Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«На них сыплется денежный дождь». Как выйти на рынок Азии и ничего при этом не испортить

«Я думала, Гонконг — это digital-будущее. Но там не работает Apple Pay, газеты читают не только пенсионеры, наружная реклама и не думала умирать. Там легко быть эффективным — все и так продается».

В октябре 2019 г. основатель и СЕО рекламного агентства 19/84 Екатерина Маркова прошла практику в ведущих рекламных агентствах Гонконга — увиденное, по ее словам, удивило: от культурных особенностей до важных деталей digital-рынка. Все оказалось совсем не таким, каким г-жа Маркова себе представляла. В своей колонке она делится наблюдениями и развенчивает мифы о «городе будущего», а также транслирует советы гонконгских бизнесменов — как зайти на азиатские рынки. 

Екатерина Маркова, основатель и СЕО рекламного агентства 19/84:

— До 1997 г. Гонконг был колонией Великобритании, и это решило его судьбу. Этот город-государство находится на стыке двух культур, здесь сочетается Запад и Восток, и это рождает массу контрастов. С одной стороны, в Гонконге огромное количество небоскребов, где расположены офисы крупнейших мировых компаний, — Великобритания сумела построить один из мощнейших финансовых центров мира. Меня поразило, что менеджеры корпораций получают в месяц до $20-40 тыс. — это официальная статистика, нам ее показывали. Для нас это заоблачные цифры, но надо понимать, что в Гонконге и стоимость жилья, образования и т. д. очень высока, так что соотношение доходов и расходов другое.

К стекляшкам-высоткам добавляется тяжелый люкс — гуляя по городу, можно зайти в салон McLaren или Bentley, по улицам массово ездят Ferrari и Tesla, повсюду бутики фэшн-брендов.    

Но все это грязная дороговизна. Потому что роскошь соседствует с нищетой — прямо тут же, на этом же пятачке, стоит социальное жилье: убогие серые строения. Их много, в таких домах живет до 45% китайцев, квартирки там площадью от 7 кв. м. А в среднем жилье в Гонконге квадратов по 40 — это считается очень хорошей площадью. Плюс такой нюанс — филиппинки. Довольно много женщин с Филиппин приезжают работать нянями в семьи гонконгцев, а по воскресеньям им официально разрешено занимать центральную площадь города. Они там сидят прямо на асфальте, с какими-то своими вещами, баулами, общаются. Выглядит своеобразно: как вокзал.    

Этот контраст находит отражение и в наружной рекламе. С одной стороны, на улицах тут и там стоят сенсорные экраны, светящиеся короба. Невероятные подсветки автобусов. В общем, сверкает вообще все что можно.

На остановках общественного транспорта ставят тач-панели, которые задействуют пять органов чувств: ты заходишь, срабатывают датчики движения, на тебя летит акула, слышен звон разбивающегося стекла. Такая вот реклама блокбастера — гонконгцам очень нравится! Или стоит тач-панель, где можно правильно ответить на какие-то вопросы и тут же получить приз — вплоть до банки пива. 

В Гонконге вообще любят играть, и это поддерживается AR и VR-студиями, работающими с дополненной и виртуальной реальностью. Они завалены заказами — в частности, от тяжелого люкса, который продвигает свои товары на семимиллионный Гонконг и на 60 млн туристов, которые приезжают в город — в основном, это любящие играть китайцы. Тебе могут дать в магазине очки виртуальной реальности, и ты сможешь бегать собирать сумки Michael Kors. Или мчаться на сноуборде на скорости — это реклама дорогих часов. При этом в России L'Oreal Paris пытался запустить игрушку в духе «сколько мужчин ты можешь сразить своим роковым взглядом»: ходишь, стреляешь, получаешь очки. Игрушка эта набрала 20 лайков.   

Все сенсорные экраны, подсветки и блестяшки на улицах Гонконга выглядят очень красиво, но при этом на самом большом пешеходном эскалаторе в мире висят страшненькие баннеры-тряпочки. И это считается нормальным. 

Вообще я была убеждена: Гонконг — это digital-будущее. Оказалось, нет. Это мы для них digital-будущее. Мы гораздо более продвинуты! В Гонконге, например, не работает Apple Pay. Газеты там читают не только пожилые люди — офлайн жив, да еще как! Кто сказал, что Yahoo умер? Гонконгцы используют Yahoo наряду с Google! Наружная реклама там и не думала умирать, она — королева рынка. Digital-инструменты тоже, конечно, используют, но на уровне нашего 2014 года.

На вопрос, почему все так, в одном из ведущих рекламных агентств сказали: «Потому что не надо бежать впереди медведя». Это значит, что у них спрос и рынок так растут, что ты можешь просто открыть магазин в Гонконге и там все само будет продаваться. Многие нам говорили: в принципе, необязательно быть очень сильно эффективным, чтобы компания работала. Все и так продается. На них сыплется денежный дождь, вот и все.    

При этом гонконгцы считают, что Азия не догоняет Россию или Европу, Запад в принципе, а перепрыгивает их всех. Понятно, что Китай прыгнул сразу из отсутствия коммуникаций в 3G. У них не было проводных телефонов, модемов, а потом бац — сразу интернет 3G. И они не стесняются заявлять: «Мы очень быстро все копируем, в этом наша сила. Зачем что-то изобретать 20 лет, если можно взять и перенять?». И ведь, по сути, имеют право так говорить: скоростной поезд из Гонконга в Шанхай преодолевает 1200 км за 8 часов. Но! При всем при этом, несмотря на интенсивное развитие, 40% жителей Китая до сих пор не умеет читать и писать. Почему, вы думаете, в мессенджерах  появилась возможность отправлять голосовые сообщения? Именно поэтому. 

Тем не менее, многие российские бизнесмены думают о том, чтобы зайти на азиатские рынки — они видятся перспективными и весьма денежными. Всех интересует, как закрепиться в Азии. Мы задавали этот вопрос гонконгским предпринимателям, у них он вызывал смех.

Дело в том, объясняли они, что Азия — это не один общий регион, она очень неоднородна: начиная от экономических реалий заканчивая бытовыми. Поэтому если вы собираетесь идти в Азию, сначала нужно сформулировать и четко понять, куда именно вам нужно. Даже если речь идет только об одном Китае — он тоже очень разный.   

Причем Гонконг — это окно в КНР. Попасть в Китай для западного бренда непростая задача, и те, кто этого хочет, сначала идут в Гонконг. А он уже адаптирует их позиционирование и хотелки для Поднебесной. Гонконгские рекламщики говорят, что в первую очередь надо понимать: размещение в Facebook и Instagram не работает, потому что эти сети в Китае под запретом. Соответственно, в помощь европейцам WeChat, который распространен в КНР. А чтобы работать с ним, бренд должен трансформироваться: для каждого пользователя нужно сделать отдельное предложение, его собственное. Эта персонализация для Китая вообще очень важна. 

Еще одна платформа, которая в КНР ценится — это TikTok, где молодая аудитория размещает развлекательные видео. За первое полугодие 2019 г. эта сеть стала самой быстрорастущей в мире. И игнорировать ее уже никак нельзя. Также там очень сильно ценится платформа Littleredbook (Xiaohongshu) — она создана на основе обзоров и рекомендаций самих пользователей. в том числе, блогеров, лидеров мнений о различных товарах. В Китае знать эту платформу обязательно, и важно начать работать с лидерами мнений — ванхунами — которые пользуются дикой популярностью и могут продать все, что угодно. Но должно пройти время, чтобы вам начали доверять. Очень многие гонконгцы говорили: с наскока в Китае не получится. Там деньги — не проблема, они есть всегда. Главное — заслужить доверие.

Еще один важный момент, на который указывали многие местные бизнесмены: мы, европейцы, недооцениваем силу Азии.

В ноябре 2017 г. итальянский модный дом Dolce&Gabbana запустил рекламный ролик, в котором китайская модель с большим трудом пытается есть палочками пасту и пиццу. По замыслу авторов, реклама должна была быть смешной, но китайцы восприняли ее как издевательство над их культурой. Знаменитости из КНР призывали бойкотировать бренд, торговые интернет-сайты сняли с продажи товары Dolce&Gabbana, модельерам пришлось отложить на неопределенный срок показ в Шанхае. В итоге Доминико Дольче и Стефано Габбана записали видеоролик с официальными извинениями — на китайском языке просили всех китайцев мира простить их. 

Другой международный скандал разразился этой осенью: генеральный менеджер клуба Национальной баскетбольной ассоциации (NBA) «Хьюстон Рокетс» Дэрил Моури опубликовал твит в поддержку протестов в Гонконге — в городе шли акции против китайского вмешательства в автономность. Это вызвало волну недовольства в КНР, которая перешла к реальным санкциям: Китай объявил, что разрывает отношения с клубом, а местные каналы отказались транслировать матчи NBA.

И автор твита, и баскетболисты, и сама лига извинялись за случившееся, что вызвало критику уже в США. Так вот гонконгцы говорили нам: «Если вы вступаете во взаимоотношения с Китаем, помните о том, что буквально одно слово может испортить все».  

Сейчас Азия ждет 5G — считается, что это даст новый скачок, потому что клиента можно будет видеть всегда: мы будем знать, где он, а это откроет совершенно новые возможности. Также Азия ожидает, что очки виртуальной реальности станут сильно доступнее для пользователей по цене — а так как все там играют, то это тоже серьезно изменит рынок. Плюс еще важный тренд: сейчас в Китае кризис доверия к лидерам мнений, интерес бизнеса будет смещаться в сторону блогеров с небольшим числом подписчиков — 1-2 тыс. Если вы собираетесь выходить в Азию, это все, конечно, нужно учитывать.  

Материал написан на основе выступления на Национальном рекламном форуме-2019 в Екатеринбурге. Автор текста: Екатерина Стихина

 
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.