Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Не все ЛАДится у дилеров

Реформа сервисно-сбытовой сети (ССС — по документам ВАЗа) идет уже пятый год. Активная перестройка ССС началась в середине 2003 г.: ВАЗ ввел единые отпускные цены для всех дилеров, закрепил за реги

ОАО «АвтоВАЗ» приступило к очередному этапу реформирования сервисно-сбытовой сети — созданию одноуровневой системы поставок автомобилей. Такая система оставляет не у дел крупнейших игроков рынка — прямых дилеров в Тольятти. Вынужденные двигаться в регионы, они серьезно осложнят жизнь местным дилерам автозавода.

Реформа сервисно-сбытовой сети (ССС — по документам ВАЗа) идет уже пятый год. Активная перестройка ССС началась в середине 2003 г.: ВАЗ ввел единые отпускные цены для всех дилеров, закрепил за региональными дистрибьюторами определенные территории, поделил дилеров на три категории, выделив для каждой соответствующую квоту на поставку машин. Кроме того, ушла в небытие так называемая тольяттинская площадка (по слухам, подконтрольная мафии).

Почему АвтоВАЗ взялся за реформирование ССС, понять несложно — старая система ведет свою родословную еще с советских времен, когда она была скорее механизмом распределения, а не сбыта. В эпоху «дикого капитализма» сеть обросла многочисленными посредниками, «фирмами-паразитами», просто криминальными структурами. К тому же реформа ССС вписывается в концепцию завода «догнать и перегнать иномарки». Правда, обновление модельного ряда идет медленно: до сих пор на конвейере «классика» в лице ВАЗ-2107, только начали выпускаться «Самары-2», «Калины» еще нет. «Десятое» семейство должна сменить новая модель «2170», однако когда это произойдет, неизвестно. Исследуются и разрабатываются новые двигатели, автоматические КПП, подушки безопасности, ABS — но до серийного производства доходит мало что. Зато ВАЗ активно прогрессирует в области маркетинга и сбыта: на заводе разработали новый фирменный стиль, от названия «ВАЗ» отказались в пользу марки «Лада», появляются рекламные ролики на TV и щиты вдоль дорог, создана Национальная гоночная серия «АвтоВАЗ», уже несколько раз тольяттинские машины отзывались для доработок. И все больше «подтягиваются» под евростандарты места продаж автомобилей.

3 in 1

Сегодня, несмотря на все реформы, сервисно-сбытовая сеть ВАЗа по-прежнему остается достаточно запутанной. Механизм реализации «Лад» выглядит так: конечный покупатель приобретает машину в автосалоне, принадлежащем региональному дилеру (их в России 227). Физически дилер получает автомобили в управлении региональных поставок — УРП (в стране 140 таких структур), а вот покупает у прямого дилера: в своем регионе либо в Тольятти. Прямые дилеры (ПД) берут машины непосредственно на АвтоВАЗе, предварительно оплатив заказ в объеме своей квоты. Торгуют они как оптом — продают авто региональным дилерам, так и в розницу — через свои филиалы. Хотя договоры на розничные продажи есть не у всех — некоторые компании не имеют собственных торговых площадок.

Следующее звено нынешней сбытовой сети ВАЗа — дистрибьюторы. Эти структуры вполне можно охарактеризовать как «три в одном»: помимо собственно дистрибьюторских функций, они могут работать как прямые дилеры и как представительства — продвигать политику завода в своем регионе. Большинство из 60 российских дистрибьюторов принадлежат — хотя бы частично — АвтоВАЗу. Поэтому УРП обычно находится на территории дистрибьютора, но юридически это независимая структура.

Любая организация, торгующая «Ладами», имеет договор с АвтоВАЗом на продажу машин, он пролонгируется ежегодно, после проведения инспекций. К каждому из 7 федеральных округов приставлен главный инспектор, контролирующий в том числе и работу дистрибьютора, который, в свою очередь, следит за региональными дилерами.

Прямее не значит проще

Новый этап реформирования ССС подразумевает ее упрощение: исчезает деление на региональных и прямых дилеров — все они станут покупать машины непосредственно на заводе. Получать оплаченные автомобили по-прежнему будут в управлении региональных поставок — доставку из Тольятти на стоянку УРП теперь обеспечивает сам АвтоВАЗ, снимая с дилеров все риски и расходы, связанные с транспортировкой.

Реформа в первую очередь скажется на прямых дилерах — они лишаются прибыли от перепродаж оптовых партий машин. Правда, Андрей Карпов, заместитель директора по продажам компаний «Екатеринбург-Лада» (дистрибьютор и единственный оптовик АвтоВАЗа в Свердловской области), утверждает, что они в этой ситуации практически ничего не теряют. Во-первых, 95% продаж компании идут через собственную розничную сеть, лишь 5% машин перепродается региональным дилерам. Во-вторых, дилерам лишь дадут право, но не вменят в обязанность брать машины напрямую с завода. А «Екатеринбург-Лада» стимулирует дилеров по-прежнему работать с оптовиком: предлагает рассрочку, возможность брать мелкие партии по 5-10 автомобилей. Выходит, небольшим дилерам удобней работать с дистрибьютором, а не с заводом. Так что не все региональные дилеры станут прямыми.

О том же говорит и руководитель отдела продаж компании «Авантгард» Татьяна Убакова. По ее словам, сейчас автосалон имеет статус регионального дилера третьей категории, машины покупает у прямого дилера в Тольятти. В «Авантгарде» не уверены, что воспользуются правом прямой покупки автомобилей. Конечно, в этом случае автомобили обойдутся дешевле, но оптовик предлагает более выгодные условия оплаты. В Тольятти давно налажены схемы вексельного кредитования «под дилерский договор», и прямой дилер имеет возможность стимулировать регионального.

Пришли и продают

Самые серьезные проблемы в связи с реформой системы дистрибуции возникают у прямых дилеров ВАЗа в Тольятти. Из 148 российских ПД в Тольятти находился 71 (с учетом корректировки списка в 2004 г.). Ранее они обеспечивали автомобилями половину страны, теперь же им останется только Самарская область. Скажем, для компании «Восток-Лада», одного из крупнейших дилеров ВАЗа, реформа означает катастрофическое снижение продаж — десятикратное: сегодня «Восток-Лада» продает 2000 машин в месяц, из них лишь 200 — в Тольятти, остальные — по стране, региональным дилерам. В частности, 250 автомобилей в месяц компания может продавать на рынок Свердловской области (по нашей информации, 100 машин покупает «Лада-Березовский»).

Чтобы компенсировать падение сбыта, дилеры ищут разные пути. Одни собираются увеличить спектр услуг — к примеру, ввести послегарантийное обслуживание машин. Другие начинают экспансию в регионы.

В Свердловскую область пришли уже две тольяттинские фирмы — «Атлантис» и «АМ Компани» (АМК). Открыв свой офис в ноябре 2004 г., «АМК-Екатеринбург» успела построить автосалон в пер. Базовом и сейчас имеет самые большие квоты в области — 500 машин в месяц («Екатеринбург-Лада» — 300, остальные операторы — существенно меньше). По неофициальным данным, готовятся прийти на уральский рынок еще 3-4 компании.

Экспансия может добавить трудностей местным игрокам. Прежде всего потому, что общее количество автомобилей, продаваемых в регионе, АвтоВАЗ оставит неизменным. Эта цифра — результат специальных подсчетов, ее определяют такие показатели, как общее количество автомобилей, стоящих на учете в ГИБДД, число автомобилей младше пяти лет, уровень продаж за последний год и т. д. Если число игроков возрастет, количество машин, приходящихся на одного дилера, сразу уменьшится. Поскольку многие тольяттинские дилеры связаны с менеджментом завода, они имеют возможность лоббировать свои интересы, увеличивая квоту на поставку автомобилей.

Покатились головы

Региональные дилеры могут понести убытки не только из-за уменьшения сбыта. Реформа ССС предполагает, кроме прочего, ужесточение требований к торговым точкам. Чтобы довести их до надлежащего уровня, потребуются дополнительные расходы. По замыслу руководства АвтоВАЗа, после окончания реформы «Лады» будут продаваться в таких же представительных шоу-румах, как и солидные европейские марки. В соответствующих документах регламентируется все — от высоты потолка в помещении автосалона (минимум 350 см) до шрифта надписей на рекламных плакатах (Pragmatica). А главное — кроме торговых помещений, дилер должен иметь и достаточно крупную сервисную зону. Размер ее во многом определяет, какую категорию (а значит, какие квоты) сможет получить дилер. АвтоВАЗ исходит из того, что автоцентр, продающий определенное количество машин в месяц, должен суметь их обслужить. К слову, далеко не все иностранные производители предъявляют к дилерам такие требования. Например, Kia, Suzuki, Hyundai позволяют торговать своими машинами в мультибрендовых салонах, не диктуя их внешнее оформление. Анатолий Мартынов, руководитель пресс-службы Автомобильной Ассоциации «Компания ДДТ»: Вполне может случиться так, что небольшие дилеры не смогут самостоятельно обеспечить необходимый объем инвестиций, и — как один из вариантов — на их площадки придут тольяттинские «гиганты».

Впрочем, АвтоВАЗ относится к своим дилерам с пониманием: с них не требуют мгновенного выполнения всех требований. После инспекции каждый дилер подписывает план мероприятий по приведению своих салонов в надлежащий вид, и в дальнейшем дистрибьютор и главный региональный инспектор контролируют осуществление этих мероприятий. Если взятые на себя обязательства дилер не выполняет, к нему могут применить санкции.

Так случилось с одним из крупнейших участников уральского рынка: Автомобильная Ассоциация «Компания ДДТ» в конце 2004 г. не смогла пройти ежегодную авторизацию и все ее салоны формально потеряли право торговать «Ладами». По словам Андрея Карпова, в ДДТ не слишком стремились выполнять требования ВАЗа к автосалонам и продолжали торговать машинами с необорудованных полудиких стоянок. В самой компании с таким утверждением не согласны. Анатолий Мартынов: То, что ДДТ не занимается своими салонами, — абсолютная неправда. Мы строим современные шоу-румы на нескольких площадках: — на Восточной — Шевченко, на Отрадной, на Черепанова. Инвестируем очень серьезные средства, лишь бы наши автосалоны удовлетворяли всем требованиям завода и ожиданиям наших клиентов.

По словам Анатолия Мартынова, дилерства они лишились по другой причине. Мы продаем очень много машин, создавая серьезную конкуренцию «Екатеринбург-Ладе». Компания просто использовала свои рычаги влияния, настроив представителей ВАЗа против нас. Ничем другим нельзя объяснить тот факт, что не был продлен договор даже с новейшим автосалоном на Шевченко, соответствующим абсолютно всем стандартам качества, — считает г-н Мартынов. Вазовские машины составляют примерно 70% от общего объема продаваемых ДДТ автомобилей, поэтому Ассоциация рассчитывает вернуть себе статус дилера в ближайшее время.

Хотя торговлю машинами в ДДТ не останавливали. В салонах компании можно купить Hyundai, Suzuki, ИЖи и, конечно, «Лады» — и те, которые собраны в Сызрани или Ижевске, и непосредственно вазовские авто. На вопрос о происхождении машин Анатолий Мартынов ответил, что ДДТ создала совместное предприятие с одним из тольяттинских дилеров и продает легальные, «белые», машины.

Иное мнение у Андрея Карпова: Ассоциация пытается остаться на плаву и ищет новые формы работы (пример — создание совместных предприятий), но при этом по-прежнему не желает вкладывать средства в развитие. Деятельность таких предприятий далека от требований ОАО «Автоваз». На екатеринбургское УРП автомобили приходят в адрес прямых дилеров, не выдавать им автомобили мы не имеем права. В итоге часть машин оказывается на неаттестованных площадках, в т. ч. на автостоянках ДДТ. Этот факт — лишнее подтверждение того, что система дистрибуции АвтоВАЗа еще далека от совершенства.

«Потрясные» планы

Вместе со сбытовой сетью трансформируется и система поставок запчастей к автомобилям ВАЗ. Она также становится одноуровневой. Кроме того, завод начинает предлагать своим дилерам работать по системе trade-in: со второго полугодия 2005 г. они будут брать старые ВАЗы в счет оплаты новых и продавать комиссионные машины в своих салонах. Это должно поднять продажи дилеров за счет привлечения новых клиентов и упорядочить вторичный рынок. Кроме того, на конференции предприятий ССС, прошедшей 17 февраля, представители Авто
ВАЗа озвучили еще одну задачу — «повысить культуру и качество гарантийного и послегарантийного обслуживания автомобилей». Чтобы ее выполнить, дистрибьюторов обязали «провести инвентаризацию всех предприятий, осуществляющих ремонт и обслуживание автомобилей «Лада» в РФ». Сроки сей титанической работы не названы, как и причины, по которым она должна проводиться. Однако можно не сомневаться — АвтоВАЗ еще готовит потрясения и своим дилерам, и автосервисам.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.