Подписаться
Курс ЦБ на 18.12
80,38
94,14

Не мясом единым: как в Екатеринбурге открыть вегетарианское кафе. ОПЫТ «Рады»

«Такую пищу будут выбирать люди с повышенным интеллектом». В интервью на DK.RU Александр Смирнов («Рада» и «Люблю и благодарю») рассказывает, как открывал первое в городе вегетарианское кафе.

В 2013 году в Екатеринбурге появилось первое вегетарианское кафе. В брутальной столице Урала, где господствуют мясные рестораны, стейк-хаусы и бургер-бары, «Рада» выглядела белой вороной, скромно стоящей в сторонке. Или не выглядела? Александр Смирнов, совладелец «Рады», уверен: спрос на такую пищу в городе был уже тогда. А тем более, есть сегодня.
 
Не мясом единым: как в Екатеринбурге открыть вегетарианское кафе. ОПЫТ «Рады» 1
 
«Рада» стала первым вегетарианским кафе в Екатеринбурге. Как вам пришла идея открыть такое заведение?
— Потребность в вегетарианских кафе давно существовала в городе. Людям, которые хотят есть более чистую и здоровую пищу, нужно было где-то питаться. Отсюда появилась идея. Потом я познакомился с поваром, который готовил вегетарианские блюда. С ним вместе мы и открыли кафе. Он занимался кухней, я — управлением и финансами. 
 
Приходилось ли вам самим формировать спрос, ведь вы стали первопроходцами в этом сегменте в Екатеринбурге?
— Рынок в принципе был уже готов, люди просто ждали, кто это сделает. То есть, как я уже говорил, спрос был. Он есть и он будет расти. Как нам сказал один очень успешный предприниматель нашего города, вегетарианскую пищу будут выбирать люди с повышенным интеллектом — сегодня они хотят есть более чистую, простую еду (оценочное суждение, мнение собеседника может не совпадать с мнением редакции). 
 
Я так понимаю, вы тоже придерживаетесь такой системы питания. Вы перешли на нее с открытием собственного кафе? 
— На вегетарианскую пищу я перешел еще до того, как мы открыли «Раду». Однажды я попробовал отказаться от мяса и заметил, что это положительно сказывается и на физическом самочувствии, и на сознании. 
 
До «Рады» вы не имели опыта в ресторанном деле. Вы рассматривали вегетарианское кафе как бизнес-проект? 
— В большей степени это был социальный проект. Мы хотели дать людям возможность понять, что можно питаться по-другому. Потом этот проект перерос в бизнес. Но некоторое время он был убыточным: нам потребовалось года три, чтобы окупить вложения. 
 
Как вы думаете, за счет чего удалось выйти в прибыль?
— Я думаю, мы зарекомендовали себя.
 
А вы не связываете это с модой на здоровое питание, здоровый образ жизни? Но, как любая мода, эта волна может сойти?
— С модой не связываю. У людей идет переход сознания. И мы должны им помочь эргономично перейти.
 
В городе появляется все больше кафе вегетарианской кухни. Заметно ли, что возросла конкуренция?
— Мы этого не почувствовали. Этот рынок еще долго не будет конкурентным. Долго, я имею в виду года 2-3. А тому, что появляются новые вегетарианские кафе, мы, наоборот, рады: чем их будет, тем лучше. Сознание потребителей будет меняться, и они будут отказываться от пищи, которая портит здоровье: жирное, мясное приводит только к болезням людей.
 
Открыть кафе, где не готовят мясо, дешевле, чем «обычное»? 
— Я, честно говоря, не считал. Но думаю, что дороже. Это связано с командой поваров — у них должна быть очень высокая квалификация. Плюс «обычные» кафе окупаются быстрее: на мясных блюдах и алкоголе такие заведения делают больше половины выручки. 
 
Продуктовые санкции как-то отразились на вашем бизнесе?
— Никак. Все продукты, которые мы используем — российские. 
 
Сейчас у вас два ресторана, скоро планируется открытие еще одного.  Можно ли сказать, что сетевая модель более устойчива? 
— Я пока не готов рассуждать на эту тему. Возможно, ответ у меня будет через год.
 
Не мясом единым: как в Екатеринбурге открыть вегетарианское кафе. ОПЫТ «Рады» 2
 
Под названием «Рада» у вас осталось только одно кафе. Еще одно теперь работает под вывеской «Люблю и благодарю». Новое кафе появится под старым брендом?
— Нет, мы отказываемся от него, потому что, на наш взгляд, он слабоват. Сейчас мы будем работать под брендом «Люблю и благодарю». 
 
Почему вы думаете, что новый бренд будет успешней? «Раду», по крайней мере, уже знают в городе.
— Знают не «Раду», знают вегетарианское кафе. Но мы провели свое небольшое исследование, и оно показало, что у людей «вегетарианство» ассоциируется с какими-то дискомфортом. Люди инерционны и медленно меняют свои стереотипы о питании.  
 
Кстати, вы ведь под названием «Рада» открывали и магазины...
— Да, в городе стало много людей, которым нужна специализированная диета: продукты без глютена, сахара... Соответственно, мы подумали, что нужны и магазины, где бы они могли спокойно приобрести такой товар.
 
...но потом магазины начали закрываться. Почему?
— Сначала мы открыли магазины отдельно от кафе. Потом поняли, что это была неправильная идея. Дело в том, что опыта в такой специфической розничной торговле у нас не было, и мы не могли найти подходящих людей. Потом мы начали открывать такие магазины при кафе, и они стали более-менее рентабельными. 
 
Вообще, судя по отзывам, к вам ходят и люди, которые не отказываются от мяса и не соблюдают какую-либо диету. Как вам удалось их завлечь?
— Сейчас мы не делаем упор на вегетарианство. Мы предлагаем наш продукт всем людям, в том числе и тем, кто не придерживается какой-то определенной системы питания.  
 
Сегодня у вас представлена кухня разных народов, недавно в меню появились роллы. А с чего вы начинали?
— Сначала мы делали акцент на восточную кухню, потому что много наших потенциальных клиентов было среди тех, кто связан с философией Востока. Затем мы начали добавлять блюда европейской и русской кухни. Люди восприняли это хорошо. 
 
Я слышала, что у вас работают только буддисты. Не могу у вас не спросить, правда ли это? 
— Мы совершенно не относимся ни к какой философии или какой-либо религиозной традиции. И, честно говоря, на работе запрещаем пропагандировать  все, что связано с какой-либо философией. Равно как человек может придерживаться любой религии  нас это совершенно никак не беспокоит. И мы не требуем от сотрудников причастности к какому-либо учению.
 
Я понимаю, откуда могли появиться такие слухи: когда мы открывались, организовывалась определенная информационная поддержка. Но мы официально заявили, что вне всего этого. Словом, с буддизмом никакой связи нет.
 
Не мясом единым: как в Екатеринбурге открыть вегетарианское кафе. ОПЫТ «Рады» 3
 
Когда я почитала отзывы о вашем кафе, где все отмечают вежливость персонала, то решила, что все это благодаря буддистским ценностям... В чем тогда секрет?
— Разве чтобы быть хорошим человеком, надо обязательно иметь отношение к буддизму? Вообще, я думаю, дело в том, что и сотрудники, и клиенты, которые к нам идут, имеют высокий морально-нравственный уровень. Отсюда такая атмосфера создается.
 
А у вас есть какие-то критерии, по которым вы понимаете, что этот человек подойдет вам, а этот нет?
— Самое главное — это квалификация. Как в любой компании, основной критерий для нас —профессиональные качества работников. 
 
Дело-то как раз в том, что, когда клиент приходит в заведение, он сталкивается с людьми, которые не должны обладать какой-то высокой квалификацией. Например, о вашей компании люди будут судить по тому, как с ними поговорил кассир или сотрудник на раздаче. Вопрос мой в том, как вам удается подобрать людей, которые всегда улыбаются и, даже если сталкиваются с негативом, реагируют спокойно?
— Стрессоустойчивость и благожелательность для нас являются одними из основных параметров при подборе персонала. Также мы проводим обучение, ведем работу с эмоциями, чтобы сервис был еще более профессиональным.
 
За последний год многие наши региональные проекты заявили о намерении продавать свою франшизу. Если у вас подобные планы?
— Да, франшизу мы хотим запустить к Новому году. Сколько это будет стоить, пока не знаю. Скорее всего, мы будем предлагать ее за определенный процент от прибыли. У нас уже есть заявки от пяти городов: Челябинска, Омска, Перми, Самары и Уфы. 
 
В Екатеринбурге продавать ее не будете?
— Да почему? Если кто-то найдет удачное место, почему бы нет. 
 
Фото: группа кафе «Рада» и «Люблю и благодарю» ВКонтакте
Самое читаемое
  • Налоговая реформа-2026: что реально изменится для бизнесаНалоговая реформа-2026: что реально изменится для бизнеса
  • «Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»«Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»
  • Департамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна БеликДепартамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна Белик
  • Новые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронированиеНовые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронирование
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.