Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

«Мультфильмы для детей — самый близкий воспитатель». Чем опасны феи Винкс и много экшена

«Попробуйте попросить ребенка содержательно пересказать, о чем был мультик. Смогут единицы. Даже вы едва ли найдете там один начавшийся и логично завершившийся сюжет». Колонка Татьяны Брунер.

Татьяна Брунер, детский психолог велнес-клуба «Тихвинъ»:

— Очень часто дети остаются одни у телевизора. Это удобно. Мы настолько перегружены своими профессиональными делами и потоком информации, который обрушивается на современных людей, что нам категорически не хватает времени побыть с самими собой. А тут еще дети! Так что когда ребенок смотрит мультики, у нас появляется свободная минутка на себя. И здесь очень важно понимать: мультфильмы и детские передачи для детей — «самый близкий воспитатель», которому они доверяют всецело. Все, что там показывают и говорят, малыши принимают за инструкцию о том, как нужно себя вести в жизни.

А когда ребенок постоянно не отлипает от планшета, компьютера или телевизора, погружен в эту среду, есть риск возникновения целого ряда нарушений в психическом развитии — это и общее недоразвитие речи, синдром дефицита внимания, экранная аддикция, гиперактивность и несформированность границ своего «Я». 

Дело в том, что детям, особенно дошкольникам, в современных мультфильмах часто непонятен смысл. Попробуйте попросить ребенка содержательно пересказать, о чем был мультик. Смогут единицы. Даже вы едва ли найдете там один начавшийся и логично завершившийся сюжет. 

Также в современных мультиках часто присутствуют переизбыток агрессии и насилия, безнаказанность, нет четкой границы между добром и злом, формируется выработка неправильного отношения к самосохранению — это  сюжеты, где герои постоянно погибают и возрождаются. Просматривая мультфильм, дети часто просто захвачены мелькающими картинками, яркими разнонаправленными эмоциями главных героев, при этом смотрят в экран, как в состоянии гипноза — так может полдня пролететь, ребенок этого времени даже не заметит. 

Вообще, младенцам и детям совсем раннего возраста, до двух лет, мультфильмы, передачи, телевизор в принципе нужно исключать. Надо постараться не усаживать детей перед экраном — у них еще нет никакой возможности отразить сюжетную линию, эмоции героев, сделать какие-то выводы. В этот возрастной период ребенок должен активно двигаться, играть и познавать окружающий мир через взаимодействие с предметами и общение с родителями, чего, естественно, не происходит, когда ребенок прикован к экрану.  

В дошкольном возрасте — с трех лет до семи — ребенку достаточно просмотров до одного часа в день. Тогда это не скажется негативно на психологическом развитии. Важно понимать: чем ребенок младше, тем сюжетные линии в мультиках должны быть проще. Дошкольники еще не понимают намеков, скрытого юмора, например, как в мультфильме «Маша и медведь», и не могут отследить сложные эмоции — это доступно после семи лет.

Поэтому лаборатория экспертизы игрушек и мультиков рекомендует показывать маленьким детям советские мультфильмы — они не такие яркие, как зарубежные, там нет мелькающих эпизодов, у ребенка есть шанс понять, что происходит с героем, в мультфильмах идет трансформация одного героя и герои более-менее приближены к реальной жизни. 

Так что до пяти лет включаем детям мультики с простыми короткими сюжетами, где темы связаны с простыми повседневными действиями, с открытиями нового, с семейным укладом, в узнаваемых или новых обстоятельствах — «Умку», например. Эмоции в мультиках должны быть однозначными по своей модальности и не очень сложными. Хорошо, когда герои — дети, похожие на реальных детей, или детеныши сказочных животных. 

Меня часто спрашивают: что делать, если ребенку неинтересны старые мультики. Они не такие красивые, не яркие, там мало экшена, картинка недостаточно мелькающая — не то что какие-нибудь «Винкс»! Понятно: переключиться с иностранных мультфильмов на советские и правда сложно — если уже есть опыт просмотра зарубежной продукции. Так что стоит задуматься, а надо ли начинать с нее. Как с прикормом: если сначала дать ребенку фрукты, от овощей он потом отказывается.

Когда ребенок подрос, в младшем школьном возрасте, ему уже можно показывать мультфильмы, где эмоции у героев амбивалентные — у них могут быть разные чувства. Полезно смотреть мультики вместе с ребенком, потом обсуждать. Но просмотр — не больше двух часов в день. Лучше, чтобы досуг дети проводили активно — в своих делах, играх. Младшим школьникам игра дает возможность выдохнуть, сбросить напряжение после уроков — у них ведь появился новый вид деятельности, учебной, и это непросто. 

При этом очень важный момент: если вы стали замечать, что у вашего ребенка все игры привязаны только к конкретному мультику, что весь его мир погружен в этот сюжет, стоит задуматься. 

Это значит, что ребенок сильно захвачен сюжетом, который начал им управлять — его фантазия блокирована, им верховодят конкретные мультипликационные герои. Эмоциональная сфера ребенка в такой ситуации, конечно, очень страдает, дети становятся капризными и тревожными. 

Опасным для ребенка могут быть и мультфильмы, где идет подмена женских и мужских качеств. Например, упомянутый мною ранее сериал про фей Винкс. Его героини все весьма интересные — внешне у них очень усилен женский образ. Хотя для дошкольников уже достаточными маркерами пола будет является, например, одежда: в розовом — значит девочка, в синем — мальчик. Так что мультик про фей Винкс если и смотреть, то девочкам в возрасте от десяти лет. Для более младших детей мультфильм вреден — много спецэффектов, запутанный сюжет, мало поучительного смысла для малышей. Плюс девушек часто наделяют мужскими чертами: высмеивается скромность, позиция материнства — так, мимоходом транслируется, что это неважно. А куда-то лететь и кого-то спасать — очень даже! Хотя это больше мужская позиция. К чему это ведет в дальнейшем: у девочек формируется картина мира с очень своеобразными эталонами красоты, поведения, представлениями о совести и чести.

Если говорить про подростков, то им уже нужна вариативность эмоций, важно переживать весь спектр. Сюжеты могут быть наполнены сложной трансформацией персонажа, действиями героев в разных, меняющихся мирах — волшебных, фантастических, реальных. Важными становятся переживания, внутренний мир и отношения героев, а также тема идеалов и особых талантов, способностей. Важно, чтобы через мультфильмы или фильмы, передачи подросток видел разные ситуации и варианты выходов их них. 

Родителям я обычно рекомендую тоже просматривать любимые фильмы и мультфильмы их подростков, только не критиковать и не давать свою оценку, а через любимые сюжеты детей пытаться понять, что для них сейчас является самым важным и интересным. 

И, пожалуй, самое главное: мультики созданы для того, чтобы быстрее донести до ребенка мысль на детском языке. А нужна ему она или нет, решают родители. Поэтому хорошо показывать детям мультфильмы, где транслируются ценности, важные для вашей семьи — тогда они принимаются быстрее, чем разговоры. Переживать, что вы навязываете детям свое видение мира, не стоит — для них, особенно дошкольников, очень важна родительская граница: что для вашей семьи ценно, что — нет, что можно, а что нельзя. И ребенок с этим пониманием спокойно реализуется. Таким образом, подбор подходящих мультфильмов — это родительская задача и ответственность.

Самое читаемое
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
  • Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.