Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Машины в России поголовно подключатся к интернету». «Яндекс» сделал ставку на геосервисы

«Автомобили будут гаджетами, смартфон на присоске забудут. 15 лет, и машины станут интерактивным и персонализированным». Почему навигация и карты — бизнес с огромным будущим.

The Bell взял интервью у руководителя направления геосервисов компании «Яндекс» Романа Чернина. Он рассказал, почему в компании решили выделить новое направление, связанное с картами и геолокацией и когда в России большинство машин будет подключено к интернету.

— У людей сильно меняются сценарии взаимодействия с сервисами в городе. Это касается и транспорта, и личного автомобиля. Например, через приложение смотрим, где автобус, платим за парковку со смартфона. Поведение внутри автомобиля также меняется. Мы, естественно, это видим и поддерживаем в продуктах. В процессе стало понятно, что в этих новых сценариях можно создавать бизнес.

— Есть англицизм, у которого нет хорошего перевода на русский язык, — connectivity (подключенность). Почему у нас появляются хорошие сервисы? Потому что мир становится более connected (подключенным). Например, на все автобусы поставили датчики, которые передают сигналы о местоположении, и можно сделать хороший сервис «Яндекс.Транспорт». Бизнесы тоже генерируют разные данные: например, рестораны размещают меню в интернете, а в автомобили устанавливается продвинутая телематика, которая изучает стиль вождения. У нас появляется возможность собирать эту информацию и создавать на ее основе новые сервисы для потребителей.

Если говорить о картах, то традиционно люди воспринимают их как старый добрый атлас. Сейчас же мы видим, что их интересует не только, как найти какие-то дома. Они хотят знать, что в этих домах находится, что там прямо сейчас происходит, как много в них людей, какие товары и услуги доступны, какие цены.

В мобильных «Яндекс.Картах» количество запросов, не связанных с адресами (например, «бургеры», «кафе»), выросло с начала года более чем в два раза.

— Если говорить про навигатор, то он из однозадачного приложения превращается в многозадачный сервис. Мы, например, встроили Алису в навигатор, чтобы усовершенствовать интерфейс для решения задач за рулем. Это же реально удобнее, чем кнопки жать: можно спросить, надолго ли пробка или попросить поставить на карту оповещение о ремонтных работах. И это суперотлично полетело, сейчас огромная аудитория, которая использует Алису в навигаторе.

Сейчас уже 50% пользователей управляют сервисом голосом.

— Речь идет и об информировании в дороге (например о превышении скорости и штрафах), и о поиске подходящей заправки. Ты сел, включил его и не выключаешь, пока из машины не вышел. 99% задач, которые возникают у водителей, мы хотим решать через этот интерфейс.

— Приложение будет развиваться. Будут появляться контекстные виджеты. Остановился на платной парковке — появился виджет платных парковок, долго ехал – виджет «Яндекс.Музыки» посоветует плейлист, остановился на заправке – появится виджет «Яндекс.Заправок» и поможет оплатить. Конечно, все это должно существовать внутри мультимедийной системы машины, а не только в смартфоне на присоске.

Мы ставим задачу подключить миллионы российских машин к интернету и снабдить их хорошими сервисами, включая навигацию, мультимедию, Алису и многое другое. Мы стали из разработчиков утилиты, хоть и очень востребованной, разработчиками комплексной системы для автомобилей.

— Мы понимаем, что через 3-5 лет автомобильный рынок полностью поменяется. Мы сейчас находимся в начале экспоненциального роста в России. В стране 30-40 млн активно использующихся автомобилей, из них подключенных к интернету и снабженных современной навигацией даже не единицы процентов. Не так важно, покупает человек дорогой автомобиль или подешевле, какой у него экран мультимедийной системы, он все равно вешает на присоску телефон. Это потому, что встроенных возможностей либо недостаточно, либо вовсе нет или это дорогая опция. Мы хотим больше автомобилей подключать к интернету и занять на рынке лидирующую роль.

— Есть как минимум два очень важных тренда. Пять лет назад люди жестко делились на три группы: тех, кто ездит на личном транспорте, на общественном транспорте и тех, кто ездит с водителем. Сейчас же все смешалось и большинство людей —  мультипользователи.

Первое изменение в том, что через несколько лет не надо будет самому думать про выбор маршрута, единая система по утрам будет за вас простраивать, как перемещаться в течение дня. Второе – не останется никаких смартфонов на присосках. Автомобили станут гаджетами, а не как сейчас, когда на автомобиле часто офлайновый софт, который надо обновлять у дилера с флешки.

Некоторые считают, что информация будет проецироваться на лобовое стекло, в других машинах мы видим развитие периферийного оборудования. В некоторых машинах уже сейчас руль становится интерактивным датчиком: если ты превышаешь скорость, то он тебя информирует об этом вибрацией. Будет мультиэкранность (водительский и пассажирский экраны), будут развиваться интерфейсы. И не берусь утверждать, как конкретно они будут выглядеть, но совершенно точно, что автомобиль будет подключенным к интернету, что будет интерактивным, персонализированным (когда ты садишься в автомобиль, он будет тебя узнавать, говорить «привет» и везти по маршруту из облака).

— Карты тоже будут меняться — нужно больше контента. Больше и быстрее. Cейчас идет гонка технологий, чтобы производить такую карту, на которой информация появляется не за день, а за минуты. На детальных картах основано много городских сервисов: от каршерингов до беспилотников. Такую карту невозможно производить по-старому — исключительно руками картографа.

В создании нашей карты очень активно участвуют пользователи, любой может дать обратную связь, прийти и порисовать карту в открытом редакторе «Народная карта». Это с одной стороны. С другой, мы хотим, чтобы карта в итоге строила и обновляла себя сама: алгоритмы обрабатывают сигналы от пользователей, компьютерное зрение обрабатывает спутниковые снимки высокого разрешения, чтобы автоматически разметить объекты.

Изменения произойдут раньше, чем через 12 лет. Это случится на наших глазах. А дальше будет еще больше connected-устройств в городах, будет больше персонализации, больше интерактива. Но изменения на автомобильном рынке происходят довольно долго. Чтобы это стало стандартом, должны обновиться 30-40 млн автомобилей, которые ездят по дорогам. Это как раз лет 15.

Теги: бизнес, качество жизни

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.