Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

МНЕНИЕ: «Успех Tesla – писк моды или тренд?» — Георгий Ващенко, ИК «Фридом Финанс»

«Ответ на вопрос, стоит ли долгосрочно инвестировать в акции производителей электромобилей, очевиден».

Блоги DK.RU

Георгий Ващенко:

Илон Маск сейчас пытается воплотить в реальность то, что до него столетие назад осуществил Генри Форд – сделать автомобиль массовым. Объем заказов на Model 3 превысил 350 000 за неделю. Но у главы компании хватает и критиков. Однако скептицизм к проекту и электромобилям вызван традиционным консерватизмом. В реальности фобии имеют под собой мало разумных оснований: Форду было сложнее завоевать рынок.

Да, моменту выхода Model T компания существовала 5 лет и уже могла похвастаться несколькими моделями. Tesla Motors была основана в 2003 г., и первая модель Tesla Roadster тоже воспринималась скорее как щегольская игрушка, чем серьезный автомобиль. Во-многом, по этой причине у электромобилей противников больше, чем поклонников.

Победа электротранспорта над традиционным автомобилем выглядит закономерной. Увеличение производства моторного топлива – такой же тупиковый путь, каким показалось бы выращивание овса. Альтернативные источники энергии, в том числе, возобновляемые, постепенно пробивают себе дорогу. Ежегодный прирост генерации альтернативными источниками составляет порядка 30%.

Сейчас, при стоимости бензина в районе $1 за галлон, анализ реального использования автомобиля Tesla в такси показал, что эксплуатационные расходы, включая не только топливо, приблизительно сопоставимы с традиционным. Причем если учитывать только топливо, то они меньше в 10 раз. Развитие доступной инфраструктуры и технологический прогресс окончательно подпишет приговор традиционному автомобилю. Осталось дождаться зеленой революции в энергетике, которая, хотя и поднимет стоимость кВт*часа, но сделает дешевле и прибыльнее саму альтернативную генерацию. Тогда события вроде банкротства крупнейшего производителя солнечных панелей Sun Edisson будут оставаться незамеченными даже среди скептиков, поскольку объемы генерации продолжат расти из года в год не меньшими темпами, чем сейчас.

Ответ на вопрос, стоит ли долгосрочно инвестировать в акции производителей электромобилей, очевиден. Другое дело, что мир развивается очень быстро. И тот факт, что сейчас на переднем крае электромобилестроения стоит Tesla, вышедшая из гаража, как когда-то Форд, не означает ничего на горизонте десятилетий. Однако на перспективу 3 – 6 лет компания готовит хороший задел: успех Tesla Model 3 может повторить успех Ford Model T. Чтобы завоевать рынок, а не остаться в аутсайдерах, компания расширяет модельный ряд, и резко увеличивает объемы производства.

Если Tesla Roadster было выпущено менее 3000, то Model S уже произведено больше 100 тыс., причем примерно половина – за прошлый год. В этом году будет произведено около 90 тыс. автомобилей, и дальше будет нарастать, поскольку компания развернет производство в Европе, а затем, возможно, и на других континентах. Ведь Model S производится даже для японского рынка (с правым расположением руля), и это успех, поскольку ведущие американские производители продают на японском рынке лишь несколько тысяч автомобилей в год (счет японских машин, проданных в США идет на миллионы). 

Жесткая конкурентная борьба заставляет не стоять на месте. Илон Маск поставил перед компанией очень амбициозные цели. 4 мая компания представит квартальный отчет, ожидается, что впервые убыток сократится до 64 ц на акцию, что укрепит уверенность в успехе проекта. Значит, массовое производство электромобилей, возможно, и оно востребовано уже сейчас. И это на горизонте нескольких лет обеспечит отрыв от конкурентов, которые норовят наступить на пятки, но пока лишь продолжают эксперименты в области электромобилей.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.