Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

Не пугайте иностранцев сортирами!

Имидж Урала складывается из мелочей.   Владимир Ломтатидзе зам. генерального директора ООО «Дионис»   Урал — настоящий рай для туристов. Неслучайно еще в XIX столетии горные районы нынешней Челябин

Имидж Урала складывается из мелочей.

 

Владимир Ломтатидзе

зам. генерального директора ООО «Дионис»

 

Урал — настоящий рай для туристов. Неслучайно еще в XIX столетии горные районы нынешней Челябинской области назвали «уральской Швейцарией». Правда, в отличие от альпийской страны, не только Челябинская, но и Свердловская, Пермская, Курганская области существенных доходов от туризма не получают. И это, на первый взгляд, странно. У нас прекрасный товар: здоровый климат, невысокие горы, доступные даже начинающим искателям приключений, уникальные ландшафты, вековые леса и альпийские луга, минеральные воды, быстрые и чистые горные реки, таинственные карстовые пещеры. Даже аналог всемирно известного Мертвого моря есть — в Курганской области. Почему же нет доходов?

Прошлым летом я побывал в Аркаиме. Полный восторг и недоумение: ну почему там нет самых элементарных удобств? Ни поесть по-человечески, ни душ принять, ни в баньке попариться после дальнего похода. В лавке — убогий набор сувениров. На несколько тысяч туристов, прибывших в Аркаим на день летнего солнцестояния, когда там происходят всякие чудеса, нашлось с десяток туалетов «типа сортир». Хотя далеко не все поклонники Аркаима — бывалые туристы, которым все нипочем. Большей частью это люди иного склада. И не раз приходилось слышать: «Вот были бы здесь нормальные условия, пожили бы неделю-другую. Уж очень здесь интересно!»

Похоже, туризм на Урале вообще самый неразвитый бизнес. И, что особенно печально, подвижек в лучшую сторону не наблюдается. Когда открылись границы нашей страны, россиянам захотелось побывать на берегах Анталии, Иберии или в Эмиратах. Но многие состоятельные люди уже пресытились зарубежной экзотикой и с удовольствием провели бы отпуск на родине. Есть и такие, кто не любит нежиться на пляжах, а предпочитает активный отдых. Да и для здоровья пребывание на Урале иной раз полезнее. Знаю, что и среди иностранцев есть большой интерес к нашему региону, прежде всего у немцев. Они уже везде побывали, все повидали. Раньше опасались нестабильности в России, но теперь убедились, что обстановка у нас не хуже, чем в других странах, и просто жаждут попутешествовать по Уралу.

Итак, спрос есть. А что мы можем предложить туристам? Уральскую старину (прежде всего Невьянск и Верхотурье), пешие и конные походы в горах и степях, сплав на лодках и плотах по рекам, рыбалку, охоту. Не так уж и мало, особенно для выходцев из чистенькой, но тесной Европы! Именно этой нашей диковатой природы им и не хватает. Почему же у нас не слышна немецкая, итальянская, английская речь? Полагаю, прежде всего из-за полного отсутствия какой бы то ни было инфраструктуры туризма.

По маршруту, соединяющему Свердловскую и Челябинскую области, за лето можно пропустить десятки тысяч европейцев и россиян, обеспечить заработками жителей вымирающих деревень, пополнить областные бюджеты. Но тот, кто ездит по Челябинскому тракту, знает: на всем пути нет ни одной приличной гостиницы, нормального кафе или туалета. Даже в Екатеринбурге иной раз совершенно невозможно снять приличный номер в отеле, а если все же повезет, то цену за него заломят совершенно безбожную! В Невьянске и Верхотурье вообще нет комфортабельных гостиниц.

Так же обстоит дело и с совершенно, казалось бы, беспроигрышным вариантом — сплавом по уральским рекам. Но вот беда: берега самых красивых рек — Белой и Чусовой, изумительных озер Увильды и Тургояка загажены туристами-дикарями. А в многочисленные пещеры по берегам Белой туристам лучше просто не соваться. И пока не будет качественной инфраструктуры, прежде всего хороших гостиниц и автокемпингов, пока не приведут в порядок берега рек и озер, никаких существенных доходов от туризма Урал не получит — мало кто из состоятельных людей к нам поедет. Останется все тот же дикий туризм, последствия которого весьма печальны для экологии красивейших мест региона.

Чтобы получать доходы и сохранить природу, требуются крупные финансовые вложения, отдача от которых придет нескоро. Для крупного бизнеса такой вариант непривлекателен, а малому и среднему — не по силам. Вот если бы в Свердловской и Челябинской областях действовали целевые программы поддержки турбизнеса, многое бы изменилось.

А пока развивается черный рынок туристических услуг. Это неизбежно, по­скольку спрос формирует предложение. Есть люди, которые живут за счет иностранцев, путешествующих по Уралу. Когда черный рынок туризма расцветет, с ним будет очень сложно конкурировать легальным фирмам. А некомпетентность и безответственность «черных гидов» рано или поздно неизбежно подорвут саму идею путешествий по Уралу.

 

МНЕНИЕ ЗА:

Альберт Гимадеев

генеральный директор ООО «Промбыттехника»:

— Согласен. Когда я был помоложе, все тяготы туризма полагал вполне естественными. Сейчас же, откровенно говоря, что-то уже не хочется ночевать в палатке. Готов платить за комфорт, но где же его взять?

Отдельная тема — качество информации, которая доводится до туристов. Судя по всему, местные гиды все еще пользуются советскими методическими разработками. Рассказывают иностранцам о природных богатствах Урала, о том, какие мощные у нас заводы, и проч. За границей я никогда не слышал от тамошних гидов ничего подобного. Люди к нам приезжают отдыхать, а не учиться в местной партшколе.

Полагаю, что для организации массового туризма на Урале немало можно сделать и без значительной помощи со стороны властей. За границей довелось видеть многочисленные автокемпинги: на чистеньких площадках стоят автоприцепы, фактически домики на колесах. В каждом — миниатюрная кухня с холодильником, кондиционер, душ, спальня, туалет. Ничуть не хуже хорошего гостиничного номера! Можно прицепить такой домик к своей автомашине и путешествовать. А можно и арендовать в определенных точках, передвигаясь между ними на автомобиле. Даже для избалованных иностранных туристов такого комфорта вполне достаточно. А для наших — вообще сказка. Иностранцев одной только рекламой уникальной уральской природы не завлечь. Ну приедут туристы из Европы, промокнут в наших болотах, простудятся или, не дай бог, отравятся в придорожной харчевне... И на этом весь бизнес закончится.

 

МНЕНИЕ ПРОТИВ:

Константин Брыляков

замминистра МФКСТ Свердловской области по туризму:

— Несмотря на все экономические потрясения 90-х гг., областные власти сохранили наш ресурсный потенциал в сфере туризма, прежде всего музейные комплексы Невьянска, Верхотурья, Нижнего Тагила, Алапаевского и Ирбитского районов. Благодаря взаимодействию с бизнесменами, на туристической карте Среднего Урала появились связанные с трагедией Романовых храмы, монастыри и памятные места, которые сегодня притягивают тысячи паломников и туристов. В 2003 г. гостиницы Свердловской области приняли 400 тыс. чел., а в 2005 г. — уже 495 тыс. чел. Объем реализации туристических услуг за тот же период увеличился почти вдвое.

Несколько успешных бизнес-проектов уже реализовано: построен крупнейший в Европе крытый аквапарк, работают новые горнолыжные комплексы, за счет частных инвестиций реконструируются и обновляются санатории, базы отдыха. Появилась масса возможностей и для малого бизнеса. В Сысертском районе предприниматели открыли несколько частных конюшен и предлагают конные туристические маршруты. В деревне Таволги оборудовали центр традиционного гончарного промысла, который живет сегодня во многом благодаря туризму. Этот ряд примеров можно продолжить. Насущная задача областной власти — привлечь частные инвестиции в сферу въездного и внутреннего туризма, прежде всего в инфраструктуру. И я хотел бы обратиться к предпринимателям: если у вас есть интересные идеи и бизнес-проекты в сфере туризма, приходите в наше министерство, обращайтесь ко мне лично. Будем вам помогать.

Самое читаемое
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.