Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Иностранцы готовы вложиться в Свердловскую область, но ждут от властей реальных гарантий»

«Времена, когда заказчики приезжали с чемоданами денег, прошли». Представитель немецкого концерна на Урале — о том, как себя чувствует иностранный бизнес в условиях санкций и падения курса рубля.

После ослабления курса рубля и введения санкций продукция зарубежных компаний стала для российского рынка дорогой. Тренд на импортозамещение, явно транслировавшийся властью в последнее время, казалось бы, и вовсе закрыл двери перед иностранцами.

Борис Мельников, директор уральского представительства Thyssenkrupp Elevator, в интервью DK.RU рассказывает, коснулись ли политические веяния европейских производителей, работающих в России, способствует ли росту спроса локализация и почему иностранцам сложно найти точки соприкосновения с российскими властями.

Справка DK.RU

 

ThyssenKrupp — один из крупнейших технологических концернов со штаб-квартирой в Дюссельдорфе — более 700 дочерних компаний и филиалов по всему миру с совокупным оборотом около 55 млрд евро в год. Российское представительство существует с 1999 г. С 2007 г. в Екатеринбурге работает уральское подразделение концерна Thyssenkrupp Elevator, специализирующееся на лифтах, эскалаторах, пассажирских телескопических трапах, подъемниках для людей с ограниченными физическими возможностями и сервисному обслуживанию подъемных механизмов. По УрФО компания обслуживает порядка 400 единиц (в частности, в Екатеринбурге в торговых центрах «Пассаж», «Радуга-Парк», «Успенский», аэропорту Кольцово).

 

С кем ваша компания сегодня конкурирует на российском рынке?

— Если говорить о мировом рынке, существует четыре крупнейших производителя подъемных механизмов — Otis, Schindler, ThyssenKrupp и Kone. В мире каждый из них занимает примерно одинаковую долю. Оставшийся небольшой объем приходится на других производителей, включая российских.

При этом до 80% российского рынка лифтов занимает продукция «Щербинского лифтостроительного завода», «Карачаровского механического завода», белорусского «Могилевского завода лифтового машиностроения», российского завода американской фирмы Otis в Санкт-Петербурге.

Если прикинуть очень грубо, то на девять этажей жилого дома стоимость этих лифтов составит примерно 1,3-1,4 млн руб. Если же установить лифты ThyssenKrupp, произведенные в Германии, это будет порядка 2,5-4 млн руб. Понятно, что мы не можем выйти на цифры, которые предлагает российский производитель, поэтому не могу сказать, что мы с ними конкурируем. Мы в другом сегменте — наша продукция является премиальной и именно так всегда позиционировалась на российском рынке.

«Иностранцы готовы вложиться в Свердловскую область, но ждут от властей реальных гарантий» 1
География производственных мощностей ThyssenKrupp Elevator в мире

Сегодня экономическая ситуация не особо располагает к росту спроса на премиальную продукцию.

 — Да, спрос подкосили несколько кризисов, и сама фраза «мы начали смотреть на цену» появилась после 2008 г. До этого было много историй, когда заказчики приезжали с чемоданами денег и говорили, что хотят самые лучшие лифты.

Сейчас стараются сэкономить?

— Если говорить о потенциальных клиентах, то сейчас в 90% случаев идут тендеры, и выбор идет только на основании цены. Чем завоевываем мы? С моей точки зрения, ищем именно наших клиентов — тех, кто строит для себя и на века. Таких клиентов немного. Чаще всего девелоперы предпочитают для себя лично купить дорогой комфортный автомобиль, а в дом, который строят, выбрать эконом-вариант, чтобы сохранить экономику и цену будущего квадратного метра.

Сказались ли на вашей работе изменения в политической ситуации?

— На нас влияет не столько политика, сколько курс валюты. Никакого политического ветра против нас здесь мы не чувствуем. Наоборот, отношение к технологиям, качеству уважительное. Да, нам иногда говорят, что есть распоряжение «сверху» брать российские аналоги, если они существуют. Но если строится элитный жилой комплекс, там не может быть российских лифтов. Я ничего не имею против российского производителя, это хорошо, что он развивается, но есть такое понятие, как качество жизни. И каждому из нас хотелось бы насладиться им при своей жизни. Ездить на более качественных машинах, заходить в более комфортные лифты.

С другой стороны, в последнее время на рынке явно транслировался тренд на импортозамещение и внимание к отечественным производителям.

— Чтобы конкурировать с российскими производителями, мы пришли к производству российского лифта в Подмосковье под брендом SimplyCity (первая продукция презентована в 2015 г.). Но в соответствии с обязательными стандартами качества нашей компании на эти лифты устанавливается лебедка, которая производится в Нойхаузене, немецкие системы безопасности и управления лифтом — по сути, все технологии. Это влияет на цену.

Некоторые компании бизнес делают совсем по-другому. Все закупается условно в Китае, привозится, к примеру, в Европу, собирается в коробки и получается недорогой лифт – «европейский». В ThyssenKrupp Elevator между ценой и качеством выбор всегда будет в пользу последнего. На заводе в Нойхаузене концентрация производства достигает 80%.

Российский лифт получился дешевле, чем тот, что производится в Германии?

— Да, до 40%. Экономия происходит за счет логистики, отсутствия таможенных пошлин (в 2013 г. в целях защиты отечественных лифтовых производителей введены дополнительные таможенные надбавки для иностранных лифтов до 2 м/с в размере 8,3%) и замены некоторых составляющих лифта на российские, но с полным контролем качества со стороны ThyssenKrupp Elevator.

На Урал чаще поставляются именно лифты с российского завода?

— Нет. Большинство наших клиентов точно знают, чего они хотят. Это торговые и бизнес-центры, премиальное жилье. Они сразу говорят мне: «Борис, это должен быть только немецкий завод».

Крупные игроки, которые строят эконом-класс, заинтересованы в минимальной цене. Но из-за роста евро планируемая разница в цене с конкурентами в 10-15% увеличилась почти до 40%.

Получается, пока конкуренция с российскими производителями не очень успешна?

— Если говорить о конкуренции в цене, то да, не очень. Правильнее говорить о сегментировании рынка. У нас свой покупатель, у российского производителя — свой. В качестве примера: как вы сравните бренды Mercedes и АвтоВАЗ? Можно ли говорить о конкуренции между ними? Это разные планеты, со всем уважением к каждому из этих брендов.

Лифт SimplyCity пока более востребован в Москве, просто потому, что столичный рынок больше.

«Иностранцы готовы вложиться в Свердловскую область, но ждут от властей реальных гарантий» 2

При этом много говорится о том, что в стране ждут инвесторов. Пользуетесь ли вы какими-то инструментами поддержки со стороны власти?

— Нет. У нас в 2010 г. был проект по запуску производства лифтов в Свердловской области, но все осталось в рамках намерений, и я прекрасно понимаю, почему. Думаю, многие иностранцы готовы вложиться в регион, но они ждут реальных движений навстречу со стороны властей: преференций, гарантий и т.д.

В 2010 г. диалог закончился на полярности позиций от «Постройте завод, а после поговорим» до «Гарантируйте и построим завод».

Хотя я эту ситуацию отслеживаю и рад, что на рынке много иностранцев, которые воплощают свои бизнес-проекты.

Какие еще сложности есть для работы иностранной компании в России?

— В целом иностранные производители чувствуют себя хорошо, нас здесь действительно ждут. Основная проблема — это работа в реалиях российской стройки. От нас ожидают западных стандартов. Они есть. Мы можем и умеем работать по ним, но нам очень сложно воплотить их в России. Пример: так принято, что стройка идет на временном подключении электричества, а постоянное подается в момент сдачи. Что такое «времянка»? Это скачки напряжения. Установлено качественное немецкое оборудование. Некий рабочий решил что-то приварить, скачок — у нас выгорает несколько плат. Для Европы это нонсенс. Мы даже объяснить немецким коллегам не можем, как это происходит. И таких примеров — сотни в рамках строек города.

Каких новых технологий ждать от лифтов?

— Есть технологии будущего, которые даже меня удивляют. Ноу-хау ThyssenKrupp — это Multi — первый в мире бесканатный лифт. Идея основана на технологии скоростных поездов. Система позволяет переключать направляющие, по которым ездят лифты, как стрелки на железной дороге, и кабина может перемещаться и вертикально, и горизонтально. Сейчас эта разработка проходит испытания. Она может изменить архитектуру города — появится возможность строить здания совершенно разной конфигурации. Это будущее, которое в Германию уже заходит, а к нам придет чуть позже.

«Иностранцы готовы вложиться в Свердловскую область, но ждут от властей реальных гарантий» 3
Технологии будущего — система Multi

Планируется ли открывать новые производства в России?

— Это хороший вопрос, который всегда сводится к экономике. По моей информации, глобальных инвестиций пока не планируется. Компания ThyssenKrupp Elevator — достаточно консервативная, с 300-летней историей и опытом. Если приходит на рынок, то всерьез и надолго. Сейчас строительная отрасль Екатеринбурга претерпевает определенную стагнацию, но впереди Чемпионат мира по футболу, 300-летие Екатеринбурга, поэтому стройки идут, и это радует.

Автор: Анна Асташкина — для DK.RU. Иллюстрации: ThyssenKrupp Elevator

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.