Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

МНЕНИЕ: Артем Абрамов о фирмах-однодневках

Артем Абрамов, управляющий партнер юридической компании Vinder Law Office:   В конце прошлого года президент РФ Дмитрий Медведев дал задание правительству подготовить законопроект о введении отве

Артем Абрамов, управляющий партнер юридической компании Vinder Law Office:
 
В конце прошлого года президент РФ Дмитрий Медведев дал задание правительству подготовить законопроект о введении ответственности за использование фирм-однодневок. По мнению президента, к ответственности необходимо привлекать как тех, кто использует фирмы-однодневки, так и тех, на кого они зарегистрированы. «Просто должно быть понимание, что сама по себе такая деятельность наказуема», - заявил Дмитрий Медведев на одном из последних заседаний совета по противодействию коррупции.
 
На первый взгляд, с этим предложением сложно не согласиться. Сегодня, по разным оценкам, более 50% из зарегистрированных российских компаний являются фирмами-однодневками. Большинство из них используются для уклонения от уплаты налогов и легализации денежных средств. Очевидно, что с этим нужно что-то делать. Но предложение президента наталкивает и на вопросы.
 
Так, Минюст РФ предлагает расширить Уголовный кодекс новой, 173-й статьей «Фиктивное участие в создании и деятельности юридического лица». Планируется, что по этой статье можно будет привлекать к ответственности за регистрацию компании без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность. Но зачем вводить новый уголовный состав? Привлечь преступника к уголовной ответственности за неуплату налогов и легализацию денежных средств можно и по другим статьям УК.
 
На мой взгляд, решение вопроса с фирмами-однодневками лежит скорее не в уголовной, а в гражданской плоскости. В России сегодня достаточно легко как зарегистрировать, так и ликвидировать практически любую компанию. Мне же кажется, что необходимо несколько забюрократизировать этот процесс – в хорошем смысле этого слова.
 
Например, одним из критериев реальной, а не мнимой деятельности фирмы могла бы стать обязательная регистрация ее сотрудников в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования и других государственных институтах. Каков бы ни был бизнес, в нем работают реальные люди, которые должны получать зарплату. Но фирмы-однодневки сегодня в фондах конечно никто не регистрирует, все равно никакой серьезной ответственности за это не последует, чем и пользуются их реальные учредители.
 
Также можно усложнить и сам процесс регистрации компании и ее постановки на налоговый учет. В частности, при регистрации фирмы налоговая служба могла бы требовать у ее  учредителей не только устав и иные типовые документы, но и, например, краткий бизнес-план, декларацию о намерениях и какие-то другие уникальные документы. Эти документы позволяли бы оценить цели и планы предпринимателя.
 
Мировая практика такова, что легко зарегистрировать фирму можно только там, где много оффшоров. Большинство же стран с развитыми экономиками контролируют свой бизнес более тщательно. Например, в Швейцарии для того чтобы открыть счет в крупном банке, основной бенефициар компании должен лично приехать на собеседование. Он может даже и не значиться в качестве учредителя организации, но он все равно должен приехать в банк. У нас же такую ситуацию невозможно себе представить. Почему бы не сделать такое требование для банков обязательным?
 
Наконец, частично проблему с фирмами-однодневками можно решить и за счет уже обсуждающейся на государственном уровне инициативы по увеличению минимального уставного капитала юридических лиц. Однако предложение по установлению минимума капитала в размере 1 млн рублей мне кажется явно завышенным. Оно угрожает не только фирмам-однодневкам (тем более, что многие их учредители обладают такими оборотными средствами), но и реальному бизнесу. Например, мои первоначальные инвестиции в открытие Vinder Law Office составили примерно 800 тыс. рублей. Эти деньги мне потребовались, в частности, для того чтобы арендовать офис, разработать фирменный стиль компании и приобрести необходимое оборудование. Но я открывал компанию на семь рабочих мест, а кто-то другой наймет одного сотрудника и его затраты будут существенно ниже. Зачем же вынуждать его брать кредит или искать недостающие средства иным путем. Или тогда надо увеличить и размер государственной поддержки начинающим предпринимателям до 1 млн рублей.
 
Понятно, что и ко всем названным мною требованиям можно приспособиться. Но чем больше трудностей, тем дороже стоит такая услуга. А чем дороже она стоит, тем меньше на нее и спрос. Кроме того,  здесь мы как раз и подходим к вопросу уголовной и иной ответственности за использование фирм-однодневок. Главное ведь не само наказание, а его неотвратимость. Упор нужно делать на контроль за уже зарегистрированными компаниями. Причем ориентироваться следует не на суммы уплаченных налогов, как это часто у нас бывает, а на факт осуществления предпринимательской деятельности.

Колонка написана специально для «Делового квартала».
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • На юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублейНа юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублей
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.