Подписаться
Курс ЦБ на 18.12
80,38
94,14

Налоговикам объяснили, что такое добросовестность

Письмо ФНС № КБ-14-24/194дсп от 17 мая 2005 г. попало в открытые источники в августе. В нем описан подробный план действий по выявлению недобросовестных налогоплательщиков среди клиентов неплатежес

Федеральная налоговая служба издала Руководство для региональных инспекций — как разоблачать недобросовестных налогоплательщиков, намеренно перечислявших деньги в бюджет через банки, лишившиеся лицензий. Специалисты считают, что инспекторы будут опираться на указанные в документе рекомендации не только в отношении контрагентов проблемных банков, а при каждом подозрении на недобросовестность.

Письмо ФНС № КБ-14-24/194дсп от 17 мая 2005 г. попало в открытые источники в августе. В нем описан подробный план действий по выявлению недобросовестных налогоплательщиков среди клиентов неплатежеспособных банков. Если налоговые перечисления «зависли» в кредитном учреждении и в бюджет не поступили, расчетный счет предприятия признается «проблемным». Инспекторы, следуя указанным в письме инструкциям, должны будут выяснить, почему предприятие выбрало именно этот банк, кто из сотрудников открывал счет и поинтересовался ли он финансовым состоянием кредитного учреждения. Затем они проверят, сотрудничала ли фирма с другими банками, для чего использовала «проблемный» счет — если только для уплаты налогов, подозрения в недобросовестности укрепятся. Сомнение у инспектора может вызвать даже тот факт, что контрагенты деньги на этот счет постоянно и регулярно направляли, а потом вдруг резко, без видимых причин, перестали.

С точки зрения ФНС выглядит сомнительным случай, когда предприятие перечисляет бОльшую сумму налогов, чем требовалось или направляет в банк платежки, если деньги по предыдущим еще не ушли. Подробно документ рекомендует исследовать вопрос «реальности» денег на счете — в ходе каких сделок они поступили, законна ли государственная регистрация контрагентов, подлинны ли документы. Подозрения вызовут операции с векселями, кредиты и займы.

Татьяна Басманова, директор аудиторской группы «Капитал», отмечает, что письмо ФНС — первый документ, в котором сделана попытка ввести критерии недобросовестности налогоплательщика, и инспекторы будут опираться на него при всех возникающих подозрениях:

— Это письмо, конечно, не носит законодательного характера. Да и сами схемы, когда налоги платили через проблемные банки, уже в прошлом. Но документ интересен, потому что вводит общие указания, которые будут распространяться не только на работу с кредитными учреждениями. Налоговая будет проверять реальность понесенных затрат (действительно ли предприятие утратило активы, или это лишь проводка по бухгалтерским счетам) и законность регистрации контрагентов (не созданы ли они на потерянный паспорт, подлинны ли подписи на документах и уполномочены ли подписавшиеся лица их ставить).

— Разве раньше инспекция этого не делала?

— Делала, но процедура носила неформальный характер. Инспекторы исходили из общих знаний, логики и здравого смысла. Проверять, например, контрагентов или нет — оставалось на усмотрение налогового органа. Сейчас они будут следовать точно прописанной процедуре.

— В каком случае появятся подозрения в недобросовестности налогоплательщика?

— Основной критерий — конкретная сделка нехарактерна для обычной хозяйственной деятельности предприятия. Если операция выбивается по каким-то признакам из общей массы, то необходимо обратить на нее внимание и посмотреть, каков ее деловой смысл. На это прямо указывает письмо.

— Что значит «выбивается из массы»?

— Допустим, контрагент не постоянный, а разовый — предприятие обратилось за оказанием единовременной услуги. Или сделка с убытком.

— Что делать предприятиям, чтобы избежать подозрений?

— Рекомендации для налогоплательщиков содержатся, по сути, в самом документе. В случае с банками налоговая будет запрашивать переписку, смотреть, были ли обращения к кредитному учреждению с просьбой предоставить отчетность. То есть главный совет предприятиям: эти письма сохранять. Сегодня при установлении добросовестности значение имеют не столько официальные бумаги, сколько рабочая документация. Доказать, что вы не знали о неблагонадежности контрагента, можно перепиской, факсовыми письмами, распечатками звонков. Необходимо показать обычный деловой оборот — что вы не мгновенно заключили сделку и тут же перевели контрагенту несколько миллионов.

— Разве исправный налогоплательщик обязан доказывать свою невиновность?

— Презумпция невиновности в реальности распространяется лишь на тех, кто признан добросовестным. Напрямую, по закону, обязательства предприятия не зависят от того, перечислил контрагент деньги в бюджет или нет. Но если поставщик или клиент оказался недобропорядочным и исчез через три дня, не заплатив налоги, не исключена ситуация, что и вас признают виновным. Это, конечно, накладывает на предприятие дополнительные обязанности. Но, к сожалению, таковы издержки нашего налогового реформирования. Если фирма «честная», она должна эту свою добросовестность документировать, сохранять данные и документы стоит в первую очередь по сделкам, которые отличаются от обычных.

Обратная связь:

baranchikova@apress.ru

Самое читаемое
  • Налоговая реформа-2026: что реально изменится для бизнесаНалоговая реформа-2026: что реально изменится для бизнеса
  • «Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»«Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»
  • Департамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна БеликДепартамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна Белик
  • Новые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронированиеНовые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронирование
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.