Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Мое поколение вышло из-под полы Шувакиша. Это то ли якорь, то ли лоцман в светлое завтра»

«Бизнес продать? Или оставить? Если «страшно что-то менять» — заказывайте предпродажную подготовку бизнеса. Если готовы сесть в ночной поезд — убедитесь, в нужном ли вам направлении он следует».

Владимир Афонин, агентство «Студия капитализации бренда»:

— Время, как бритва, режет сегодняшнюю бизнес-среду на две неравные части. На тех, у кого есть потенциал обрести «второе дыхание» в новой экономической реальности. И тех, кто объективно такого потенциала, увы, не имеет. Поэтому ему логичнее бизнес продать: чем быстрее — тем лучше. Сейчас каждому очень важно почувствовать, понять и решить, к какой именно из этих двух категорий он относится.

После чего быстро и мужественно сделать конкретный вывод из этого сугубо личного, порой интуитивного понимания: выходить на принципиально новый уровень или сойти с дистанции? Не дожидаясь, пока зазвучит в голове голос Владимира Высоцкого: «Я из дела ушел, из такого хорошего дела! Ничего не унес — отвалился, в чем мать родила. Не затем, что приспичило мне, — просто время приспело: из-за синей горы понагнало другие дела». Так что — приспело время: делать каждому свой выбор.

Справка DK.RU

 
Владимир Афонин
Индивидуальный предприниматель в сфере управленческого консалтинга и мониторинга рынков.
С июля 2010 г. руководитель агентства эффективного маркетинга «Студия капитализации бренда».
Сфера интересов: стратегические маркетинговые коммуникации как ключевой элемент эффективной экономической кибернетики.
Соавтор книг «От архаики управления бизнесом к интернет-экономике», а также брошюры «Капитаны и капиталы, или Кто сохранит деньги и бизнес в экономическом шторме», участник нескольких крупных проектов продвижения банков и финансовых услуг. В настоящее время ведет серию проектов управления брендом на рынках промышленных и продовольственных товаров, недвижимости, финансовых и образовательных услуг. А также разрабатывает проекты эффективного практического маркетинга в период смены глобальной экономической модели.
 

Заходим на второй круг?

Как русская литература вышла из гоголевской шинели, так и наше поколение предпринимателей Екатеринбурга (в возрасте 50-60 лет) во многом вышло из-под полы Шувакиша. Из времен Высоцкого, рок-музыки, винила и магнитофонных катушек, которые стали для нас кругом: кругом развития, кругом друзей и единомышленников. Кругом наших принципов и наших ценностей.

Наша аналоговая юность — то ли наш якорь, то ли наш лоцман в светлое завтра. По мне: так и то, и другое. А завтра у нас — думаю, все же больше светлое. В 1985-ом мы тоже в большинстве своем так считали. И, в общем-то, не ошиблись. А теперь у меня впечатление, что мы входим в эту реку во второй раз. Но река — гораздо более бурная.

И от этого ощущения — настоящий кайф! Потому что тогда — мы были молодыми и глупыми. А сейчас опыт и возраст, когда становится стыдно не быть мудрым, открывают перед нами совершенно иные двери: высокие, торжественные и манящие золотом.

Главное лишь — вовремя определиться: направо или налево?

На белое поле или на черное?

В деле я или из дела, на покой?

Если в 1985-ом всех нас, как слепых котят, «плыли в Будву», то теперь мы сами должны сурово и отчетливо решить: плыть нам в Будву или не плыть? Заходить на второй круг своего бизнеса или сворачиваться.

В чем специфика момента?

Мы живем в историческое, уникальное время. Уникальное и историческое без дураков. Умные люди называют это: переход от американского (западного) цикла накопления капитала к азиатскому (восточному) циклу накопления капитала. Мне эта тема близка. Когда почти десять лет назад я создавал ТМ «Студия капитализация бренда», то исходил именно из механики капитализации всех ресурсов. И в этом смысле бренд компании занимает центральное место. Потому что открывает носителю бренда двери в будущее. И чем лучше дела с брендом — тем лучше у компании ее будущее.

Идея написать эту колонку возникла у меня под впечатлением переписки с председателем совета директоров одной крутой столичной компании. По традиции он смотрит на регионалов чуть свысока. Что ж, фразу «Ты чо, с Урала?» — не вчера придумали. И эти московско-провинциальные отношения тоже напрямую касаются нашего ключевого вопроса: продавать бизнес или продолжить бороться?

У кого есть будущее?

Переписка со столичным председателем совета директоров вынудила меня повысить уровень качества игры в этой шахматной партии и попытаться поиграть на их белокаменном поле. В ходе чего я наткнулся на пару статей А. Э. Вайно: «Капитализация будущего» и «Код рынка». Обе еще от 2012-го.

Все, кто хотел, могли за шесть лет выучить оба текста наизусть: они того стоят, потому что дают ответ на вопрос: у кого код доступа к рынку будущего есть, а у кого — нет.

Говоря о капитализации будущего, Вайно имеет в виду социальную кибернетику планетарного масштаба. Говоря о капитализации бренда, я имею в виду экономическую кибернетику регионального масштаба.

Масштаб — разный, однако системные кибернетические законы — единые. Причем чем ниже уровень, тем легче в этих системных кибернетических законах ориентироваться: ниже скорости и меньше прямых и обратных связей. Но суть — та же: капитализация бренда страны или компании как капитализация их будущего.

Так что погуглите указанные тексты — полезно с практической точки зрения.

Москва & Екатеринбург: хватит ли рынка на всех?

Московские бизнесмены зачастую считают регионы своей кормовой базой. А кормовая база сейчас сжимается, как шагреневая кожа. Отсюда и вопрос: ты сожмешь или тебя сожмут? Если уверен, что сожмешь — оставайся в деле. Если не уверен — продавай бизнес, пока не выжали досуха. И более того — пока не ушел в минус, начав на практике знакомиться с увлекательными процедурами личного финансового банкротства.

Диалог с москвичом вызвал во мне азарт: можем ли мы в нашем екатеринбургском бизнесе повторить феномен «Автомобилиста», который, ведомый медными крыльями, на старте регулярного чемпионата КХЛ поразил всю страну своим взлетом.

Или у нас после того, как гипотетическая качалка федеральных ресурсов накрылась медным тазом (другой вариант сравнения: пролетела как фанера над Парижем) прочих ресурсов больше не осталось? И уже не будет?

Этот текст — призыв объединиться в две лиги. Одна лига — для тех, кто хочет еще побороться. Вторая — для тех, кто согласен повторить знаменитые слова нашего знаменитого земляка: «Я устал, я ухожу». Впрочем, Борис Николаевич тут Америки не открыл. Мы помним и оригинал от Виктора Цоя: «Закрой за мной дверь. Я ухожу».

Евразия или Азиопа?

Екатеринбург — уникальный город. Граница между Европой и Азией сделала свое дело. Мы в своем подходе к жизни больше напоминаем двуглавый отечественный герб. Так что индейский «фигвам» каждому, кто надумает нас склевать! В этом трансферте от западного цикла накопления капитала к циклу восточному мы еще порулим процессом!

Тут лишь важно, повторюсь: в одиночку не пытаться усидеть на двух стульях сразу. Главное — четко и своевременно решить: или — или. Какой из двух иероглифов китайского обозначения кризиса: 危機 ближе каждому из нас?

«Опасность»? Или «Возможность»?

Начнем с опасности

Если сердцем (или пятой точкой) чувствуете, что в вашем бизнесе больше «кина не будет» — переслушайте Виктора Цоя. Начиная с самого первого альбом «45», с песни «Время есть, а денег нет». Не правда ли, это как раз для тех, кто понял: «Время — деньги» уже не катит? Пока есть время — продавайте бизнес. А то не будет ни времени, ни денег.

И не надо продолжать «сажать алюминиевые огурцы на брезентовом поле».

Лучше послушайте совет восточного стратегического консалтинга: «Три чукотских мудреца твердят-твердят мне без конца: металл не принесет плода, игра не стоит свеч, а результат — труда». Надо вовремя набраться мужества себе признаться: красное солнце моего бизнеса сгорает дотла. И проникнуться песней про дерево: «Я знаю — мое дерево в этом городе обречено, я знаю — мое дерево скоро оставит меня».

Не ждите, когда оно оставит вас. Займитесь лучше своевременной и квалифицированной предпродажной подготовкой своего пока еще шевелящего зеленой листвой дерева. Не ждите, когда оно засохнет совсем-совсем-совсем.  

Двери между прошлым и будущим

Поскольку в этом тексте я обращаюсь к своему поколению предпринимателей, а экономическая кибернетика — штука для понимания сложная, я продолжу опираться на образы, знакомые нам с детства и с юности.

В 1967-ом Владимир Высоцкий написал песню «Парус»: «Петли дверные многим скрипят, многим поют: Кто вы такие? Вас здесь не ждут!».

И тогда же, в 1967-ом вышел первый альбом американской группы The Doors.

Переслушайте The Doors, ребята. Про конец и про странные дни, которые спустя полвека постучались и в наши с вами двери. И оттуда, из-за той стороны двери, такой до боли знакомый голос Джима Моррисона даст вам совет, что дальше делать в вашем бизнесе: «Я — богач, но у меня ничего нет. Я владею всем, но у меня нет ничего... Я уезжаю из города на ночном поезде — видишь, я меняюсь с каждым мгновением? Меняюсь, меняюсь, меняюсь...» (перевод © Лингво-лаборатория «Амальгама»).

А потом снова поставьте Виктора Цоя: «Сигареты в руках, чай на столе, так замыкается круг. И вдруг нам становится страшно что-то менять».

Если «страшно что-то менять» — заказывайте предпродажную подготовку бизнеса.

Если готовы сесть в ночной поезд — убедитесь, в нужном ли вам направлении он следует. И — меняйтесь, меняйтесь, меняйтесь… С каждым ударом пульса.

Beatles for Sale

Примерами разных подходов к предпродажной подготовке бизнеса может служить судьба многих уральских банков. Мне эта тема близка с тех пор, как 18 февраля 1993-го я в АО «Акцепт» (одна из первых в Свердловске коммерческих структур, зарегистрированная как товарищество еще 29 сентября 1988-го) начал эксперимент с банковской газетой «ДДД: деньги, доверие, дивиденды». В правом верхнем углу первой полосы, где в советских газетах значилось «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», я поставил: «Верным курсом Адама Смита». Так что, как видите, троллинг был актуален уже тогда. Хотя газета была серьезная: Сбербанк России, к примеру, в №2 моей газеты рекламировал годовые срочные депозиты под 120% годовых, а вклады до востребования — под 40% годовых. А сколько тогда было в Екатеринбурге банков! Их история прошла у меня на глазах, где многие процессы я видел снаружи, а многие — изнутри.

И четверть века предпродажная подготовка бизнеса строго делилась на три типа: своевременная, торопливая и опоздавшая от слова совсем.

В силу универсального характера денег экономическая кибернетика в банковской сфере более выпуклая. Однако практические выводы можно экстраполировать на любой бизнес. И снова послушать песню «Герои вчерашних дней» из альбома «В круге света» группы «Машина времени». Помнится, осенью 2006-го с цитатами из этой песни я направил два письма — двум руководителям известных уральских банков, с которыми достаточно хорошо был знаком лично. Не помогло: оба банка оказались-таки в числе героев вчерашних дней. Они оба были героями без всяких кавычек. И банки, и руководители. Про каждого можно сказать словами Пушкина: «Его пример другим наука».

Этой наукой всем желающим лучше воспользоваться вовремя, своевременно заботясь о предпродажной подготовке своего бизнеса. Как, к примеру, поступил другой хозяин известного уральского банка. Философски настроенный, любящий цитировать Адама Смита, он вышел из дела, проведя достаточно грамотную предпродажную подготовку бизнеса, в результате чего получил весьма хороший капитал.

В поисках вечной музыки

А теперь — для тех, кто вслед за Ильей Кормильцевым и группой Nautilus Pompilius уверен: «Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки».

Для нас настал час хотя бы на пару дней отрешиться от бесконечной текучки и задуматься о трех принципиально важных вещах: какова стратегия моего бизнеса сейчас и на ближайшую перспективу? Какие риски лично я считаю наиболее серьезными? Какие возможности лично я вижу на горизонте год-два?

Взять бумагу, ручку и заставить себя сформулировать ответы на эти три вопроса. Сформулировать кратко, четко и однозначно. Не увертываясь и не отлынивая. Написав, положить бумагу в сейф и через неделю достать обратно, чтобы свежим взглядом оценить: ответы были сформулированы искренне или формально? Они отражают мнение, выстраданное всем предыдущим опытом, или же были написаны сгоряча? Требуют эти три ответа на три ключевых вопроса новых уточнений и дополнительной корректировки или же нет? И — отталкиваясь от вытащенной из сейфа бумаги с ответами, разработать конкретную программу действий, конкретный план, конкретные алгоритмы.

В этой программе два главных вектора: оптимизация всех внутренних ресурсов и оптимизация всех внешних. Ресурс за ресурсом, шаг за шагом должны быть сформулированы цели, приоритеты и механизмы их достижения. На кого в нынешней команде можно и нужно опереться в этом движении, а на кого — нет. Какие помощники нужны со стороны: партнеры, консультанты, советники.

Жизнь возвращает нас к исконному смыслу слов: партнерство, компаньон, совладелец, сотрудник, соратник, союзник. Независимо от выбранного пути: к продаже бизнеса или к его развитию на принципиально новом уровне. И там и там — все мы в цейтноте и вынуждены играть в блиц. Или я ошибаюсь?

Хотелось бы выслушать всех «начальников транспортного цеха». Как-никак, а все мы, хотим того или не хотим, но — динамично переезжаем в новую экономическую реальность. И время определяться: кому — ночной поезд, кому — ночной перрон…     

«Мое поколение вышло из-под полы Шувакиша. Это то ли якорь, то ли лоцман в светлое завтра» 1

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.