Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Маркетинг на потребительском рынке

Не секрет, что зачастую отделы маркетинга на предприятиях производства и торговли хлебом существуют лишь для "декора", как дань времени и удобная возможность пустить "пыль в глаза" проверяющим коми

Теория и практика отечественного маркетинга на потребительском рынке хлеба и хлебопродуктов в настоящий момент находится в стадии формирования. Действительно, если посмотреть информацию в сети Internet, то литературы, касающейся маркетинговых исследований на потребительском хлебном рынке, практически нет. Имеющиеся данные сосредоточены в основном на проблемах агросырьевых рынков, т.е. зерна или, в лучшем случае, — муки. Однако в современных условиях недостаточно знать конъюнктуру рынка зерна и (или) муки. На текущий момент как никогда актуальным является знание конъюнктуры рынка продуктов конечной переработки зерна. Необходимы рычаги для эффективного сочетания интересов как производителей и продавцов, так и потребителей хлеба и хлебобулочных изделий. И таким рычагом является маркетинг, который нуждается сегодня в своей теоретической проработке и практическом воплощении. Особенно данная задача актуальна для Уральского региона, где отделы снабжения и сбыта на предприятиях АПК нередко лишь "меняют табличку" на отдел маркетинга, не меняя существа деятельности.

Не секрет, что зачастую отделы маркетинга на предприятиях производства и торговли хлебом существуют лишь для "декора", как дань времени и удобная возможность пустить "пыль в глаза" проверяющим комиссиям. При этом работа продолжает вестись по прежнему принципу: продавать то, что произвели, а не наоборот: производить то, что соответствует потребностям различных слоев населения. Важно подчеркнуть, что, по данным наших исследований, на текущий момент всего лишь 8% руководителей среднего и высшего звена управления в сфере производства и обращения на продовольственном рынке г. Екатеринбурга и Свердловской области проводят опросы потребителей (из них регулярно — 2,5%) и только 5% обращаются к специалистам-маркетологам для проведения комплексных исследований рынка и разработки маркетинговых стратегий.
Мы понимаем, что имеющиеся сегодня проблемы хлебного рынка настоятельно требуют глубокого и всестороннего изучения как по г. Екатеринбургу, так и по всей Свердловской области. Тем не менее, готовясь к выступлению на региональной конференции1, коллектив ЦМИ УрГЭУ провел в феврале 2000 г. предварительный экспертный опрос по телефону, касающийся проблем потребительского рынка хлеба и хлебопродуктов г. Екатеринбурга.2 В ходе исследования были рассмотрены следующие базовые вопросы:
1. Основные проблемы рынка хлеба и хлебобулочных изделий.
2. Проблемы розничной торговли хлебопродуктами, в том числе — фирменной торговли.
3. Анализ потребительских предпочтений.
По первому вопросу — общие проблемы рынка хлеба и хлебопродуктов г. Екатеринбурга — в результате экспертного опроса установлено следующее. Говоря о производстве хлебопродуктов, 58% опрошенных специалистов указывают на то, что главной производственной проблемой на текущий момент является качество сырья (прежде всего — зерно, мука) и его стоимость; 30% респондентов указывают на устаревшее оборудование и технологии; 8% говорят о недостаточно высокой квалификации кадров, прежде всего — технологов хлебопечения, и лишь 7% указывают на слабое использование рычагов маркетинга. Полученные данные согласуются с информацией о характеристике рынка хлеба и хлебобулочных изделий, которую дают официальные сборники Облкомстата.
При оценке уровня конкуренции среди производителей хлеба и хлебобулочных изделий обнаружен существенный разброс мнений: от слабой до очень сильной. Сопоставление этого результата с данными факторного ранжирования производителей позволяет нам говорить о том, что конкуренция существует, но представлена неравномерно в различных районах города.
В ходе исследования широты товарной номенклатуры установлено, что если общий уровень насыщенности рынка г. Екатеринбурга хлебом оценивается экспертами как высокий и очень высокий (89%), то насыщенность хлебобулочными изделиями имеет другую картину. Так, лишь 59% специалистов оценивает ее как средний, 14% — как низкий, и лишь 29% опрошенных определяют его как высокий. Полученные данные согласуются с результатами по оценке глубины ассортимента. Так, установлено, что ассортимент хлеба представлен в городе достаточно глубоко (86% респондентов), в то время как по хлебобулочным изделиям глубина ассортимента оценена как средняя — 75% и узкая — 14%. Полученные данные перекликаются с экспертной оценкой общего уровня насыщенности рынка хлеба и хлебопродуктов: более 50% респондентов отметили ее как скорее удовлетворительную, чем хорошую.
Подводя итоги оценке общих проблем хлебного рынка г. Екатеринбурга, эксперты прогнозируют следующие перспективы дальнейшего развития данного рынка:
1) дальнейшее углубление ассортимента хлеба и хлебобулочных изделий не только по качеству в целом, но и предоставление различных вариантов одного и того же продукта по таким показателям, как: цена, виды упаковки, различные массовые доли реализуемых продуктов. Кроме того, необходимо развивать ассортимент и по направлению дальнейшего развития таких видов продуктов, как: национальные, йодированные, витаминизированные, низкокалорийные и др. лечебно-профилактические продукты;
2) расширение производства хлебобулочных изделий на предприятиях малого бизнеса, и прежде всего — фирменных продуктов;
3) расширение сети фирменной торговли, а также — ассортимента предоставляемых услуг до- и послепродажного сервиса;
4) регулярное изучение потребительского спроса и проведение маркетинговых исследований по выбору наиболее эффективных для данного предприятия товара, цены, инфраструктуры и рекламы.

Второе направление нашего экспертного опроса — это проблемы розничной торговли хлебопродуктами 
г. Екатеринбурге, в том числе — фирменной торговли. Необходимо подчеркнуть, что опрошенные специалисты оценивают в целом уровень организации торговли хлебом и хлебными изделиями в городе как скорее неудовлетворительный, чем удовлетворительный (57%). Такая ситуация объясняется, по мнению экспертов, многими причинами, из которых наиболее важными были названы следующие:
1) отсутствие или недостаток информации о пищевой ценности, рецептуре, ассортименте и вкусовых достоинствах хлебопродуктов. Особенно это характерно для продукции малых пекарен, реализующих свои изделия в киосках или на уличных лотках;
2) узкий ассортимент реализуемых хлебопродуктов (по оценкам специалистов, при существующей в нормативной документации номенклатуре свыше 200 единиц хлебных изделий, в обычных магазинах имеется в среднем не более 5-6 наименований хлеба, 3-4 видов батонов, 4-5 видов булочек и плюшек; причем в вечерние часы "пик" и позднее это количество может быть и еще меньше);
3) неудобство расположения торговых точек (удаленность от остановок общественного транспорта, основных маршрутов движения населения района, расположение на неосвещенной территории и т.д.);
4) низкая культура обслуживания, наличие очередей;
5) неудобный режим работы хлебных магазинов (наличие перерывов на обед или окончание работы в часы "пик", короткий график работы). Большинство экспертов говорят о необходимости удлиненного графика работы хлебных магазинов (с 07.00 до 23.00);
6) недостаточное количество торговых точек, реализующих хлеб и хлебобулочные изделия. По мнению экспертов, это количество должно быть как минимум вдвое больше существующего уровня;
7) неприятно ощутимая разница в цене хлеба, реализуемого в центре и в различных районах города.
Рассматривая проблемы фирменной торговли хлебом и хлебобулочными изделиями, эксперты отмечают, с одной стороны, положительные черты, выделяя среди них свежесть и качество марочной продукции, широкий ассортимент (в том числе — и за счет применения различных видов упаковки), низкие цены, более высокий уровень информации о товарах. С другой стороны, указывают и на слабый дизайн и непродуманный общий стиль фирменных магазинов, необходимость увеличения их суммарного количества, особенно — в спальных районах. Кроме того, отмечается недостаточно высокий для фирменной торговли уровень обслуживания, необходимость расширения услуг до- и послепродажного сервиса, более активного проведения потребительских конференций и дегустаций новых продуктов.

И наконец, третье направление проведенного нами исследования, — анализ потребительских предпочтений. Все эксперты единодушно отметили низкие вкусовые достоинства реализуемых в целом по городу хлеба и хлебобулочных изделий3, слабое внешнее и вкусовое различие между видами (даже некоторую безликость вкуса). В то же время большинство специалистов отметили как вкусный, полезный и оригинальный продукт такие наименования хлеба, как "Чусовской" и "Дарницкий", а среди хлебобулочных изделий — батон-багет. Разброс в оценках остальных видов хлеба существенно колебался. Особенно много критики в адрес батонов, которые эксперты называли безликими, одинаково невкусными и дорогими.

Говоря о мотивах, которыми эксперты руководствуются при покупке хлеба как рядовые потребители, необходимо выделить следующие три главных, в порядке значимости:
1. Собственные представления о вкусном продукте (86% ).
2. Внешний вид продукта (73%).
3. Цена хлеба (60%).
В то же время при покупке хлебобулочных изделий мотивация несколько иная:
1. Желание съесть что-нибудь "вкусненькое" (88%).
2. Собственные представления о вкусном продукте (82%).
3. Внешний вид изделия (53%).
Очевидно, что хотя в обоих случаях при выборе товара потребители ориентируются прежде всего на собственные представления о вкусном продукте, тем не менее при покупке хлеба цена продукта имеет значение, а при покупке хлебобулочных изделий цена не влияет на решение о покупке, ибо здесь преобладают эмоциональные составляющие выбора. Полученные нами результаты согласуются и с данными факторного ранжирования, которые говорят о степени важности различных атрибутов хлебопродуктов при выборе и покупке потребителями.
Полученные нами результаты экспертного опроса на рынке хлеба и хлебобулочных изделий г. Екатеринбурга вписываются в общую теорию потребительского поведения на продовольственном рынке и подтверждают полученные нами ранее данные. Иными словами, в процессе создания новых хлебопродуктов, а также его продвижения и сбыта маркетологам необходимо в первую очередь акцентировать внимание потребителя на следующие моменты: 1) предпочтительные для данной группы населения показатели качества товара; 2) эмоции, связанные с покупкой и потреблением продукта; 3) те виды информации, в которых более всего нуждается данная группа потребителей.
В заключение подчеркнем необходимость дальнейших и более глубоких маркетинговых исследований на рынке хлеба и хлебобулочных изделий г. Екатеринбурга и Свердловской области. В свою очередь, мы, как Центр маркетинговых исследований Уральского государственного экономического университета, выражаем готовность помочь службам маркетинга на предприятиях производства и торговли хлебопродуктами по всем вопросам продвижения и сбыта их продукции. n
1 16.02.2000 г. во Дворце молодежи в рамках первой специализированной выставки-ярмарки "Праздник хлеба" была проведена научно-практическая конференция "Проблемы производства хлеба и хлебобулочных изделий. Теория и практика".
2 Опрос был проведен с 7 по 14 февраля по телефону в соответствии с базовой анкетой, где имелось 14 ключевых вопросов. В анкете приняли участие 15 человек: работники хлебного производства и торговли хлебом, а также представители соответствующих разделов науки. Анкеты были обработаны на ПК с использованием социологической программы "Vortex-31".
3 При этом прежде всего подразумевалась продукция мини-пекарен, а также — привозимая из близлежайших населенных пунктов.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.