Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Михаил Лабковский: «Учителя получают деньги за работу, которую спихивают на родителей»

До начала нового учебного года осталось около недели. Российский психолог Михаил Лабковский рассказывает, как не испортить отношения с ребенком и не стать ему врагом во время учебы.

Михаил Лабковский, психолог:

— Многие из вас сейчас пребывают в волнениях и тревогах  ребенок идет в первый класс. Школа еще не началась, а тревожность уже повысилась.

Многие родители озабочены тем, чтобы выбрать хорошую школу, не думая о том, что первые четыре года  это история не про хорошую или плохую школу, а про конкретную женщину, которая будет учить вашего ребенка. И все зависит от того, что это за женщина.

Так что выбирайте хорошего человека, а не уклон, загрузку и статус.

Опять «двойка»?

Вторые по популярности «грабли»  это ваши отношения с детьми в связи с их успеваемостью.

Не устаю приводить один пример. Предположим, у вас проблемы на работе, вам мало платят или вообще задерживают зарплату на полгода. Так вот, когда ребенок приходит из школы, и вы его спрашиваете, как в известной картине: «Опять «двойка»?!», он испытывает те же неприятные чувства, какие испытывали бы вы, если бы у вас спросили, почему вы так мало зарабатываете. Так что если вы считаете, что разговоры об оценках и критика успеваемости и есть воспитание, знайте  это не так.

В то же время надо понимать, что у ребенка могут быть объективные проблемы с учебой.

Во-первых, у многих современных детей повышенное внутричерепное давление и другие проблемы со здоровьем. Именно поэтому они не могут сосредоточиться, у них проблемы с самоконтролем, с волей, они неусидчивые, все время перескакивают с одного на другое, приходят домой и просто не могут сесть за учебники.

Обычно на них орут и в школе, и дома. А на самом деле надо всего-навсего проверить здоровье ребенка.

Вторая объективная проблема с учебой  это переходный возраст. Есть такая статистика: в среднем по Москве в начальной школе успеваемость составляет 50% (успеваемость, чтобы вы понимали, это оценка не ниже «четверки»). То есть в начальной школе половина класса учится на «четверки» и «пятерки», а в средней школе этот показатель падает до 11%  что называется, почувствуйте разницу.

Лишь 11% детей понимают, чему их вообще учат. Потому что нельзя понимать на «тройку» или на «двойку»  это как с осетриной, которая бывает только первой свежести.

И это связано не с тем, что ваш ребенок «разболтался» или утратил интерес к учебе. Это, в первую очередь, связано с психофизиологическими процессами. Это отставание сердечно-сосудистой системы, ее развитие. Из-за этого дети утомляются, у них портится характер, они становятся нервными и раздражительными, возникает много личностных проблем. И все это, конечно, напрямую сказывается на успеваемости.

Их нравы

Во всем мире есть государственные школы, которые мало чем отличаются от российских, а есть школы частные (не путать с нашими частными). Но вообще идеология и европейского, и американского образования все-таки ставит во главу угла индивидуальное обучение.

Как это выглядит. Детям раздают учебные материалы, которые одновременно являются и учебником, и тетрадью (выглядит это как толстая тетрадь, в которой раскрываются темы, есть упражнения к ним, и прямо в тетради эти упражнения заполняются). Предположим, в тетради 150 страниц. А в классе  25 детей. Так вот, представьте себе, что через полгода обучения половина класса проходит 89-ю страницу, трое детей сидят на 5-й, а десять уже учебник закончили.

И учителя это не напрягает  он подстраивается под детей, и, учитывая их индивидуальные способности, не требует, чтобы все они примерно с одной скоростью шли. Кто как может, в таком темпе и учится.

Но для этого надо сильно любить свою работу и обладать терпением и волей. С этим проблема  не все учителя в состоянии так учить. А наша система образования построена так, что для учителя такой подход вообще невозможен.

Учитель VS ученик: кто кого

Часто учителя в российских школах говорят родителям на собраниях, что программа сложная и что родители должны с ребенком заниматься дополнительно, что-то дома делать. Да ничего вы не должны. Более того, идея о том, что, чтобы ребенок знал русский язык, родители должны знать русский  она вообще утопическая.

Вы уже взрослый человек и как знаете русский, так и знаете. Не думаю, что из-за того, что ребенок пошел в школу, вы начнете по новой учить русский. Кстати, думаю, что родители Ломоносова были неграмотными, и это никак не повлияло на его способности к русскому языку.

Теперь по поводу претензии учителей. Учителя, мягко говоря, избалованы нашими родителями. Если учитель говорит вам, что это ваши задачи: собирать ребенка в школу, контролировать его успеваемость, помогать с уроками («программа сложная, если не будете дома заниматься, то ваш малыш в нашей англо-французско-испанской школе учиться больше не будет»),  на мой взгляд, это совершенно непозволительная наглость.

Вообще-то учителя деньги получают за ту работу, которую пытаются спихнуть на вас.

Что вам хочу сказать  вы не обязаны ни делать уроки с ребенком, ни проверять, что он там принес или не принес. Вы обязаны ребенка привести в школу к 8:30, следить, чтобы он у вас был здоровым, сытым, носил форму, ботинки у него были чистыми, ногти с ушами тоже.

Все остальное  проблемы самого органа образования, сотрудники которого, собственно, за это получают зарплату. Это их работа  и точка.

Объясните ребенку, что учеба и все, что с ней связано  это действительно его проблема. Тогда ребенок будет не перед вами отвечать, а перед самой школой. Конечно, сначала проблемы будут: он будет забывать, получать двойки, попадать в дурацкое положение, его будет отчитывать учительница и говорить, как говорили всегда: «Может, в следующий раз ты еще и голову дома забудешь?»

Но ребенок совершенно точно не захочет ежедневно находиться в этом состоянии дискомфорта. Он начнет сам думать о том, что ему нужно. Потому что это действительно должно быть нужно именно ему, а не вам.

Если учителя будут давить на вас, изобразите «плохую маму», которой вообще наплевать на своего ребенка. С одной стороны, это вызовет раздражение по отношению к вам, но с другой, ребенка начнут жалеть.

Потому что если вы скажете: а мы принципиально не будем ничего делать  возникнет неприязнь. Сказав же, что вообще не интересуетесь учебой, вы окажетесь в роли «плохого следователя». А ребенок будет хорошим, его будут жалеть, и учительница будет сама собирать ему портфель.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.