Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

«Наша система воспроизводит несчастных людей». Святослав Мурунов — о развитии городов

«80% людей — «городские пассажиры». Живут в замкнутом маршруте: «дом — работа — что-то еще». Именно они формируют запрос на абсолютно ущербное жилье, которое строят жадные девелоперы».

 
— В основе развития постсоветских городов лежит простая человеческая жадность. Мегаполисы разрастаются вширь в логике «давайте захватим больше», не переходя в качество. 

Я как-то показал схему развития Краснодара за последние 15 лет друзьям-онкологам. Реакция была бурной: «Это что?? Ведь это же…». Я перебил: «Нет. Это город». 

Про Москву вообще молчу, там уже давно случай неоперабельный. 
 
Дело в том, что в городах есть целый ряд больших социальных систем, а целеполагание у всех них разное. Например, горадминистрации. Свою систему управления эти структуры формировали в 1990-е, когда цель была одна: выжить бы. Было не до города, не до развития. Выжили за счет тотального контроля всех процессов, и это хорошая антикризисная модель. Но все так и осталось: цель администраций — консервативное управление, они не расположены к экспериментам, инновациям. А ведь развитие этого требует. В итоге в регионах мы видим одну и ту же картину: большая часть ресурсов администраций тратится на имитацию бурной деятельности. Раз в два года поднимаются темы с брендингом территорий, с агломерациями. А реальность не меняется.
 
Другая соцсистема, крупный бизнес, стремится к росту капитализации. Развивать территории финансово-промышленные группы не особенно стремятся, детсады, парки и прочие непрофильные объекты с балансов снимают, от влияния на город уходят. Это не их задача, понятно. Средний бизнес интересует максимализация прибыли. Часто 90% городских дум состоят из представителей среднего бизнеса, которые лоббируют свои интересы. И это мешает развитию городов.  
 
Средний бизнес породил постиндустриальную экономику и формирующуюся новую социальную систему — креативный класс из сфер рекламы, маркетинга, продвинутого банкинга, ИТ, дизайна, архитектуры. Целеполагание этой социальной системы — фан и энджой. Денег там особо нет, но есть удовольствие. Пока эта система чувствует себя неуверенно: такие люди хуже всего объединяются в союзы и ассоциации, не имеют своих лоббистов. Но очень чувствительны к городской среде — им нужны парки, кафешечки, круглосуточные библиотеки, фестивали. Они, хоть и вяло, формируют все современные запросы для городов. А власть успешно манипулирует этим запросом: 

«Хотите  велодорожки? Отлично! Вот выбирайте из двух вариантов. Выбрали? Хорошо».  На этом все. Сымитировали диалог. Изменений нет.  

Есть малый бизнес — это не соцсистема даже, а хобби для нашего населения. Его цель — «нас не трогайте». Есть городские медиа, которые, в основном живут за счет двух доноров — власти и среднего бизнеса, и городскую повестку не формируют. Есть университеты, по сути, тоже средний бизнес. Сама структура высшего образования формируется по бизнес-законам, ректоры в интервью честно говорят: мол, я не про образование, я владелец душ, меня интересует, сколько студентов-платников. Плюс некоммерческие организации, которые 40% времени тратят на оформление грантов и написание по ним отчетов. Целепогалание этого сектора — купировать социальные проблемы, но не лезть в их причины. Получается, что в итоге города развиваются неравномерно и под примитивными целями. Про человека ни одна из соцсистем не думает.  
 
Но ключевая проблема постсоветстких городов — жители. Дело в том, что 80% людей не являются участниками ни одной из соцсистем. Это «городские пассажиры». Живут в замкнутом маршруте: «дом — работа — что-то еще». В локальные сообщества они не входят — в одном районе люди друг друга не знают. И вообще не понимают, что такое город. 

Именно такие горожане формируют запрос на абсолютно ущербное жилье, которое строят девелоперы, ориентируясь на жадность.  

Оставшиеся 7-10% жителей городов, по нашему анализу, так или иначе участвуют в неформальных городских сообществах — самоорганизованных, связанных с культурой, с городским пространством. Например, сообщества, объединяющие любителей квестов или антикафе. Выглядят эти ребята пока очень доморощенно, но движуха в этой сфере идет серьезная. И главное: целеполагание городских сообществ — хорошо жить. Чтобы было интересно. Этот субъект уже может пытаться мягко влиять на политику, на бюджеты, на цели администраций и бизнеса в контексте развития города. Если их в течение года хотя бы познакомить друг с другом и начать формировать общие ценности, получится дееспособное ядро, которое сможет начать транслировать остальным: что в городе для них важно, и что они хотят начать изменить. 

Мы заметили, что активисты из городских сообществ — чудовищно счастливые люди. Несмотря ни на что. Это показалось нам аномалией, и мы проанализировали, что влияет на уровень счастья. 

В итоге родилась модель человеческого капитала. Из нее следует: на счастье влияет наличие и количество свободного времени — сколько у меня его, и как я им распоряжаюсь. Это важный ресурс. Также важны социальные компетенции, профессиональные навыки и умения. Плюс эффективные социальные связи, их количество и то, насколько они разнообразны. А также мечты, цели и сценарии. Получилось, что активное поколение — люди от 20 до 50 лет — имеют ноль свободного времени, потому что мечты и цели начинаются от суммы в 1 млн руб. Мы по-прежнему хотим квартиру-«трешечку», автомобиль, ремонт. Многие вынуждены брать вторую работу. Так выходит, что наша система воспроизводит несчастных людей, и государство пока не человекоориентированное. И города в стране не про человека совсем. 
 
Понятно, что шансы быстро перезагрузить эту систему малы. Но начинать стоит. Нужно  налаживать диалог городских сообществ, чтобы мегаполисы развивались с учетом интересов жителей, становились удобными, рождали новые идеи и смыслы. Формировать эти сообщества. Государство этим заниматься не будет — ему не до того. Горадминистрациям и бизнесу появление городских сообществ в принципе не выгодно — тогда ведь уже не откроешь в районе, к примеру, три аптеки. Потому что локальное сообщество скажет: нам они не нужны, давайте кафешку и детский центр. Система принятия решений демонополизируется. Так что заказчиком изменений должны стать сами горожане, большая часть населения. Иначе новые города в России не возникнут.
 
Колонка для DK.RU написана на основе выступления на 100+ Forum Russia и лекции «Городские сообщества — право на город»
 
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.