он открыл магазин, где помимо его же ручек продаются изделия ручной работы более чем 150 мастеров со всей страны. В планах бизнесмена — запуск еще десяти точек, а также завоевание eBay — благодаря сотрудничеству с Российским экспортным центром, плюс поставки товаров в Скандинавию и США. Подробности — на DK.RU.

«Маленькое хобби может перерасти в небольшое дело, а потом — в стабильный бизнес»  1

По словам Семена Анфиногенова, идея открыть собственный магазин пришла к нему после знакомства с основателем компании Handy Market Дмитрием Талайкиным. На тот момент Дмитрий полтора года занимался торговлей товарами ручной работы в ТЦ «Призма» (бывший ТЦ «Свердловск»), накопил базу мастеров, которые предоставляли свои изделия на продажу, отработал бизнес-модель. Анфиногенов поначалу тоже был просто мастером-поставщиком, который выставлял свои ручки на полках магазина. 

Два года мы успешно сотрудничали, а потом я спросил Дмитрия, почему он не развивает бизнес, не открывает вторую точку. Он говорит: «Так надо бы, конечно». Я же понял, что мне нравится этот формат. Дело в том, что начинающим мастерам сложно зайти в магазины, торговые сети. Кроме того, нужны внушительные затраты на продвижение в интернете, на участие в выставках. А в Handy Market я мог платить за место на полке 1,5-2 тыс. руб. в месяц, продавать свои ручки и получать вдобавок интернет-продвижение, участие в выставках и пр. Мне тоже захотелось поработать в этом направлении — уже не как мастеру. Мы с Дмитрием запартнерились — хорошо отработали в феврале, плюс я в этом году стал получать неплохие заказы, в общем, деньги были. Долго выбирали площадку и остановились на ТЦ «Успенский»: самый центр города и цена аренды относительно доступная — по сравнению с «Гринвичем», «Пассажем», «Радуга Парком», «Мегой». Кроме того, рядом работают наши прямые конкуренты — магазин «Красный леопард». Логика была такой: откроемся здесь, покажем новый формат и сможем переманить клиентов, — рассказывает Семен Анфиногенов.      

Магазин в «Успенском» партнеры открыли в марте 2019 г., ремонт в помещении сделали быстро, за две недели. Мастера, работавшие с Дмитрием Талайкиным в ТЦ «Призма», частично перешли и в новую точку, также добавились поставщики изделий, которые ранее о Handy Market не знали, и те, что не решались заходить в магазин в «Призме», а в точку в центре города — захотели. В первый же месяц работы бизнесмены получили 100 тыс. руб. выручки — при объеме инвестиций в 460-470 тыс. руб. По словам Дмитрия Талайкина, в эту цифру входит и аренда на два месяца вперед, и зарплата персонала, и ремонт — все-все, вплоть до покупки дверной ручки и кассового аппарата. 

А потом пошел спад — лето. В нашем бизнесе всегда есть сезонность, и мы открылись в самое неподходящее время. Но это был осознанный, просчитанный шаг. Во-первых, нам нужно было протестировать, сможем ли мы вообще выживать в этой локации. Во-вторых, за низкий сезон можно как минимум подготовить базу мастеров, которые придут к нам осенью, чтобы потом, когда будет жарко, спокойно снимать сливки. И, наконец, в «Успенском» было единственное подходящее нам помещение, пока мы тянули бы время, его могли просто у нас перехватить, и ближе к сезону мы бы ничего не нашли, — рассказывает Дмитрий Талайкин.   

И добавляет: при общем летнем спаде новая точка не ушла в пике — магазин сохраняет тот же уровень, что был весной. При этом Дмитрий и Семен с нетерпением ждут сезона и ощутимого взлета. У них прописан бизнес-план: если точка в ТЦ «Призма» в среднем приносит в месяц 50-60 тыс. руб. дохода, то в «Успенском» должно быть 80-90 тыс. руб. чистыми — за счет того, что в магазине в центре города можно выставлять более дорогие товары, например, кожаные сумки за 18 тыс. руб. В Prizma за такие деньги уходит мебель, говорит Дмитрий.   

«Маленькое хобби может перерасти в небольшое дело, а потом — в стабильный бизнес»  2

Хит продаж в магазинах сети — интерьерные доски. По словам бизнесменов, их покупают каждый день. Также в ходу изделия из кожи: портмоне, обложки для документов, браслеты, реже — сумки

«Маленькое хобби может перерасти в небольшое дело, а потом — в стабильный бизнес»  3

Сейчас перед партнерами стоит задача по расширению сети. По их словам, практика показала: чем больше магазинов, тем стабильнее и прибыльнее бизнес — мастерам проще работать с одним брендом и выставлять свои товары сразу в нескольких точках. План у Дмитрия и Семена такой: каждые два месяца запускать новый магазин.

Открыли, полтора месяца смотрим, как он работает. Как только вышел на самоокупаемость, мы сразу открываем следующий, — говорит Семен Анфиногенов. — Всего точек предполагается десять — в течение двух лет: по две в Тюмени, Челябинске, Уфе, Перми, одна в Казани и еще одна в Екатеринбурге. Рассматриваем район Уктуса, Ботаники — вероятнее всего, это будет ТРЦ «Глобус». Хотелось бы, конечно, зайти в «Мегу», но не уверен, потянем ли бизнес-модель. «Мега» — это дорого и престижно, но если точка там будет генерить убытки, смысла в этом нет, — комментирует Семен Анфиногенов.   

Что касается выхода в Москву, то с этим партнеры решили не спешить — план такой есть, но задача не первостепенная. «В столице работают наши конкуренты, у которых по 5-7 магазинов, рынок там в принципе очень насыщенный. Порог входа в Москве тоже намного выше — на открытие точки, аналогичной нашей в «Успенском», потребуется минимум 1,5 млн руб. Мы решили так: зачем бежать в Москву при таких вводных, если можно еще эффективно и спокойно работать здесь», — отмечает Дмитрий Талайкин. И добавляет: на расширение сети понадобится 4,5 млн руб., партнеры намерены найти инвестора. Но это должен быть не абы кто.    

Мы хотим, чтобы инвестор был нам как наставник и занимался вложениями в бизнесы в принципе. А не был просто человеком с улицы, который продал квартиру или получил наследство и хочет куда-нибудь пристроить свободные деньги. Я писал основателю «Ярмарки мастеров» — это самый крупный Интернет-ресурс по хэндмэйду в России. У него огромная база мастеров, если с ним запартнериться, был бы колоссальный синергетический эффект. Но пока не могу на него выйти. Также было бы интересно получить в качестве инвестора магазины для хобби и рукоделия — наподобие «Леонардо», потому что мастера ведь где-то закупают материалы для работы. Мы готовы дать инвестору долю — 20%, он поэтапно вкладывает деньги: дал 500 тыс. руб. — мы открыли магазин, затем следующий транш — новая точка. После открытия десяти магазинов будет следующий этап — еще 30 точек, на это понадобится 15 млн руб. И уже тогда мы планируем выход на зарубежные рынки, — рассказывает Семен Анфиногенов.     

«Маленькое хобби может перерасти в небольшое дело, а потом — в стабильный бизнес»  4

Недавно на полках появились изделия с логотипом Екатеринбурга. Партнеры планируют расширить ассортимент таких товаров — с прицелом на туристов, которые бывают в «Успенском»

По словам бизнесменов, они уже сейчас изредка продают товары ручной работы из своих магазинов через платформы Amazon и eBay — на Западе такие вещи ценятся. Так, украшения из смолы, например, можно продать там в полтора раза дороже, чем в магазине в «Успенском». Вообще же, говорит Дмитрий, за рубежом все товары дороже — из-за разницы курса доллара, поэтому партнерам и интересен западный рынок. Семен Анфиногенов признается: самостоятельная работа с Amazon и eBay особым успехом не увенчалась — его ручки представлены там, но работа на электронных торговых площадках сродни апгрейду собственного сайта — нет предела совершенству. К тому же зарубежный рынок специфичен, там свои особенности, поэтому сложно верно подобрать формат продвижения товаров. Решить проблему бизнесмен намерен с помощью Российского экспортного центра (РЭЦ, госинститут, созданный в структуре Внешэкономбанка при поддержке правительства РФ. — Прим. ред.).      

Я направлял туда на обучение своего напарника по производству ручек, тогда мы узнали, что в РЭЦ есть возможность поучаствовать в конкурсе и получить поддержку при выходе на экспорт. Мы собрали все документы, прошли по конкурсу и подписали договор: нам окажут поддержку на 350 тыс. руб., но выдадут не деньги, а оплатят услуги компании, которая будет продвигать нас — а это официальный представитель eBay в России! В течение года специалисты оформят для нас магазин под ключ, обеспечат продвижение, выставят 500 товаров и обучат наших сотрудников, как работать на площадке. Думаю, с помощью экспертов такого уровня наши дела пойдут хорошо. Вообще мы с Дмитрием не зря изначально назвали оба наших бренда на английском языке — мы сразу закладывали более масштабные планы с прицелом на выход на зарубежные рынки, — говорит Семен Анфиногенов.  

Продюсеры для рукодельников

При этом партнеры не скрывают: у их бизнеса масса сложностей. Во-первых, отмечает Дмитрий Талайкин, нужно работать по двум направлениям: поиск мастеров и привлечение покупателей: «В традиционном бизнесе все думают, как бы продать, и ищут только клиентов. Мы же еще и занимаемся поисками мастеров — на ярмарках, в соцсетях. Мастером может быть кто угодно: в толпе всегда есть 3-5 человек, которые как минимум дома что-то делают своими руками — условно, мамочки в декрете. Или — как максимум — те, кто, как Семен, имеет свое небольшое производство. Ручная работа сейчас в тренде, такие люди есть везде, главное — их найти. А потом им нужно «продать» полку — как продать товар в любом бизнесе. Сделать так, чтобы они захотели выставить свои изделия у нас и платить за аренду».   

Семен Анфиногенов добавляет: они с Дмитрием выступают своего рода продюсерами мастеров — берут на себя все вопросы, связанные с бизнесом, а умельцы могут заниматься чистым творчеством.

Как правило, мастера — творческие люди. Они делают классные вещи, но не умеют их продавать, не смыслят ничего в коммерции. И мы дополняем друг друга: они снимают полку, платят фиксированную сумму в месяц, независимо от того, сколько удалось продать. Мы делаем на товар мизерную наценку — только чтобы покрыть расходы на налоги и зарплаты. Дальше, если изделия мастера хорошо продаются, можно перейти на хорошую наценку — в 60-80%. В этом случае за аренду полки он не платит, мы сразу начинаем активно рекламировать его товар в соцсетях, брать его на все выставки. Плюс ничто не мешает найти мастеру инвестиции и вывести его на большие корпоративные заказы. Я сам зарабатываю на своих ручках благодаря корпоративным сувенирным историям. Но ясно, что второй раз компания не будет дарить клиентам ручки. Вот тут я могу предложить им каталог с товарами наших мастеров — это потенциально очень интересный рынок. У нас есть общий чат с умельцами со всей России, где мы обсуждаем тренды, даем анонсы мероприятий. Туда же скидываем корпоративные заказы: «Надо сделать то-то, кто может?», — говорит Семен.  

Кроме того, в магазинах стали работать по спецзаказам. Пример: приходит покупатель, говорит, что ему нужна вязаная крыса, а такого изделия в магазинах нет. Тогда ему дают контакт мастера, который может связать нужную крысу. По словам Семена Анфиногенова, это работает — подобных штучных заказов мастерам поступает много. Так, спросом пользуются детские игрушки — автопарковки из фанеры с нанесенным на них именем ребенка. «Сейчас обсуждаем заказ на 15 тыс. картхолдеров — тоже уникальных», — отмечает бизнесмен.     

«Маленькое хобби может перерасти в небольшое дело, а потом — в стабильный бизнес»  5

Супер-писк — вязаные коты. Изделия очень хорошо продаются, отмечают бизнесмены

«Маленькое хобби может перерасти в небольшое дело, а потом — в стабильный бизнес»  6

Любопытно, что в магазинах есть стоп-лист товаров, которые у мастеров не берут. По словам Дмитрия Талайкина, за 3,5 года работы в этой сфере он понял, что продается плохо. «Черный список» в Handy Market небольшой и сезонный: летом не берут шапки, носки и свитера ручной работы. А вот перед Новым годом стоп-лист не действует — в это время разлетается буквально все. «Я сам мастер, у нас нет задачи содрать с умельцев денег. Если человек приносит вещь, которая едва ли будет продаваться, мы ее не возьмем, порекомендуем товар доработать. А просто так ставить товар на полки без продаж — идея гиблая, потому что в итоге получится негатив от мастера», — говорит Семен.  

В последнее время бизнесмены также занялись сторонним проектом — социальной направленности. Совместно со Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства они готовят программу для начинающих мастеров. Дмитрий Талайкин:

Люди, которые хотят попробовать превратить занятия рукоделием в бизнес, смогут протестировать свой продукт в наших магазинах — мы готовы предоставить бесплатно несколько полок. Также планируем участвовать в образовательной программе: будем рассказывать о трендах, о возможностях продвижения товаров. Я убежден: маленькое хобби может перерасти сначала в небольшое дело, а потом и в стабильный бизнес. Семен тому наглядный пример.  

«Маленькое хобби может перерасти в небольшое дело, а потом — в стабильный бизнес»  7

Эти кошельки — аналог аксессуаров американского бренда DYNOMIGHTY, который выпускает всемирно известные небумажные бумажники Mighty Wallet. Для их производства используют полимерное инновационное микроволокно Tyvek, который на 25% состоит из переработанных материалов. По словам Семена Анфиногенова, в Handy Market продаются кошельки и обложки для документов из такого же материала, только стоят они в два раза дешевле. Делают их мастера из Нижнего Тагила. Изделия можно стирать в стиральной машине, они не рвутся, не мнутся, а на ощупь — как бумага

В целом партнеры настроены оптимистично — несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию в целом и уход с рынка ряда конкурентов в частности. По словам Семена Анфиногенова, недавно в ТЦ «Европа» закрылся магазин, торговавший дорогими эксклюзивными ручками. Также серьезно сократилась сеть «L-МАРТ» — ранее у нее было семь точек в разных торговых центрах города, теперь осталась одна. Любопытно, что оба игрока в свое время взяли на продажу ручки Семена — не без проблем.  

Зайти в магазины вообще очень сложно, у меня был интересный опыт. Я думал, где продавать свои ручки, а дорогие изделия тогда были представлены в ТЦ «Европа». Я туда пришел, увидел в продаже деревянные ручки украинского мастера — они стоили дорого, и я подумал, почему бы и мне не выставиться. Помню, пообщался с собственницей магазина, она сказала: «Слушайте, нам неинтересно». Потом я узнал, что в «Успенском» есть «L-МАРТ», где продавались дорогие ручки, зажигалки. Я пришел туда, поговорил с собственницей, она тоже отреагировала индифферентно. Тогда я доработал упаковку, снова появился в «Европе» и заявил: «Тут через дорогу, в «Успенском», в «L-МАРТ» стоят мои ручки и хорошо продаются». Хотя их там не было. Мне сказали: «Блин, раз хорошо продаются, то оставляйте, мы тоже их выставим», — рассказывает бизнесмен.

«Маленькое хобби может перерасти в небольшое дело, а потом — в стабильный бизнес»  8

И продолжает: он оставил продукцию и через десять минут был в «Успенском». Сказал все то же самое, мол, в «Европе» успешно продаются его ручки. Мастеру ответили: «Так давайте и мы их будем продавать!».

По сути, я пошел на обман, и только таким образом мне удалось попасть в магазины. В итоге с ТЦ «Европа» мы очень хорошо поработали — через месяц сделали 160 тыс. руб. выручки. И магазин в «Успенском» тоже был не в накладе: из-за того, что у них работало семь точек, они перед Новым годом наторговали весьма немало. С тех пор я только и слышу, что у всех игроков спад продаж, дела идут неважно. Но мы, видимо, нашли свою нишу и верим в успех, — резюмирует Семен Анфиногенов.  

«Маленькое хобби может перерасти в небольшое дело, а потом — в стабильный бизнес»  9

Дмитрий Талайкин: «Одна наша продавец делает ключницы, блокноты, ежедневники. В какой-то момент она решила тоже заняться хэндмэйдом, купила дешевый б/у-шный лазерный станок и начала производство. Еще одна наша продавец вяжет ловцы снов, другая — браслеты. Вообще это мой инструмент мотивации продавцов. Во многих компаниях есть корпоративная культура, у нас для укрепления командного духа — наличие такого рода хобби. Мы специально ищем сотрудников, которые что-то делают своими руками. Это сплачивает»

«Маленькое хобби может перерасти в небольшое дело, а потом — в стабильный бизнес»  10

«Маленькое хобби может перерасти в небольшое дело, а потом — в стабильный бизнес»  11

Фото: DK.RU / Игорь Черепанов
Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.