Подписаться
Курс ЦБ на 27.04
92,01
98,71

МНЕНИЕ: «Еще раз о подоходном налоге», — вице-президент ЭАЦ «Модернизация» Михаил Абрамов

«Вводить прогрессивную шкалу в России следует поэтапно. Сначала необходимо научиться выявлять доходы физических лиц из всех источников в России и за рубежом».

Блоги DK.RU

Михаил Абрамов:

Введение прогрессивной шкалы подоходного налога — одна из главных мер улучшения социально-экономической ситуации в России.

Наличие прогрессивной шкалы — обязательное (хотя и не единственное) условие развития России. Такая шкала есть у всех стран ОЭСР, «Двадцатки», БРИКС и многих других. Более того, на Гайдаровском форуме (январь, 2013) генсек Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Анхель Гурриа заявил, что ОЭСР «не готова принять РФ в свои ряды из-за плоской шкалы налогов, бедности и недофинансирования медицины». Анхель Гурриа посоветовал руководству РФ объявить фискальную войну вопиющим диспропорциям посредством введения прогрессивной шкалы. А ведь в ОЭСР Россия пытается попасть уже 16 лет.

Но вводить прогрессивную шкалу в России следует поэтапно. Сначала необходимо научиться выявлять доходы физических лиц из всех источников в России и за рубежом. Потом, в течение 1-2 лет можно оставить плоскую шкалу подоходного налога, установив минимальный необлагаемый налогом доход и увеличив ставку налога.

Предлагаем с 2017 года установить необлагаемый налогом доход 20 тыс. руб. в месяц и ставку НДФЛ 20%; в 2018 году ставку НДФЛ можно увеличить до 30%.

Рассмотрим, что дадут населению и бюджету предлагаемые новации.

 

Чтобы оценить результат, учтем, что в 2014 году был собран НДФЛ в сумме 2700 млрд. руб., среднедушевые доходы населения, согласно Росстату, в 2014 г. составили 27.766 руб./мес. Следовательно, годовой доход населения равен 48.746 млрд. руб. (27.766 руб. х 12 мес. х 146,3 млн. чел.).

Распределение доходов (48.746 млрд. руб.) по пяти 20% группам населения показано в табл. 6.21 Российского статистического ежегодника — 2015.

Каждая группа 29,26 млн. чел. (143,6 млн. : 5):

I группа — 5,2% доходов — 2.534 млрд. руб., средний доход 7.217 руб./мес.

II группа — 9,9% доходов — 4.826 млрд. руб., средний доход 13.745 руб./мес.

III группа — 14,9% доходов — 7.263 млрд. руб., средний доход 20.685 руб./мес.

IV группа, 22,6% доходов — 11.017 млрд. руб., средний доход 31.377 руб./мес.

V группа, 47,4% доходов — 23.106 млрд. руб., средний доход 65.807 руб./мес.

Среднемесячная зарплата в 2014 г., согласно Росстату, 32.495 руб. Зарплату получает население, занятое в экономике. Его численность 67.813,0 тыс. чел. Доходы от зарплаты составляют 32.495 руб./мес. х 12 мес. х 67,813 млн. чел. = 26.443,0 млрд. руб. Это подтверждается расчетом: доход равен частному от деления собранного подоходного налога на его эффективную ставку, которая, по данным Минфина, с учетом налоговых вычетов в 2012 году составляла 10,79%. Примем эту ставку и для 2014 г. Доход от зарплаты, судя по собранному НДФЛ, равен 25.023 млрд. руб. (2.700 млрд. руб. : 0,1079). Доходы от зарплаты по Росстату равны 26.443 млрд. руб. Именно эти доходы по факту облагаются подоходным налогом. Доходы из других источников в сумме (48.746 — 26.443) = 22.303 млрд. руб. фактически подоходным налогом не облагаются. В частности, не облагаются доходы 41 млн. 456 тыс. пенсионеров со среднемесячной пенсией 10.786 руб., составляющие в сумме 5.365,7 млрд. руб. С учетом стипендий и других социальных трансфертов, примем общую сумму доходов населения, не подлежащую обложению подоходным налогом, равной 6 трлн. руб.

Но  с остальных доходов (около 16,0 трлн. руб.) налог необходимо взымать. Таким образом, подоходному налогообложению подлежит доходы в сумме (26.443 + 16.000) = 42.443 млрд. руб., занятого в экономике населения численностью 67,813 млн. чел. Предположим этот доход распределяется по пяти группам численностью по 13,5626 млн. чел. каждая, так же, как и душевые доходы, указанные Росстатом.

I группа — 5,2% доходов — 2.207 млрд. руб., средний доход 13.560 руб./мес.

II группа — 9,9% доходов — 4.202 млрд. руб., средний доход 25.818 руб./мес.

III группа — 14,9% доходов — 6.324 млрд. руб., средний доход 38.856 руб./мес.

IV группа, 22,6% доходов — 9.592 млрд. руб., средний доход 58.936 руб./мес.

V группа, 47,4% доходов — 20.118 млрд. руб., средний доход 123.611 руб./мес.

В  дальнейших расчетах принимаем допущения: не учитываем теневые доходы граждан, составляющими по разным данным от 40% до 50%; принимаем доходы граждан в 2014 и в 2016 годах одинаковыми, и принимаем собираемость налогов, равной 90%.

Если на первом этапе (2017 г.) установить необлагаемый подоходным налогом доход равным 20.000 руб. в месяц, а с оставшихся брать налог 20%, то при собираемости 90% бюджет получит от населения 2-й, 3-й, 4-й и 5-й групп доходов [13,5626 млн. чел. х 12 мес. х (5.818 руб. + 18.856 + 38.936 + 103.611) х 0,2×0,9 = 4.898,8 млрд. руб. С этой суммы надо вычесть потери от освобождения от налогов населения с доходами 1-й группы, т.е. 2.207×0,13 = 286,9 млрд. руб. Таким образом, бюджет получит НДФЛ в сумме 4.611,9 млрд. руб., т.е. на почти на 2 трлн. больше, чем было собрано в 2014 году.

Если на втором этапе (2018 г.) установить необлагаемый подоходным налогом доход равным 20.000 руб. в месяц, а с оставшихся брать налог 30%, то при собираемости 90% бюджет получит от населения 2-й, 3-й, 4-й и 5-й групп доходов [13,5626 млн. чел. х 12 мес. х (5.818 руб. + 18.856 + 38.936 + 103.611) х 0,3×0,9 = 7.348,2 млрд. руб. С этой суммы надо вычесть потери от освобождения от налогов населения с доходами 1-й группы, т.е. 2.207×0,13 = 286,9 млрд. руб. Таким образом, бюджет, доходы которого в 2016 году запланированы в сумме 13,738 трлн. руб. (см. Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ), получит НДФЛ в сумме 7.061,3 млрд. руб., т.е. на 4 трлн. 361,3 млрд. руб. больше, чем было собрано в 2014 году. Таким образом, доходы бюджета возрастут более чем на 4,3 трлн. руб. или на 31,7%, т.е. почти на одну треть.

Для справки: в бюджете 2016 г. при общих расходах 16,098 триллионов рублей (дефицит бюджета 2,36 трлн. руб.) предусмотрены расходы на:

— образование — (3,8%) — 611 млрд. руб.

— здравоохранение — (2,49%) — 400 млрд. руб.

— культуру и кинематографию — (0,58%) — 93 млрд. руб.

— физическую культуру и спорт — (0,44%) — 70 млрд. руб.

— жилищно-коммунальное хозяйство — (0,54%) — 74 млрд. руб.

По этим данным можно судить, насколько велики суммы 2 трлн. руб. и, тем более, 4,3 трлн. руб., которые мог бы получить бюджет за счет минимального совершенствования подоходного налогообложения. А там, глядишь, и наш футбол станет лучше, и  пенсионеры и студенты будут покупать что-то помимо еды и т.д.

Возможно, мои расчеты не идеальны. Буду рад узнать мнение читателей.

Орфография и пунктуация автора сохранены

Самое читаемое
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Ural Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человекUral Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человек
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.