Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

Михаил Абсалямов:«Кто приготовится к подъему, тот будет в выигрыше»

Есть мнение, что без двух объектов — VIP-терминала и башни контрольно-диспетчерского пункта в аэропорту Кольцово, саммит ШОС не состоялся бы. Михаил Абсалямов, человек, который решает проблемы, сде

Строитель Михаил Абсалямов — человек непубличный. Работает с опре­деленным кругом инвесторов, состав которых почти не меняется. Незнакомым заказчикам обычно отказывает, даже если те обещают золотые горы. Говорит, что в бизнесе следует двум правилам: выполнять взятые обязательства и не подставлять деловых партнеров. Как уплотнить три месяца до трех недель?
Зачем работать без денег?
Кому верят инвесторы во время кризиса?

Есть мнение, что без двух объектов — VIP-терминала и башни контрольно-диспетчерского пункта в аэропорту Кольцово, саммит ШОС не состоялся бы. Михаил Абсалямов, человек, который решает проблемы, сделал все, чтобы этого не случилось. Накануне ШОС он рассказал «ДК», как умение работать с людьми помогает ему завершать строительство в назначенный срок.

Как пройти на ШОС

Судьбоносных решений от ШОС Михаил Абсалямов не ждет. По его словам, важно другое — разъехавшись по домам, участники саммита поделятся информацией о потенциале Екатеринбурга с предпринимателями, которым деньги жгут карманы. Не исключено, что впоследствии кто-нибудь из них посетит город с серьезными намерениями. Тогда можно считать, что ШОС удался.

— Зря вы думаете, что в Екатеринбурге я к чему-то имею отношение, — предупреждает Михаил Абсалямов на всякий случай. — Говоря о построенных к ШОС объектах, надо благодарить инвесторов, которые находили деньги, чтобы выдержать темп, заданный строителями. Без них ничего бы не получилось.

А была к ШОСу гонка: давай успевай, обещал — выполнил?

— Нет, так нельзя. Загнанных лошадей пристреливают А здесь надо было правильно рассчитать силы. Проведение ШОС в Екатеринбурге — это показатель доверия к нашей области. Властвующие люди в Москве понимали, что региональное руководство вытянет проведение саммита.

Но, насколько я понимаю, Екатеринбург выбрали потому, что для проведения саммита у него все было.

— Нет таких городов, где можно провести ШОС на всем готовом, за исключением, может быть, Москвы. Проблемы с инфраструктурой — общие для всех. Но мероприятия такого уровня — лакмусовая бумажка, показывающая возможности администрации — областной и городской. Здесь много факторов сходится. Не зря «Форбс» пишет — Екатеринбург вошел в число пяти городов, наиболее привлекательных для бизнеса. Но для того чтобы понять, насколько город соответст­вует ожиданиям, сюда нужно приехать, осмотреться, поговорить с людьми. Правильно? А Екатеринбург сейчас привели в порядок, большую часть объектов удалось достроить. Посмотреть есть на что. Даже те, кто не раз бывал в Екатеринбурге, проходя через тот же VIP-терминал Вы были в VIP-терминале?

Да.

— проходя через кольцовский комп­лекс, понимают, как сильно все изменилось. Встаньте на площадку перед нашим Белым домом и чуть-чуть повернитесь вправо — это же Дефанс (деловой квартал Парижа. — Прим. ред.) в чистом виде. Город радикально меняет облик, но изюминка, которая в нем была, сохранилась. Мне нравятся уцелевшие фрагменты старого города — улица 8 Марта рядом с «Рубином», Пролетарская улица, которая ведет к «Космосу». Хотя я не разделяю вот этой истерии по поводу памятников старины и культуры. Как строителю, мне приходится сталкиваться с этой проблемой — трудно строить что-либо в черте города, не задевая памятники, которых у нас больше, чем в Париже. Но если для парижских памятников находятся спонсоры, то наши историче­ские здания, сами понимаете, в отчаянном положении. Так надо честно признать — денег на их сохранение у нас нет.

Когда на все не хватает, выбирают что-то более практичное. Например, новый VIP-терминал. А вы его строите.

— Не верьте, это все злые языки. (Смеется.)

Почему? Вы генподрядчик, исполнители — местные.

— В этом смысле — да. Последние три-четыре года, когда мне в пример ставили то французов с «Хаяттом», то турков с IКЕА, убеждая, что они строят в сжатые сроки с суперским качеством, я всегда смеялся по этому поводу и говорил: наши-то строители ничуть не хуже. Атриум Палас Отель, «Гринвич», аэровокзал, центр «Мерседес» — знаковые объекты, мы сами их строили.

А есть какие-то технические особенности, отличающие строительство аэро­порта от делового центра?

— Есть. Конечно, есть.

Расскажите. Именно по процедуре строительства, по тому, как вы его делали. Какие были сложности?

— Все считают, что я там что-то делал, какое-то деятельное участие принимал Нет. Там работали люди, специалисты.

Все равно набор команды — это ваша задача.

— Ну просто собрал людей, они делали свое дело, а я приезжал иногда — смотрел, как стройка движется.

А по какому принципу вы людей собираете? Где вы их находите?

— Меня окружают хорошие люди, будь то инвесторы, подрядчики или заказчики. Просто везет по жизни, что люди приходят и спокойно работают. Видели, наверное, диспетчерскую башню в Кольцово — она высотой 50 м. Мы очень хотели успеть к ШОС. Специалисты, которые приехали в апреле монтировать и налаживать оборудование, собирались работать три месяца. Мы спросили: какие у вас есть проблемы, может, вместе попробуем сократить сроки? И когда они рассказали, с какими трудностями сталкивались на предыдущих объектах, мы пообещали, что три четверти проблем постараемся снять. В итоге монтаж и наладка заняли три недели. Они пошли нам навстречу, понимая, что мы заинтересованы в максимально сжатых сроках. Все получилось конструктивно, без шума, без крика.

Нарезать торт в поезде

Михаил Абсалямов уверен, что его компания в состоянии выиграть любой тендер, неважно, где тот будет проходить — в Екатеринбурге или в Нью-Йорке, хотя сам он ничем не руководит, а наблюдает за процессом со стороны, распределив роли между исполнителями. Его уверенность базируется на иррациональном математическом расчете, который он называет «внутренним пониманием цены конечного продукта».

У вас какой принцип — лучше справиться своими силами или набрать как можно больше подрядчиков?

— Хвататься сразу за все — конечно, ошибка. Моя задача — нарезать большой торт на кусочки, чтобы каждый мог скушать, не подавившись. Вот это умение — самое главное. Нужно выбрать подрядчиков, распределить объемы работ, бюджет застройки, а главное — согласовать сроки. Поставить задачу — и спокойно работать.

А вы, в свою очередь, участвуете в тендерах на крупные объекты, где наряду с вашей компанией участвуют и другие застройщики. Как вы, в частности, получили подряд на строительство аэропорта? Почему вас выбрали?

— Да не знаю.

Был тендер?

— Тут сложно сказать, тендер или что-то другое. Работу начинала югославская подрядная организация. Существовал проект терминала, определявший перспективу на обозримое будущее. А в целом ситуация была тяжелейшая — не все складывалось, как хотели инвесторы. Меня пригласил один из руководителей группы компаний «Ренова» в Екатеринбурге (Пауза.)

И что? Сказал, мол, Михаил, возьмешь аэропорт делать?

— (Смеется.) Что значит — возьмешь Это же не носилки, не ведро с водой

Хочется понять, как договариваются о таких больших проектах. Люди ведь общаются друг с другом на простом языке. Например, говорят: «Заходи на объект. Югославы нам не нравятся».

— Не было таких слов «югославы нравятся — не нравятся». Да и подход был другой. Не так, чтобы начатое разрушить, старых подрядчиков выгнать, все поотрубать, порезать, а потом начинать на новом месте. Главное было — разобраться. Ведь проблема возникает, когда подрядчик берется за непосильную работу, начинает пыжиться, а потом приходит с виноватым лицом и говорит: «Ничего не вышло».

С югославами поэтому не стали работать?

— Нет, там другая причина. Образно говоря, ситуация такая. Есть станция. Человек приходит, покупает билет. И вот поезд уже трогается, а он все стоит на перроне, ворчит: «Что-то мне поручни не нравятся — грязные они какие-то, и машинист неаккуратный — трогается рывками» Поезд идет себе потихоньку, а человек все хает и хает. А поезд тем временем набирает ход. Из тех, кто в него сел, одни становятся машинистами, другие — проводниками, третьи — пассажирами разных классов. Так и на стройке — есть определенная группа людей, внутри которой происходит распределение ролей: кого взять в команду, кого — не взять. Кто хочет работать — получает миллиардный контракт, кто не хочет — остается на перроне.

Возникает впечатление, что заказы находят вас сами.

— Честно скажу — у меня впечатление такое же. (Смеется.) В прошлом году, когда мы вели переговоры с австрийской компанией «Анджело» о строительстве гостиницы в Кольцово, ее представители предупредили: хотим пригласить строителей из Австрии. Я ответил — приглашайте, мы способны выиграть любой тендер. Они долго удивлялись. Спрашивали, почему мы так уверены в своих силах.

И почему же?

— Есть некое внутреннее понимание цены конечного продукта. Особенно если знаешь, что именно должен выдать на финише, в том числе по интерьерам. Тогда решение принимать проще.

Вы ездили смотреть аналогичную гостиницу?

— Да, помимо Екатеринбурга «Анджело» сдает три отеля в Европе.

А чем вас привлек этот проект?

— Сложно сказать. Мне нравятся нестандартные задачи, заставляющие ломать голову. А стройка «Анджело» изначально была нереальная — мы взяли на себя обязательства построить гостиницу 4+ за 12-16 месяцев. В таких случаях проект делают иностранцы, а мы потом адаптируем к российским условиям. Но австрийские проектанты в сжатые сроки работать не могут — у них другой, более размеренный образ жизни, другой подход, другие стандарты. Поэтому сделали иначе — мы проектировали, а они — подгоняли под стандарты гостиничной сети. Конечно, они могли бы объявить тендер, но, честно говоря, я не знаю, кто бы еще сумел спроектировать, оформить все документы, согласовать и построить отель за 12-16 месяцев. Под ключ. Я не думаю, что есть такая компания.

И австрийцы от тендера отказались?

— Да, мы наметили некоторые контрольные точки. Когда они увидели, что все выполняется, работа пошла.

То есть в поезд сели нормально?

— И спокойно в этом поезде ехали. Ругались. Спорили. Но это не страшно — команда на ходу притирается.

На Маврикий мы не поедем

К экономическому кризису Михаил Абсалямов относится философски, полагая, что миссия строителя в новых условиях описывается формулой «Собака лает, а караван идет». В том смысле, что каждый должен заниматься своим делом, невзирая на прогнозы экспертов «будет еще хуже». Он убежден, что позитивный настрой создает ауру, притягивающую деньги.

А что вам, как строителю, хочется больше всего? Есть мечта?

— Город построить.

Так вам тогда — в Академический.

— Не знаю. Дело в том, что хотелось бы начать с нуля. Да и торопиться, в общем, некуда — несмотря на кризис, у нас много интересных предложений о строительстве объектов в Екатеринбурге.

Например?

— Ну, есть

Это тайна какая-то?

— Не тайна. Есть на сегодняшний день несколько проектов. Но у людей, которые меня окружают, свои задачи.

Вернемся к городу, который вы хотите построить. В кризисной ситуации мечта становится вдвойне несбыточной.

— Это когда вам хочется всего и сразу. Но в рамках трудной задачи есть некая маленькая, которую вы ставите себе на день, на неделю, на месяц, на год. И когда ты вечером идешь домой, понимая, что выполнил ежедневную задачу и она тебя приближает к выполнению задачи на неделю, на месяц, а самое главное, приближает к тому городу, который ты имел в виду, это же приятно. И потом, что значит «кризисная ситуация»?

Когда одни перестали хотеть что-либо строить, а другие что-то покупать.

— Мы же знаем, что жизнь — это спираль. Есть период спадов, есть период подъемов. За провалом будет подъем.

Будет, безусловно.

— И тот, кто сегодня к этому подъему приготовится, останется в выигрыше. В жизни ведь главное — не быстро бегать, а идти в нужном направлении. Правильно? Если мы говорим про некоторых моих друзей или партнеров, то они же могли, допустим, бросить стройки, которые мы уже начали, и уехать из страны. Переждать смутные времена где-нибудь на Ямайке или Маврикии, а потом, услышав по «Маяку», что кризис кончился, вернуться, достать из загашника деньги и начать финансирование. Это — одна ситуация. Есть и другая — как бы тяжело ни было, люди остаются здесь и потихоньку работают. Допустим, в прошлом году, когда кризис жахнул, ситуация была тяжелая. Большинство подрядчиков по­ступили рационально, сказав: «Бесплатно мы не работаем». Но кто-то продолжал работать. И я сказал Эдуарду Эргартовичу, что в декабре мы сдадим терминал в Кольцово.

У вас же были большие долги по этой стройке.

— Да не только по этой — по всем стройкам. Мы собрали людей — переговорили. Люди сказали — будем работать. В итоге обещание удалось сдержать — 16 декабря мы зажгли елочку в этом терминале. Да, рассчитывались потом с людьми до апреля, до мая. Но их вера очень помогла.

Многие строители сейчас работают на этой вере, но долго ли они еще протянут? Когда по «Маяку» передадут, что кризис кончился?

— Ну нельзя сегодня найти такого гуру, который придет и скажет: делайте так, так и так — и послезавтра все это закончится. Я считаю, каждый должен работать на своем месте, ставить себе планку — что ему нужно сделать. Да, кризис, да, тяжело, но вот люди поверили — и терминал в Кольцово построен. И железнодорожная станция построена. Правильно? Те, кто сюда приедут во время ШОСа, увидят эти вещи и поймут, что у нас люди работают вопреки кризису. Значит, им можно доверить новое строительство.

На какие деньги?

— В том числе за счет иностранных инвестиций. Такой вариант возможен, я его не сбрасываю. Пока все кричали «караул», приехали австрийцы, дали денег на гостиницу. В России у них было два проекта — отель в Санкт-Петербурге и отель в Екатеринбурге. В Питере начали строить на три года раньше нас. Но вот мы уже заканчиваем, а они стоят: кризис — денег нет. Казалось бы, платят из одного кармана. Но мы строили быстрее и в прошлом году обогнали Санкт-Петербург. Теперь скажите, в кого будут вкладывать — в того, кто стоит на месте и понуро ждет денег, или в другого, который работает?

Ответ очевиден. А много в Екатеринбурге тех, кто продолжает работать? Или все уже на Маврикии?

— Не знаю, я же не вращаюсь в этих кругах, я — строитель

детали
Счастье по Михаилу Абсалямову
Как-то в один из своих дней рождения я сидел и думал: «Скоро очередная веха, а что в жизни было самым главным?» И я решил для себя так. Если я пойду по проспекту Ленина в сторону Вечного огня (или в другом направлении), думаю, что по пути мне встретится, скажем, тысяча человек. 990 человек увидят меня, и я увижу их. Начнем радоваться, обниматься, говорить друг другу радости. Из оставшихся десяти человек ну пять, наверное, пройдут мимо меня, опустив глаза. А еще пять перебегут на другую сторону улицы. Так вот, для меня счастье в том, что 990 человек из тысячи будут мне рады.

Источник: Михаил Абсалямов.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.