Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

«Смерть ТРЦ произойдет и в России, это вопрос 5-10 лет. А коронавирус ее только ускорит»

В связи с карантином по коронавирусу люди уходят на хоум-офис, переходят на онлайн-образование и заказывают продукты в интернете. Почему карантин станет убийцей офлайн, — в колонке на DK.RU.

Эпидемия коронавируса вносит изменения в привычный ход жизни людей и заставляет бизнес менять стратегии развития. DK.RU писал, что на фоне коронавируса зарубежные туристы отменяют поездки в Екатеринбург, отели рискуют недосчитаться гостей и прибыли. Всемирный карантин останавливает работу заводов, магазины и бары закрываются, школьников и студентов переводят на онлайн-обучение. Массовая самоизоляция привела к дефициту некоторых товаров на полках магазинов в Европе и Америке. В колонке на DK.RU владелец продуктового магазина Иван Зайченко рассказывает, есть ли дефицит товаров в Екатеринбурге и как эпидемия изменяет привычки людей. 

Иван Зайченко, основатель магазина «Жизньмарт» и сети ресторанов японской еды «Сушкоф»:

— Карантин из-за угрозы распространения коронавируса, который вводит все больше стран, серьезно меняет поведение людей, в первую очередь в бытовых вопросах. Мы видим по СМИ, как в Европе и США с полок сметают буквально все. В России картина немного иная.

Дефицит товаров

Мы в «Жизньмарт» действительно обратили внимание на то, что количество чеков увеличилось, некоторые позиции товаров раскупают особенно быстро, например, тушенку и антисептик. Последний сметают с полок так, что продавцы только и успевают выкладывать товар. 

Много пишут о дефиците товаров, о нехватке санитайзеров, масок. Мы санитайзеры смогли заказать без проблем, хотя и по предоплате, что нетипично. Что касается масок, то поставщики готовы их отправлять, но большими партиями по 100 тыс. штук, это примерно на 1,2 млн руб., видимо, многие ритейлеры не готовы рисковать и заказывать такой большой объем. 

Конечно, в нынешних условиях продуктовый ритейл, фармпроизводители и аптечный бизнес хорошо растут. Но я не ожидаю экстенсивного роста, это касается и «Жизньмарт», и «Сушкоф». Дело в том, что мы не ставим перед собой задачу заработать на волне коронавируса. На мой взгляд, нечестно и неэтично поднимать цены на товары и услуги, которые пользуются повышенным спросом в период эпидемии. 

Смерть офлайн

Что касается карантина, то в последнюю очередь отправлять домой нужно сотрудников продуктового ритейла и ресторанного бизнеса. Эти люди обеспечивают население товарами первой необходимости, доставка продуктов и готовой еды — это наиболее безопасный вариант потребления. Сокращать персонал в этих сегментах бизнеса точно нельзя, они должны оставаться в строю.

На данный момент мы думаем над тем, как защитить наших сотрудников от риска заражения, активно сотрудничаем с Роспотребнадзором, разрабатываем механизмы, чтобы обезопасить себя.

Я уверен, что ситуация, которая сложилась в мире в связи с коронавирусом, серьезно изменит привычки и модель потребления населения. Особенно если карантин будет длиться продолжительное время, например, месяц или два.

Причем это касается многих привычек: начиная от обучения (многие переходят на онлайн), заканчивая покупкой продуктов. Люди во всем мире стремятся сократить количество контактов, чтобы избежать риска заражения. Карантин вынуждает их использовать возможности e-commerce. 

Понятно, что сейчас сложно найти тех, кто ни разу не пользовался доставкой еды из ресторана, но до сих пор многие жители России не заказывали продукты на дом. Ситуация карантина — возможность получить первый опыт по доставке продуктов. Если честно, мне самому еще ни разу не привозили продукты домой, потому что мой дом не попадает в зону доставки «Жизньмарт». Но в целом, я думаю, коронавирус и карантин могут стать толчком для развития услуги доставки продуктов. Я говорю в первую очередь о мировых трендах, но рано или поздно это затронет и Екатеринбург.

Другое дело, что не у многих ритейлеров Екатеринбурга есть такая услуга. Мы, например, доставляем продукты только в границах центра города. Есть Ozon, но, во-первых, там время доставки не 30 минут, как у «Жизньмарт», во-вторых, они привозят в основном товары с долгим сроком годности, потому что логистические возможности ограничены. 

Я не знаю на счет агрегаторов, но участники рынка говорят, что Яндекс.Еда и «Деливери» предлагают местным сетям доставку продуктов, но просят при этом гигантскую комиссию в 30%. Я знаю наценки в ритейле и могу со стопроцентной уверенностью сказать, что переплачивать 30% Яндексу за доставку — путь в никуда.

Организовывать доставку самим ритейлерам — мероприятие сложное и дорогое, в короткий срок это сделать практически невозможно без больших инвестиций. До сих пор многие продуктовые сети и прочие ритейлеры в России не понимали необходимости внедрять доставку товаров до дома.

Я активно слежу за тем, как ситуация с e-commerce развивается в Америке, там никто из ритейлеров не сомневается в необходимости доставки, даже вопроса такого не возникает. Все либо подключаются к агрегаторам, либо организовывают собственные доставки, либо используют пункты самовывоза. 

Вообще в Америке очень развит этот рынок, хотя доставка продуктов питания пока занимает лишь около 5% от всех продаж. Другой вопрос, что растет она двукратными темпами. В США верят, что в долгосрочной перспективе люди откажутся от походов в магазины, даже продуктовые, и будут пользоваться именно доставкой.

Кстати, в Америке целые кладбища торговых центров: магазины закрываются, огромные площади стоят пустыми, настоящий кризис коммерческой недвижимости. Весь непродуктовый ритейл уходит из ТРЦ, потому что люди в США все покупают через Amazon. ТРЦ меняются, развивают досуговые направления: организуют кинотеатры, игровые зоны для детей, квесты и так далее.

Однозначно смерть крупных ТРЦ произойдет и в России, это вопрос пяти-десяти лет. А карантин по коронавирусу и то, как он изменит поведение населения, привычки совершать покупки, только ускорит эту смерть. 

Что касается продуктовых магазинов, то крупные гипермаркеты, такие, как «Ашан», умирают — это тренд. Мы видим, что «Карусель» уже закрылась. Люди не хотят тратить время на покупку продуктов. В перспективе, я думаю, многие будут через интернет заказывать продукты на неделю, а в небольших магазинах — совершать импульсивные покупки или же приобретать скоропортящиеся продукты в магазинах шаговой доступности. И карантин только ускорит переход из офлайн в онлайн.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.