Подписаться
Курс ЦБ на 11.12
77,89
91,38

Министр на триллион

Инвестиции в базовые предприятия области теперь неприоритетны для министерства. «Зачем нам отчитываться за тонны стали, когда их производство уже не наша заслуга? — недоумевает Михаил Максимов. — Н

Михаил Максимов, министр экономики и труда Свердловской области, взялся увеличить объем инвестиций в регион с 200 млрд до 1 трлн руб. Чтобы обеспечить пятикратный рост к 2020 г., он перестраивает ведомство по образу инвестиционной корпорации. Делает из чиновников стартап- и проект-менеджеров, оценивает результаты по системе KPI, делит с инвесторами риски запуска проекта.

Инвестиции в базовые предприятия области теперь неприоритетны для министерства. «Зачем нам отчитываться за тонны стали, когда их производство уже не наша заслуга? — недоумевает Михаил Максимов. — Нужно привлечь в регион компании, чьих производств тут нет и, более того, которые даже не собирались к нам приходить. Только так возможна диверсификация экономики».
Инвестиционно привлекательный имидж области министерство создает по инновационной схеме — финансово участвуя в проектах и предоставляя гарантии их реализации инвесторам. «Губернатор активно контактирует с инвесторами, а наша задача — доводить конкретные проекты до логического завершения», — уточняет министр.
Для этого г-н Максимов намерен лоббировать создание резервов из доходной части бюджета под долгосрочные совместные проекты с бизнесом, что стратегически эффективнее, чем вкладываться в социалку. «Например, если построить дорогу и провести газ в деревню, люди там будут жить лучше. Но с точки зрения регионального валового продукта это не принесет ничего в следующие пять лет. Если же подвес­ти газ к перерабатывающему предприятию или сельхозкомплексу, то мы получим около 300 новых рабочих мест. Налоговые отчисления вернут все затраты в бюджет, а ВРП будет расти», — объясняет он.

Министерство делит с инвесторами коммерческие риски
Михаил Максимов выделяет три ключевых принципа, которые легли в основу новой системы привлечения инвесторов в регион. Первый — Минэкономики проходит вместе с инвестором начальный, самый сложный этап реализации проекта: проведение маркетинговых исследований, составление бизнес-плана, выделение и подготовка площадки. Как замечает чиновник, на долю этого этапа приходится от 10 до 25% стоимости проекта, но нередко инвесторы вообще отказываются выходить на новые рынки: затраты слишком рискованные, а порой и бессмысленные. Второй принцип — министерство берет на себя прохождение административных процедур. И третий — регион дает инвесторам гарантии выполнения своих обязательств. Например, гарантирует создание определенной инфраструктуры на выбранной территории. В противном же случае — компенсирует инвестору убытки. «Эти действия с нашей стороны помогут инвесторам понять, что именно у нас они реализуют проект наилучшим образом», — резюмирует г-н Максимов.
Первые итоги работы министерства по новым принципам уже есть: в июне на саммите ШОС между Внешэкономбанком (ВЭБ), правительством области и Госбанком развития КНР было подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве. В соответствии с ним Китай через механизмы ВЭБ готов вложить в развитие региона до 1 млрд евро. «Сейчас в ВЭБ проходит оценку ряд проектов, которые мы предложили китайской стороне», — уточняет министр.
По каким принципам вы отбираете проекты?
— Нам интересны те проекты, по которым мы можем выйти на кредитный договор с банком, и мы готовы давать под них гарантии, если потребуется. ВЭБ согласен работать по такой схеме.
Получается, министерство выступает своего рода проводником между госбанком и конкретными бизнес-проектами?
— Легко просить: «Вложите в наш регион 100 млн руб.» — и при этом лишь заявлять, что будем помогать. Гораздо лучше взять на себя обязательства по финансированию проектной документации, прохождению экспертиз плюс обеспечить выделение земли и формирование всей инфраструктуры, а инвестору предложить вложить в проект оставшиеся 90% средств. Так можно создавать конкурентное преимущество территории по сравнению с другими регионами.
Эти принципы мы применяли в переговорах с корпорацией Danon, которая ищет площадку для размещения огромного перерабатывающего комплекса. Претендентов было много, но в итоге компания сейчас выбирает между Свердловской и Тюменской областями. Пока скажу одно: шансы у нас очень велики.
Что становится основой для подбора инвестиционных заявок?
— Мы исходим из оценки очевидно не освоенных ресурсов и перспективы сбыта. Самый простой пример — лес. Ресурс колоссальный, но почти не используется. Надо проявить инициативу, провести исследования, необходимые для потенциального инвестора. Ведь его не впечатлит рассказ о том, сколько кубометров древесины можно заготавливать. Он потребует ответить на вопросы, где находится участок, какого качества древесина, какова себестоимость вывоза, кто основные потребители и т. д. Сам инвестор не вложит и $100 тыс. в маркетинг лесных участков, которые он, возможно, получит на конкурсной основе, а возможно, и не получит. Эти затраты область должна нести сама, чтобы сделать презентацию для инвестора предметной.
То есть сегодня собственные разработки не в приоритете?
— Наша задача выяснить, что мешает бизнесу, и помочь устранить преграды. Когда мы сами инициируем проект и управляем им, это важно, но все-таки КПД здесь ниже. По моим оценкам, выживаемость проектов, которые включены в стратегический план развития конкретного бизнеса, — 50%. Тех, что мы сгенерировали самостоятельно с помощью привлеченных экспертов, — 10%. Очевидно, что ресурс надо направлять на поддержание проекта, уже созревшего внутри самой компании, необходимого ее собственнику.
Чиновников переквалифицируют в стартап-менеджеров
Оценивать эффективность своего министерства Михаил Максимов предлагает так: если инвесторы принесли мало проектов, значит, не воспринимают ведомство как партнера. «Когда бизнес чувствует, что будет поддержка, он идет в регион», — убежден министр. Чтобы укреплять отношения с инвесторами, этим летом в Минэкономики создали специальные подразделения — управление сопровождения проектов и управление коммуникациями. А в штат набрали проектных менеджеров из бизнеса, умеющих общаться с банками и прочими поставщиками ресурсов.
Зачем нужны новые подразделения?
— Управление коммуникациями устанавливает контакты с инвесторами. Это штучная работа. Можно выступить на РЭФе или приехать на форум в Сочи и красиво рассказать, что у нас тысячи инвестиционных проектов. А можно взять список участников форума, понять, с кем необходимо провести переговоры, и отправить от министерства пять человек «в теме», с переговорными навыками и знанием английского, чтобы они сели и поговорили с инвесторами минут 20. Достаточно собрать первичные сведения об их инвестиционной программе на 3-5 лет, законтактировать. Потом идут более предметные встречи: показать, что у нас есть земля под их проект или что мы готовы дать ресурс для его реализации, свою гарантию, если они будут работать у нас. Не надо предлагать инвесторам то, что им не нужно.
Кроме того, в планах создать представительство в Москве со штатом 2-3 человека, они будут пополнять нашу базу потенциальных инвесторов. В столице перспективных, а главное, реальных проектов на порядок больше, и с ними надо работать ежедневно. Извлекать их из воздуха и приземлять на Урале. Когда инвесторы ставят область в шорт-лист приоритетных регионов, проект поступает в департамент сопровождения проектов, за ним закрепляется человек, который замотивирован довести его до результата.
У ваших менеджеров есть план, сколько новых контактов они должны завести и на сколько проектов в итоге выйти?
— Пока говорить о таких показателях рано. Но мы делаем ставку на чиновников нового уровня — тех, кто может разговаривать с бизнесом и его смежниками (банками, поставщиками, логистами и т. д.) на равных. Они нацелены не на отчет о работе, а на ее результат. К тому же мы сформировали критерии, которые помогают расставить приоритеты в проектах, чтобы 90% времени не уходило на наименее результативный проект для развития территории (подробнее см. стр. 26. — Прим. ред.).
Выходит, заработок госслужащих будет сдельным? Появятся бонусы за завершенные проекты?
— Эту систему еще надо отработать. Не забывайте, что госструктура все равно будет госструктурой.
Мы предлагаем молодым управленцам выбор: они могут пойти в уже сложившийся бизнес и за десять лет сделать там карьеру, а могут прийти в Минэкономики области и принять участие в формировании одного-двух крупных проектов в течение года. В будущем, вероятно, они перейдут работать в этот проект и, скорее всего, сразу на руководящую должность.
Получается, кто привел в регион предприятие, тот его и возглавил? И государству послужил, и карьеру сделал.
— Да, такая возможность есть.
А если не привел?
— Мы задаем простые вопросы чиновникам- менеджерам — с кем контактировали, какая сейчас реакция от инвесторов на наши действия? Какую оценку они нам выставили, помогли, не помогли, в чем проблемы? Конечно, хочется сказать, что у нас 100 проектов, тысяча и больше. Но не надо в этом состязаться. Гораздо существеннее, подготовили ли проект к реальному финансированию.
Кризис поднимает норму прибыли
Осенью федеральные, а затем и региональные власти объявили об окончании кризиса. По их версии произошла стабилизация рынков, обозначились даже отрасли, которые на фоне кризиса выросли: сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность, розничная торговля. Самое страшное уже позади, убеждает Михаил Максимов и настаивает, что наиболее выгодное время вложений — сейчас.
И все-таки ваши заявления выглядят слишком оптимистичными. Например, за последнее время несколько ключевых предприятий региона стали банкротами.
— Банкротство — всего лишь очищение от долгов. Мы не допустим закрытия предприятий, даже если они сменят владельцев. Мы договариваемся с банками о реструктуризации кредитов, помогаем отработать схему вхождения в уставный капитал одного из ключевых потребителей и заказчиков продукции. Задолженность после такой сделки гасят, заказы размещают, работа предприятия продолжается.
Мы помогаем предприятиям по программе поддержки занятости сотрудников: даем возможность платить зарплату из бюджетных денег. На эти цели Свердловская область получила 1,5 млрд руб., госпрограммой охвачено более 80 тыс. человек.
Все это направлено не только на стабилизацию ситуации в регионе — мы показываем потенциальным инвесторам, что готовы помогать и их бизнесу в случае трудностей.
Сомнительно, что такая господдержка — важный сигнал для инвестора.
— Он просто не самый главный. У нас сильные конкурентные преимущества: за десять лет мы создали колоссальную инфраструктуру, создали высокий уровень жизни, стали частью мировых экономических процессов. Для иностранных инвесторов нередко важны не показатели самой дешевой рабочей силы и бесплатной земли, а то, смогут ли они привезти, скажем, из Германии сюда на год десять своих специалистов, чтобы те смогли настроить высокотехнологичное производство.
Кризис был землетрясением, которое привело к необратимым последствиям. Но сейчас мы имеем новый ландшафт, поэтому надо застраивать территорию более сейсмоустойчивыми зданиями.
Но никто не хочет строить, пока есть угроза новых подземных толчков.
— Да, но чем выше риски, тем выше рентабельность. Можете сейчас ничего не строить, но, возможно, в следующем году вы не найдете проектов с такой нормой прибыли.
Считаете, сейчас время смелых?
— Сейчас — время умных.

 

 

Михаил Максимов
Первый заместитель председателя правительства Свердловской области по экономической политике и перспективному развитию— министр экономики и труда
Родился 8 октября 1974 г. в Переславле Ярославской области.
Образование: в 1997 г. окончил Государственную финансовую академию при Правительстве РФ.
Карьера: в конце 90-х — начале 2000-х гг. работал в администрации Сергиева Посада (Московская область): привлекал инвестиции и выводил предприятия из кризиса. Затем перешел в московскую промышленную группу «НИТОЛ», которую вскоре возглавил; в июле 2003 г. начал работать в аэропорту Кольцово; с 2005 г.— генеральный директор аэропорта Кольцово; с лета 2007 г. работал генеральным директором ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (Москва); с октября 2007 г.— министр экономики и труда Свердловской области.

 

Самое читаемое
  • «Госуслуги» отказываются от SMS-кодов и вводят вход через Max«Госуслуги» отказываются от SMS-кодов и вводят вход через Max
  • Кандидатов в мэры стало шесть: ОП выдвинула директора института экономики Юлию ЛавриковуКандидатов в мэры стало шесть: ОП выдвинула директора института экономики Юлию Лаврикову
  • «Эффект Долиной» и бабушкины схемы мошенничества на рынке недвижимости«Эффект Долиной» и бабушкины схемы мошенничества на рынке недвижимости
  • Где искать, как привлечь и сколько платить? hh.ru знает всеГде искать, как привлечь и сколько платить? hh.ru знает все
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.