Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Не надо нанимать зарубежных программистов. В России сильнейшие айтишники», — МНЕНИЕ

Основатель Mail.ru Дмитрий Гришин рассказал о том, с чего начиналась его компания, почему работать в госструктурах невыгодно, и как тащил пианино по Арбату.

Беседу с основателем Mail.ru Дмитрием Гришиным провел Олег Тиньков* в рамках передачи «Бизнес-секреты 2.0».

О себе

— Из детства два больших воспоминания. Первое — я учусь в секции по дзюдо, полезная вещь в Саратове. Не знаю, как сейчас, но раньше по вечерам в Заводской район лучше было не ездить.

Второе — появление компьютеров. У меня родители инженеры, поэтому у меня одним из первых появился компьютер. Были такие компьютеры Синклер и БК-1001, и они поменяли мою историю. Я начал программировать с 5−6 класса.

Еще мне нравилась математика, поэтому поступил в физико-математическую гимназию. Потом уехал учиться в Бауманку, это был 95 год. На пятом курсе работал уже на четырех одновременно. Быстро программировал, поэтому много успевал, получалось весело. При этом я все-таки попал в конторы околосовковые. Застал, когда «Гидропроект» проектировал гидроэлектростанции, и мы писали софт для проектирования станций.

Пока я работал в окологосударственных компаниях, понял, что можно программировать за доллары, и что я там самый умный. Все радовались, что я работаю, и давали все больше задач.

Первые деньги в Москве заработал, когда пианино тащил. Шел чувак по общаге и кричал: «Эй, ребята, кто хочет подработать за 100 рублей?». Я не помню точную сумму, но помню, как вчетвером или впятером тащим пианино по Арбату.

О старте в Mail.ru

— Я работал и учился. Где-то на пятом курсе друг из общаги говорит: «Слушай, есть компания, только организовалась, ей нужны айтишники, приходи». Компания называлась Netbridge.

И только компания начала развиваться, грянул американский кризис доткомов. Пытались придумать, что делать, потому что все закрывались. В какой-то момент решили, что выживать лучше сообща, поэтому объединились с Port.ru. Его делали несколько ребят, среди них Женя Голанд. У них было, кажется, проектов двадцать: Torg.ru, Mail.ru, News.ru — очень много проектов. Делали каждый проект понемножку.

После объединения Netbridge и Port.ru осталось тридцать человек. Хотя до объединения в каждой работало по 200 человек. В этот момент мне сказали: «Слушай, есть вот груда всего, хочешь этим заняться?». Я был молодой парень, глаза горят, все интересно.

Начал заниматься компанией в 2001 году. И тогда же в мой день рождения — 15 октября 2001 года — мы выбрали направление, которое росло быстрее, — Мэйл.ру. Денег сайт не зарабатывал, но юзеров было больше всего.

Времена были тяжелые, думали, кому всё это поручить, чтобы было интересно. Мне было интересно и я начал заниматься.

Переломный момент

— Переломная точка — это 2003 год, когда пошли первые деньги. Я был очень глупенький, молодой и не знал, что такое акции, опционы. Постепенно узнавал, как это готовят. В 2004 году начался экстремальный рост: появились новые вертикали и новые проекты.

Для меня это была школа понимания: каждая копейка продлевает жизнь, и никто тебе не поможет. Может быть, я был чуть более консервативен и аккуратнее, чем надо, но с тех пор заложилась культура, что надо три раза подумать, прежде чем тратить деньги.

Чтобы расти дальше, мы придумали революционный подход для интернета: деньги зарабатывать не только на банерах, но и за счет платы от юзеров. Мы жили при тотальном пиратстве, когда идея покупки отвергалась на корню. Поэтому было два пути: либо ты перестанешь работать в индустрии, либо придумаешь что-нибудь эдакое. Мы не сговаривались, но у нас и китайцев появилась одинакова модель: отдадим юзерам всё бесплатно, а потом что-нибудь придумаем.

О выученных уроках

— Айти-бизнес не стоит на месте, нужно постоянно искать что-то новое и двигаться. И это очень беспокойный бизнес. Ты постоянно в тревоге — надо делать новое, бежать, развиваться. Это умение находить новые направления — это очень сложно. Чем больше становится компания, тем тяжелее искать. Особенно, когда у тебя большой продукт.

Как-то я принял решение, за которое меня много критиковали: я разделил единый маркетинг, продукты, продажи на бизнес-юниты и дал им большую свободу. Это единственный способ развиваться и конкурировать. Вижу, что потихоньку Фейсбук и Гугл делают тоже самое.

О российских кадрах и действительности

— Я искренне верю, что в России сильные айтишники, и ни в коем случае не надо нанимать программистов за границей. Это глупо, их там не удержать. Нашим программистам надо предлагать выходить на зарубежные рынки — это амбициозная, очень сложная задача, поэтому работаем аккуратно. Мы уже начали зарабатывать на игрушках в Америке.

Кстати, в Америке сотовая связь и банковские услуги отстали от России на пять лет. Мобильная связь в паре мест не ловит, я в Халф-Мун-Бэй пришел, это недалеко от Силиконовой долины, мобильник не ловит. Там до сих пор чеки используют. В технологическом плане мы — инновационная страна.

О деньгах

— Я накопил много опыта, и мне хотелось делать самое интересное. Поэтому решил, что буду выбирать конкретные интересные компании, а не области для инвестирования.

Многие говорят, что они либо инвесторы, либо предприниматели. Для меня инвестиционный опыт полезен и для бизнеса. Чем больше инвестируешь, смотришь на разные бизнесы, тем больше учишься.

Заметил интересную вещь: если постоянно управляешь бизнесом, у тебя огромное преимущество, потому что ты его хорошо понимаешь. С 2001 года по 2010 год я из офиса не выходил, сидел и фигачил. И это очень здорово, потому что ты сфокусирован и разбираешься в деталях.

О выживаемости компаний

— Выживаемость компании — это не продукты, а ДНК, которую она создала. У айти-компаний два важные задачи: постоянно что-то покупать и запускать новое. И если эта ДНК есть, компания выживет.

Microsoft должен был купить Facebook и Google, но не купил. Это огромнейшая ошибка. Во главе Фейсбука и Гугла люди, которые совсем недавно выросли; они помнят, что выросли из ничего, и у них высокий уровень паранойи. Пока это есть, они культивируют идею запуска новых проектов.

О саморазвитии

— Советую маниакально учиться. Это звучит как стандартный лозунг, но я трачу половину времени на изучение новых бизнес-моделей и тенденций. Главное — реально в них разобраться. В прошлом году поехал в Стенфорд набираться идей.

Если ты не можешь назвать топ-5 стартапов в мире из своей сферы, у тебя что-то не так. Может быть, они фейковые, но ты должен о них знать и понимать их.

О будущем, которое не за горами

— Учите технологии и разбирайтесь в них. Если уже программируете — молодцы, если нет — начинайте изучать. Программирование не будет отдельной профессией, это будет то, чем должны обладать все профессии.

Учите английский язык, не для того, чтобы убегать из страны, а чтобы понимать, что происходит в мире.

Выбирайте компанию для работы. Если ты хочешь стать конкурентоспособным, лучше идти в бизнес, а не в госкомпании. Технологии, технологии и учиться, и учиться.

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.