Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Мы будем уверены: с нами в метро не едут террористы». Как изменятся города к 2020 году

Деиндустриализация, отказ от личных автомобилей и интеграция «умных» систем. Это не рассказ из далекого будущего, это вопрос нескольких лет.

Директор четырёх дочерних фондов РВК и программный директор проходящего в Москве стартап-конкурса для urbantech-решений «Экспериментальные лаборатории» Евгений Кузнецов рассказал vc.ru о главных переменах для больших городов в недалёком будущем .

Жилье

Наиболее важны технологии, которые обеспечивают население более комфортным и качественным жильем и инфраструктурой вокруг него. Это сервисы, магазины, школы, парковки, рекреационные зоны, парки. Сперва кажется, что это не про технологии, а про обычную стройку, но нет.

Меняются требования к качеству домов. Чтобы сделать квартиры более просторными и теплыми, нужно построить дом выше, легче или крепче для возможности перепланировки. Это жизненно важно для внедрения новых технологий.

Приведу конкретный пример. Одно время торговля в мире была ориентирована на создание загородных мегамоллов, в которые люди доезжали на автомобилях.

Сейчас идет революция: потребитель с помощью интернет-торговли получает продукт домой или в офис. Но неудобства всё равно остаются: нельзя никуда уехать, нужно ждать курьера к определенному времени и так далее. Поэтому в мире запускаются бизнесы, которые делают центрами доставки большие и удобные ящики в подъездах.

Можно заказывать технику, еду, одежду и сразу нести домой. Но для этого подъезд должен быть достаточно просторным, к ящикам должен быть удобный доступ. Получается, чтобы технология прижилась, город должен заранее подумать об этом.

Все эти инновации хорошо отслеживаются по динамике стоимости акций ведущих ритейлеров Америки. Компании вроде Walmart и Macy’s разоряются или чувствуют себя одинаково из года в год. В то же время Amazon делает экспоненты и становится одной из самых богатых компаний мира, меняя рынок доставки и свою бизнес-модель.

Недавно в Кремниевой долине я слышал, что Walmart тоже к этому идет: создает специальный фургон, который развозит еду. Не всегда до дома — иногда просто до места, куда потребителю удобно добираться. Словом, изменяется потребительская парадигма.

Люди не хотят жить в гипериндустрильном мегаполисе, в котором они «винтики». В котором нужно час ехать на работу, час — за едой, полчаса отвозить ребенка на занятия. Это история из двадцатого века, она никому не нужна.

Безопасность

Невозможно представить комфортный город без технологий для обеспечения безопасности. В мире и в России создается огромное количество сервисов, приложений и интегрированных систем, позволяющих следить за ситуацией на улицах, стадионах, в метро и в жилых домах.

Однако их применение ещё не стало нормой. За подъездом по-прежнему следят бабушки-вахтерши, а вовсе не искусственный интеллект. Но в ближайшие годы всё изменится. Заходя в подъезд, мы точно будем знать, что он безопасен, и будем уверены, что в метро с нами едут не террористы, а обычные люди.

Решения, которые на это направлены сейчас (вроде металлоискателей), приносят людям дискомфорт, скапливают очереди. Лучшая безопасность — это когда ты её не замечаешь. К этому сейчас стремятся крупные города, они — главные заказчики интегральных систем безопасности.

Москва, например, активно пользуется системой потокового распознавания автомобильных номеров. Также есть команды «Вокорд», VisionLabs — их алгоритмы используются для распознавания лиц в потоке. Я видел уже несколько применений в Москве, планируется внедрить подобные технологии в местах скопления людей — метро, аэропортах и так далее.

Транспорт

Мы привыкли, что есть общественный и личный транспорт. Общественный развивается с трудом, потому что личному транспорту не хватает места. В семье может быть одна, две, три машины. Дороги на это не рассчитаны. Поэтому крупнейшие города мира переходят к новой модели: сначала делается ставка на такси, потом на роботизированное такси, затем — на распределенное владение автомобилем.

Тогда человек перестает нуждаться в автомобиле: не нужно думать о парковках, амортизации машины, ремонте. В Москве и других российских городах эти процессы развиваются естественно. Но город и потребители должны быть к этому гибко адаптированы.

По инновационному общественному транспорту есть много идей. Более глубокое развитие каршеринга и сервисов такси, интеграция между владением автомобилем и его сдачей в аренду на то время, когда он не нужен, и так далее.

Общий смысл этих идей состоит в том, что передвигаться будет значительно проще: число машин уменьшится, вдобавок они станут более экологичными, например, электрическими или водородными. Воздух будет чище, шума будет меньше. Таким и должен быть московский транспорт.

Сейчас по водородным топливным элементам есть очень интересные стартапы, в том числе российские. Но тогда нужно тщательно продумать, как заправляться или подзаряжаться. Потому что в какой-то момент все пересядут с одних машин на другие, и это станет стандартом.

Дальше всех в развитии транспорта шагнула Азия: в 2017 или в следующем году в Сингапуре появятся первые роботизированные такси. В США это произойдет в 2018-2019 годы (Uber заключил соответствующий контракт с Нью-Йорком), а в России первый пилот «роботакси» запустят ближе к 2020 году. Впрочем, в Москве не за горами интеграция городских каршерингов в единую систему для того, чтобы человек мог оперативно и без труда найти ближайшее авто.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.