Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Не верьте сплетням, импортозамещение в России уже случилось. Показываю на примерах»

«Если отбросить игру в иностранные слова, мы успешно замещаем зарубежные товары». Известный предприниматель на примерах рассказывает, как и где в России уже работает нормальное импортозамещение.

Илья Борзенков, собственник торговых сетей «Норд» и «Магнум»:

— За минувшие пару лет термин «импортозамещение» уверенно сменил термин «инновации» в роли самого вымениваемого явления. Массовая и системная замена иностранных товаров на российские очень многим кажется чем-то настолько нереальным, что они готовы предрекать провал этой идее заранее. Видимо, это особенность мировосприятия русского народа: если любим, то взахлеб, если ненавидим, то тоже от всего сердца.

Мы либо в патриотическом угаре считаем, что только в России могут производиться по-настоящему качественные натуральные продукты, а все остальное — химия. И наоборот — уверены, что на российских заводах нельзя делать ничего путного в силу какой-то особой ментальности российского рабочего.

Поэтому у наших потребителей до сих пор не сложилось спокойное восприятие того, что произведенное в России само по себе примерно такое же, как иностранное. Не хуже и не лучше. 

Я, конечно, не могу отвечать за все секторы экономики, но в той сфере, которой занимаюсь — на рынке электроники и бытовой техникой — могу говорить совершенно компетентно.

Реальная ситуация такова, что в России сегодня в сфере бытовой техники уже произошло полноценное и главное — экономически обоснованное (без политических перегибов) импортозамещение. Сегодня в России, покупая самую разнообразную «иностранную бытовую технику», вы на самом деле покупаете технику российскую.

Примеров тому множество. Это и завод BOSCH, который производит холодильники и стиральные машины и начинает выпускать плиты в Стрельне под Петербургом. Новые заводы SAMSUNG и LG под Калугой. Модернизированный завод Indesit в Липецке. Китайский Haier поставил современный завод в Набережных Челнах. Бренд Candy, который купил стиральные машины Вятка в Кирове и также модернизировал там завод. Список можно продолжать.

Зарубежные бренды опираются на то, что в России есть нормальные традиции инжиниринга и производства машиностроительной продукции и делают то, что большинство потребителей до сих пор считают зарубежными товарами.

Самая забавная история, которую я видел, это пример французской фирмы Tefal. Компания производит «блины» (заготовки для кастрюль) на единственном специальном заводе в предгорьях Альп. А вот сами кастрюли из этих «блинов» конкретно для отечественного рынка производятся уже у нас в стране. И это не потому, что есть какая-то особая технология производства этих «блинов», которая хранится в секрете, а мы тут только доделываем мелочи. Нет, просто логистические расходы на доставку грузовиками из Франции этих «болванок» получаются ниже, чем создание альтернативного производства в России. А кастрюля — она же объемная, и чтобы не возить воздух, производство создано под Питером.

Большинство добавленной стоимости производится уже в России, и качество Tefal — это качество российское. 

Почему я говорю про обоснованное импортозамещение? Потому что речь о простых и понятных экономических основаниях. Стиральную машину или холодильник производить в России выгодно, а вот, например, телевизоры — нет, потому что местный рынок сбыта не покрывает создание здесь высокотехнологичного производства полного цикла. Этот же фактор объясняет, почему понятна и обратная ситуация: многие крупные российские бизнесы, которые, как правило, выросли из крупных дистрибьюторов, производят свою продукцию в Китае, рассказывая сказки о том, что она немецкая, австрийская или еще какая-то. Я не готов называть имена, некоторые из руководителей этих компаний считают, что тщательно это скрывают, регистрируют офисы в Берлине, создают сайты в доменной зоне de. На самом деле, это секрет полишинеля, кто работает на рынке, прекрасно понимает. И обувной, и одежный бизнес так существуют. 

Так что вы можете сколько угодно посмеиваться над импортозамещением, но по факту, например, в сфере бытовой техники оно уже произошло, причем произошло мирно и вполне эффективно. В целом покупатели получают за свои деньги качество, которое им обещают. Единственная манипуляция, которая происходит — это игра с попыткой скрыть происхождение торговых марок. Но такое есть везде, в одежде, обуви и в бытовой технике тоже присутствует. Но, мне кажется, это достаточно невинная манипуляция, потому что в большинстве случаев никакого откровенного развода потребителей не происходит.

Игра на «красивых зарубежных словах» — это в российском маркетинге фактор почти гигиенический. Он нужен, и все тут.

Потому что в сознании российских потребителей на этих рынках не существует никаких российских брендов, никаких условных «Марфушки», или «Хохломы», или еще чего-нибудь такого в массовом сознании не найдет ни один маркетолог. Вот и идет игра в слова, но это лишь тонкая ширма.

Суровая экономическая реальность проста: Россия обеспечивает себя бытовой техникой сама в огромной массе, это качественные товары, которыми мы, как бизнес, вполне можем гордиться. 

«Не верьте сплетням, импортозамещение в России уже случилось. Показываю на примерах» 1

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.