Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

Многофункциональный, зеленый, доступный. Как изменится Втузгородок в ближайшие годы

«Даже если отдельные наши идеи войдут в генплан развития Екатеринбурга, значит, работа проделана не зря. А мы уже сейчас начинаем реализовывать некоторые решения, заложенные в концепции».

Компания «Первостроитель» представила городской общественности концепцию развития Втузгородка. На территорию в границах улиц Малышева — Гагарина — Вишневая — Комсомольская большие планы. Правда, не все они понравились городским властям: проект развития территории уже рассмотрели на Градсовете и отправили на доработку. DK.RU поговорил с Андреем Пономаревым, руководителем отдела развития компании «Первостроитель», и выяснил, как, по мнению девелопера, должен измениться район.

Многофункциональный, зеленый, доступный. Как изменится Втузгородок в ближайшие годы 1

Техзадание на концепцию получили от Главархитектуры

Территория, концепцию развития которой подготовили в «Первостроителе», достаточно большая. Сюда входит не только микрорайон Университетский, который строит компания, но и земли, принадлежащие муниципалитету, УрФУ, РЖД, оборонному заводу «Вектор». 

Но именно вы озаботились созданием концепции, вы оплатили эту работу. Почему?

— Компания «Первостроитель» — основной застройщик этой территории. Собственно трест «Уралобувь», который в наши дни и стал «Первостроителем», возводил здания по ул. Мира, Педагогической, Библиотечной еще в довоенные и послевоенные годы. Многие из тех, кто строил те дома, жили здесь же и потом переселились в современные корпуса Университетского. Компаунд «Проспект Мира» — логичное продолжение Университетского — тоже строим мы.

Нам важно, чтобы жителям этой территории — и потенциальным, и уже имеющим здесь квартиры — было комфортно, чтобы они ощущали свою взаимосвязь с городом.

Сегодня это не так?

— Втузгородок — тихий центр. В этом есть как плюсы, так и минусы. Собственно, именно пониманию плюсов и минусов была посвящена первая часть масштабной работы, которую проделали мы совместно с компанией MLA+, разрабатывая нашу концепцию.

Почему именно MLA+?

— Когда выбирали, с кем работать, смотрели на градостроительный опыт — занималась ли раньше компания подобными проектами. Эта международная архитектурно-планировочная компания корнями из Голландии, с широкой сетью филиалов. Один из них находится в Санкт-Петербурге. То есть архитекторы российские, но могут использовать опыт, который применялся и в других странах. А питерские специалисты MLA+ участвовали в разработке стратегии пространственного развития города. 

Задание на разработку концепции Втузгородка получили от Главархитектуры. Нам ставили четыре основные технические задачи:

  • разработать комплексную концепцию преобразования территории в многофункциональный район с развитыми системами общественных центров и пространств. Сразу необходимо было предусмотреть высокотехнологичные рабочие места для жителей микрорайона;
  • оптимизировать существующую производственно-складскую застройку;
  • создать эффективную транспортную систему с ориентацией на общественный транспорт, а также пешеходно-велосипедную инфраструктуру;
  • определить принципиальную схему функционального зонирования.

Почему вы взяли именно такую территорию — от Гагарина и Малышева до железной дороги, ведь участок, на котором возводится Университетский, гораздо меньше?

— Такой масштаб был определен Главархитектурой. Всего здесь около 200 гектаров. Рассматривать развитие одного лишь Университетского, в отрыве от других участков, — с нашей точки зрения, нет смысла. Тут слишком много связей: школы, детские сады, поликлиники, магазины, прогулочные зоны. Это исторически сложившаяся инфраструктура, хотя сегодня определенная ее часть устарела.

И у нас, и у других застройщиков есть планы на строительство жилья на этой территории. Значит, нужны новые школы, новые садики — поэтому логично рассматривать территорию в комплексе.

Приоритет — общественному транспорту

Главный плюс, который застройщик обнаружил при анализе территории Втузгородка — это сложившаяся инфраструктура. Но есть и другие плюсы.

— Из плюсов я бы еще отметил историю района: здесь есть интересные здания, есть своя мифология. Спортивный кластер УрФУ также расположен в этой части — а это не только история и современность, это еще и ближайшее будущее. Часть спортивных объектов будет задействована в Универсиаде-2023, значит, они тоже будут развиваться.

Еще одно значительное преимущество — это очень зеленый микрорайон. Здесь есть пешеходный бульвар, много зелени во дворах.

А минусы?

— К минусам можно отнести недостаточную проницаемость района. Это довольно сложный участок: с двух сторон он ограничен железной дорогой. Основной фасад, соединяющий микрорайон с городом, — постоянно загруженная улица Малышева. Никаких больших транспортных артерий, которые бы шли вглубь, нет. Так что одна из главных задач, над которой мы работали, — улучшить доступность.

Приоритет, исходя из техзадания, отдали общественному транспорту?

— Все современные города сегодня постепенно все меньше и меньше оставляют дорог и мест индивидуальному траспорту — это закономерно. Если автомобиль, то, в основном, каршеринговый — таким представляется будущее городов. В нашей концепции в приоритете также общественный транспорт, хотя и для личных авто появятся новые возможности.

NB: чтобы рассмотреть в подробностях схему изменений, кликните по картинке — она откроется в новом окне.

Многофункциональный, зеленый, доступный. Как изменится Втузгородок в ближайшие годы 2

Большие изменения ждут ул. Комсомольскую — ее намерены расширить, после чего здесь появятся автобусные маршруты. Конечную планируют перенести к ТЦ «Комсомолл». «Это оживит и сделает более доступным и другой район города — Синие камни», — поясняет Андрей Пономарев. 

Мы предлагаем продлить троллейбусную линию: сейчас троллейбусы ездят по Малышева, до остановки «Профессорская», где поворачивают на Мира налево. Мы же хотим пустить их направо, до конца ул. Мира. Трамвай, который поворачивает с Гагарина на Малышева прямо перед Втузгородком, также может пройти дальше: по ул. Гагарина до Вишневой.

Надеемся мы и на метро. Правда, пока непонятно, где будет станция. В одном плане ее сделали на углу Малышева — Мира, на другом — сместили к главному зданию УрФУ. В любом случае это в пешей доступности.

Шарташ — второй вокзал Екатеринбурга

Большая роль в концепции уделена станции Шарташ. Уже сегодня железнорожный вокзал Екатеринбурга с трудом справляется с нагрузкой, вскоре ему понадобится новый вокзал. По словам Андрея Пономарева, им вполне может стать Шарташ.

— Мы предусмотрели здесь организацию большого транспортно-пересадочного узла: люди приезжали бы на вокзал, а уже отсюда трамваем, троллейбусом, автобусом добирались до других районов города.

У руководства РЖД большие планы на реконструкцию станции Шарташ. Конкретного проекта пока нет, но мы рассчитываем, что совместно выработаем оптимальное решение.

Зеленый каркас Втузгородка

До центра города можно дойти и пешком: большое внимание проектировщики уделили созданию «зеленого каркаса» микрорайона. Это своеобразная цепочка пешеходных бульваров и улочек, которая идет от ул. Студенческой до Восточной через Вишневую. Также здесь предусмотрены велодорожки.

Судя по картинкам, пешеходным связям вообще отведена большая роль в этой концепции.

— Нам хотелось бы, конечно, продлить автомобильное движение от Гагарина до Куйбышева или сделать еще один выезд на ЖБИ. Но это технически невозможно: все перспективы упираются в уже построенные здания. Не будем же мы сносить многоквартирный дом ради новой дороги! 

В нашей концепции есть два новых пешеходных (они же вело) моста со стороны Куйбышева до Вишневой и как продолжение Педагогической, через Сыромолотова на ЖБИ. 

Мы проектировали эту территорию, чтобы сделать доступными для жителей района три больших лесопарка — Шарташский, Лесоводов России и ЦПКиО. Все они расположены совсем недалеко, но при существующей сегодня схеме дорог добраться до них нелегко. Наша концепция сделает их ближе.

На месте складов — техно- и просто парк

На этой территории довольно много складов и производственных площадей. Их использование также предусмотрено концепцией микрорайона.

Как вы предлагаете использовать производственные площади?

— Часть земель, которые мы рассматриваем, находится в ведении РЖД, часть занимает база «Екатеринбургобщепит», еще часть — площадки, принадлежащие разным собственникам. Большинство из них уже не соответствует современным трудовым и санитарно-гигиеническим стандартам.

На этой территории логичнее всего разместить научно-производственный центр, технопарк. Собственно, это обусловлено исторически, и даже само название микрорайона говорит само за себя: Втузгородок — городок от высшего технического учебного заведения. Часть научной базы УрФУ вполне можно будет разместить в новом технопарке.

Что по этому поводу говорят в самом УрФУ?

— Мы разговаривали с руководством университета. После Универсиады-2023 им должны отойти корпуса спортивной деревни, там будет университетский кампус. Однако когда и как именно произойдет переезд, непонятно. К слову, это было одним из замечаний Градсовета — мол, в проекте мы не отразили интересы УрФУ. Но нам их просто не смогли озвучить.

Зеленый участок между запроектированным жильем и офисными помещениями — это парк? Там ведь сейчас железная дорога...

— Это часть железнодорожных тупиков, сегодня они не используются. Можно превратить их в арт-объект, включить в тематику парка.

Пример включения ж/д путей в городской паркт. Фото: trends.skolkovo.ruАндрей Пономарев: «Примеры включения железнодорожных путей в городское пространство есть во многих городах мира. Их можно обыграть при создании пешеходных и велодорожек, можно сделать клумбой и т. д.»

Одна из самых больных тем сегодня — места в школах и детсадах. Ваш план предусматривает значительное увеличение количества жителей. Куда будут ходить их дети?

— Сегодня на этой территории две основные школы — №36, ближе к Малышева, и №134, на Педагогической. Оба здания уже довольно старые, нуждаются в ремонте и расширении. Мы уже предложили городу решение, которое может увеличить число мест в 134-й школе.

На соседнем со школой участке расположена детская поликлиника — она тоже давно нуждается в ремонте. У нас в новой очереди Университетского строятся площади, куда нужно перенести эту поликлинику. На освободившемся участке разместится новый корпус школы.

Для 36-й гимназии мы тоже рассматриваем вариант пристроя.

Этих мест хватит для всех детей?

— Если район будет развиваться, как мы бы того хотели, — нет. Поэтому в концепции заложена еще одна школа, между Вишневой и Библиотечной. Она рассчитана на 1200 учеников. Вот этого количества мест точно должно хватить.

А детские сады?

— По плану они должны быть в каждом квартале. Это вполне достижимо: сейчас на этой территории 12 детских дошкольных учреждений — как муниципальных, так и частных мини-садиков. Проектом заложено еще четыре — в том числе в новых кварталах, которые только предстоит возвести.

Тоговый центр будет?

— Коммерческая инфраструктура тщательно продумывается и разрабатывается, в том числе с развитием торговой функции в новом ТПУ около станции Шарташ.

По вашим словам, эта концепция оптимальна для города. Почему же Градсовет ее отправил на доработку?

— Это вполне нормальный рабочий процесс. Пока мы создавали свой проект, появился подробный план реконструкции развязки у «Калины» — в начале нашей работы его не было. Значит, надо состыковать эти части. Это же касается и планов УрФУ по освоению территории, и видения РЖД. Но даже если часть концепции войдет в генплан  Екатеринбурга, значит, работа проделана не зря. Уверен, что так и будет.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.