Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

«Наша идея — что-то типа вечной жизни в бизнесе». ОПЫТ Михаила Фейгина, «Очки для вас»

За 25 лет два поколения семьи Фейгиных смогли приучить горожан к очкам, сделанным индивидуально — как обувь, сшитая на заказ. Удержаться на рынке помогла осторожность, а сделать прорыв — кризис.

Гендиректор компании «Очки для вас» Михаил Фейгин рассказал DK.RU, как фирме удалось продержаться на рынке больше четверти века, как небольшой семейный бизнес получил в клиенты гигантов уровня «Норникель», и чем вредны закредитованность и страсть к экспансии. 
 
Алмазы для Samsung
 
«Мой отец Донат Фейгин в 1991 г. решился на очень смелый поступок. Сейчас он порой говорит, что если бы знал, что его ждет, то едва бы тогда отважился уйти с Уральского оптико-механического завода (УОМЗ) в свободное плавание», — начинает Михаил Фейгин. 
 
В то время в рамках предприятия разрешили создавать временные трудовые коллективы — небольшая предпринимательская деятельность стала в стране легитимной. Донат Фейгин с несколькими сослуживцами в таком режиме поработали, поняли, что есть договоры, проекты, и уволились: договорились об аренде помещения бывшего цеха завода пластмасс, купили оборудование на кредитные деньги для поддержки малого бизнеса, и фирма начала работу. 
 
Производили разные вещи: алмазные покрытия для пишущих головок видеомагнитофонов — потом, кстати, этот патент выкупила корпорация Samsung. Делали автомобильные зеркала для Ижевского автозавода, покрытия для оптических приборов, инфракрасные фильтры для датчиков контроля температуры букс колесных пар железнодорожного транспорта. Одно время сотрудничали с Невьянским механическим заводом — во времена СССР он работал на оборонку, а после стал шить одежду. Проблема была с иглами — они все время ломались, и компания вместе с учеными УрО РАН разработали иглы с алмазоподобным покрытием. Но все эти проекты были разовыми, а нужно было искать источник стабильного заработка.
 
В итоге в 1993 г. было решено наладить торговлю оптическими изделиями — а ранее, параллельно со всеми проектами, компания делала кое-какие разработки по очковой оптике. Привычных сейчас полимерных линз не было, только стеклянные, которые выпускало единственное предприятие в стране. Фирма Доната Фейгина их закупала и пыталась довести до ума с помощью оптических покрытий. Выделив это направление в новое предприятие — нынешний Завод Рецептурной Оптики, компания купила оборудование для индивидуального производства очковых линз из заготовок и вакуумные установки для нанесения покрытий. Продажи на первых порах строили так: создали выездную бригаду, которая ездила в разные города. На месте давали объявление: тогда-то там-то состоится прием офтальмолога, где можно будет подобрать очки. Собирали заказы и после привозили готовые очки.
 
«Наша идея — что-то типа вечной жизни в бизнесе». ОПЫТ Михаила Фейгина, «Очки для вас» 1
Михаил Фейгин: «Мы с отцом вместе в деле уже много лет. Иногда спорим, иногда ссоримся. Но всегда знаем, что главное — это семья, что наша дружба и хорошие отношения важнее личных амбиций».
 
Через некоторое время удалось открыть первый магазин «Очки для вас» в Екатеринбурге на ул. Блюхера. Ритейл помог наладить своевременность платежей, чего не было при работе с корпоративными клиентами, появился приток денег, который позволял производству не умереть — тогда оно себя никак не окупало и держалось за счет розничных продаж. Причем, подчеркивает г-н Фейгин, продавать пытались линзы с покрытиями собственного производства — для защиты от ультрафиолета, для вождения авто, работы на компьютере и т. п. 
 
В таком ключе компания развивалась в последующие десять лет, открывая новые точки в Екатеринбурге — Михаил Фейгин вошел в состав учредителей фирмы в 1997 г. и участвовал в ее жизни сперва в удаленном режиме, концентрируясь на стратегии. А с 2008 г. занялся оперативным управлением, сменив отца, который сосредоточился на управлении Заводом Рецептурной Оптики. Супруга Михаила Фейгина Юлия тоже давно участвует в семейном бизнесе — практически с первых лет она отвечает за ассортимент оправ в салонах.
 
«К 2008 г. под брендом «Очки для вас» работало уже 15 магазинов. Тогда же мы решили создать более современное производство рецептурных линз. Оно отличается от продажи линз готовых тем, что в очки вставляется не линза, отлитая на производстве где-то в Азии, а берется заготовка, ее поверхность формируется под заданный рецепт и параметры пользователя. Затем наносится покрытие, и линзу вставляют в оправу. Это как обувь или одежда на заказ — типовые складские линзы это все же средняя температура по больнице, а здесь можно учесть небольшие детали. Глаз — важный орган, и индивидуальное изготовление дает более качественное зрение и более высокое качество жизни. Так что мы приобрели новое оборудование для нанесения покрытий, для обработки поверхностей и сфокусировались на этом сегменте — где индивидуальный подход, более точный подбор очков и изготовление под каждую зрительную задачу.  
 
При этом политику вели весьма консервативную — кредиты брали минимально. На заемные деньги оборудование покупалось только на стартовом этапе, а после компания развивалась на собственные деньги. И мы не увлекались экспансией, расширением сети, развивались только в Екатеринбурге. У нас формат такой — требует высокого уровня экспертизы со стороны консультантов и высокого уровня присутствия. Так что если наставить точек, вряд ли они будут должным образом работать. Но при этом мы развиваем отношения со всеми оптиками — предлагаем им свои линзы, даем экспертизу, обучаем — как внедрять, как развивать. Многие за нами следуют и переориентируются со складских массовых линз на индивидуальные. В Уфе есть такая сеть, в Самаре, в Волгограде, в Москве. А мы не берем на себя риски открытия убыточных магазинов.  
 
Просто у нас другая концепция. Есть вариант создания бизнеса на продажу, когда компания занята в основном покрытием территории, независимо от текущих результатов деятельности. Пусть в убыток работает, зато есть доля на рынке, оборот. Потом по плану следует продажа бизнеса новому собственнику, а он дальше пусть плюхается с этим хозяйством, как хочет. У нас идея иная — что-то типа вечной жизни в бизнесе. Задача — обеспечить жизнеспособность предприятия, его долгосрочное присутствие на рынке, а не создать красивую упаковку бизнеса для дальнейшей продажи. Поэтому мы очень аккуратны и оставляем только эффективные магазины. В этом ключе и развиваемся. Может быть, не гигантскими темпами. Но кризисы на нас меньше сказываются», — рассказывает Михаил Фейгин.  
 
Свежий взгляд
 
Изначально производство было расчитано на удовлетворение потребностей собственной сети, но со временем возникла идея использовать его мощности для работы с внешними клиентами. В 2011 г. Фейгины приобрели технологию изготовления линз — линию Free form, чтобы делать их по уже полностью индивидуальным параметрам. И получили лицензию на изготовление линз крупного игрока на рынке оптики, немецкой компании Rodenstock под этой маркой — из материалов и по лекалам европейцев. Это стало базой для работы с внешними клиентами, и в прошлом году компания заключила контракт с корпорацией Uvex — немцы решили перенести на екатеринбургскую площадку часть производства.
 
Стороны договорились, что местные специалисты будут использовать оправы Uvex, однако линзы станут изготавливать сами, собирать очки тоже будут в Екатеринбурге. В год здесь смогут выпускать 50 тыс. пар очков. По словам г-на Фейгина, Uvex начинает заказывать очки для «Норильского никеля», первый контракт уже заключен, а уральцы сделали и отправили пилотную партию. Предприниматель добавляет: сейчас бизнес у компании параллельный — розничная сеть и производство, которое работает с клиентами по всей России.  
 
«Наша идея — что-то типа вечной жизни в бизнесе». ОПЫТ Михаила Фейгина, «Очки для вас» 2
Михаил Фейгин: «Видимо, стройфак УГТУ-УПИ, оставшийся за плечами моей супруги Юлии, помогает ей ровными рядами выстраивать ассортимент на полках. Это фундамент нашего бизнеса».
«Стоимость труда в нашей стране резко снизилась в валютном выражении, текущие расходы на производство — тоже. Разница существенная. Получилась такая история про импортозамещение, только не со стороны государства, а по инициативе зарубежного игрока. Но надо отдать должное и нашим властям — мы получали субсидии фонда развития малого бизнеса на модернизацию. Сделать это реально, если правильно собран пакет документов и производство подходит по всем требованиям — а у нас оно на самом деле высокотехнологичное. Работают инженеры с УОМЗа, ученые с кафедры оптики УрФУ, отец тоже участвует в разработках. Недавно приезжали поставщики оборудования, увидели нашу лабораторию, говорят: «У вас филиал Академии наук, что ли?».
 
Правда, в Вильнюсе аналогичное нашему предприятие получило от Евросоюза 2 млн евро. Добавили столько же своих, и получился роботизированный масштабный завод. У нас же когда идет речь о выделении средств, то суммы редко превышают 3-5 млн руб. Но и на том спасибо», — комментирует Михаил Фейгин. 
 
И продолжает: по его подсчетам, компания находится на ранней стадии освоения рынка индивидуальных линз — в сети «Очки для вас» они занимают 40% заказов, в России в среднем около 5%, в Европе — порядка 50-55%.   
 
«На ближайшие три года мы рассматриваем перспективу расширения внешней клиентской базы и повышение интенсивности работы наших салонов: часть будем укрупнять, может быть, откроем новые — реорганизацию так или иначе проведем. В производстве стремимся к тому, чтобы совершенно исключить брак — сейчас внутренний производственный брак у нас около 1%. И просрочки выполнения заказов тоже есть, примерно на таком же уровне — тоже хотим это исключить и укрепить свои позиции на российском рынке. У нас нет того преимущества в имидже, которое имеют западные производители, поэтому стараться нам нужно в два раза больше. Зато мы находимся ближе к нашим клиентам и готовы делиться опытом внедрения технологии персональной коррекции зрения с коллегами оптиками, которые работают с нашим Заводом Рецептурной Оптики», — говорит г-н Фейгин. 
 
По его мнению, работы в этой сфере хватит и третьему поколению семьи Фейгиных — рынок растет, очки стали элементом имиджа и стиля, модным аксессуаром, и не уступают пальму первенства ни контактным линзам, ни хирургическим операциям по коррекции зрения.  
 
«Если нет катаракты или глаукомы, других медицинских показаний, ложиться под нож мало кто готов ради коррекции зрения – проще купить очки. Контактными линзами мы тоже занимаемся, этот вид коррекции зрения занимает определенную долю в нашем бизнесе, но одно другому никак не мешает. Пока я не вижу причин опасаться конца эры очков. Как средство коррекции зрения они пока занимают порядка 90%», — убежден Михаил Фейгин. 
 
Глава «Очков для вас» добавляет: его сына и дочь насильно в компанию никто не тащит, но так или иначе они варятся в общей теме, принимают участие во всех обсуждениях и порой дают дельные советы. При этом Даниил, отучившийся в режиссерской школе, сделал два рекламных ролика для семейной фирмы, а Ника увлекается фотографией и тоже успела поучаствовать в нескольких проектах компании.
 
«Наша идея — что-то типа вечной жизни в бизнесе». ОПЫТ Михаила Фейгина, «Очки для вас» 3
Михаил Фейгин: «Однажды мы вместе с детьми поехали на оптическую выставку в Париж. На стенде IC Berlin Даниил и Ника тренируются в изготовлении оправ вместе с дизайнером этой марки. Давненько это было, правда — здесь дети еще маленькие».
 
«Будет неплохо, если дети пройдут свой путь, и зайдут в семейный бизнес уже со своим багажом знаний, с чем-то новым, со свежим взглядом», — резюмирует Михаил Фейгин.
 
Фото предоставлены Михаилом Фейгиным
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.