Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Несемейный бизнес

На московском бизнес-форуме в феврале 2007 г. Игорь Ковпак позиционировал свою торговую сеть как местечковую, сказав: «Наши магазины, построенные и выкупленные, такие, какие есть — кривые-косые, н

Игорь Ковпак, консервативный и прагматичный управленец, сделавший своим девизом фразу: «Бизнес выше родственных отношений», воспитал старшего сына приверженцем жестких принципов. Вдвоем они превратили «Супермаркет «Кировский» в крупнейшую торговую сеть Свердловской области, для которой кризис стал периодом роста.

На московском бизнес-форуме в феврале 2007 г. Игорь Ковпак позиционировал свою торговую сеть как местечковую, сказав: «Наши магазины, построенные и выкупленные, такие, какие есть — кривые-косые, но работают на самообслуживании и стоят на основных магистралях Екатеринбурга и Свердловской области». Судя по его дальнейшим действиям, в этот момент он принял решение избавиться от всех «кривых и косых» как можно скорее. И построить новые.

Игорь Ковпак прививает детям любовь к труду
Доля вице-президента «Супермаркета «Кировский» Льва Ковпака в бизнесе — 30%. Чтобы его догнать, трем младшим братьям придется много трудиться. Работать они будут с начальной школы — Игорь Ковпак полагает, что такой подход избавляет детей от иллюзий.
— Лев начинал в нашей компании мойщиком посуды, когда учился в четвертом классе. Потом работал хлеборезом, кассиром, заведующим отделом, менеджером в торговом отделе сети (вел категорию «соки»), — перечислив ступени карьерной лестницы, президент «Супермаркета «Кировский» делает паузу, чтобы подчеркнуть главную мысль. — Если бы он пришел на все готовое, то сразу причинил бы ущерб бизнесу, который отец создавал 20 лет. А так он мог наблюдать за работой магазина изнутри и со временем стал одним из моих заместителей. Как вице-президент он занимался оперативной работой — пока его в Думу не избрали. Сейчас — только акционер.
Наверное, четверокласснику не очень хотелось мыть стаканы?
— В том возрасте он еще не понимал, что ему полезно. Но я, начитавшись книг, пришел к выводу — в успешных семьях дети должны работать. Работать и учиться. Такой была моя позиция в отношении Льва, а теперь — и остальных детей. Повзрослеют — скажут спасибо.
Вы спокойны за бизнес — Лев может вас заменить?
— Формально его обязанности — закуп товара: поиск поставщиков, переговоры, контракты. Но, по сути, он занимается всеми вопросами — от нового оборудования до внедрения IT-систем. И неплохо справляется. Я контролирую только инвестиционные проекты и крупные контракты (например, с кем заключить договор — с «Пепси-колой», с «Кока-Колой» или с обеими). У нас в компании правило: с 9.00 до 18.00 — никаких родственных отношений. Все решения принимаем из соображений «выгодно — невыгодно». Пока не было цивилизованной дистрибуции, мой родной брат поставлял в «Кировский» кофе — возил из Москвы контейнерами. Но как только мировые компании предложили лучшую цену, мы отказались от его услуг. Бизнес превыше всего. Я не готов терпеть убытки ради хороших отношений с близкими, хотя в других компаниях родственные связи — на первом месте. Поэтому многие из тех, кто начинал в одно время с нами, давно разорились, а мы продолжаем развиваться.
Бывают случаи, когда вы со Львом обсуждаете стратегический вопрос, а мнения расходятся?
— Конечно. Я — консерватор, а Лев — по характеру и в силу возраста — готов рисковать. Если мы смотрим на ситуацию с разных точек зрения, всё решают отношения отца и сына — как правило, сын уступает, даже если остается при своем мнении.
Вы же говорили, что с 9.00 до 18.00 отношения служебные.
— А кто президент компании? Я. Значит, главный я. Даже если мое решение неправильное, последнее слово остается за мной.
Такое случается?
— Я бываю слишком тверд на переговорах, — признается г-н Ковпак. — Ставлю жесткие условия, торгуюсь до последнего, а иногда полезно уступить. Поэтому я часто доверяю вести переговоры Льву — он умный парень, более образованный, чем я.
Лев Ковпак выращивает боковые ветви
О 207 платежных терминалах «Супермаркета «Кировский» и других сопутствующих бизнесах компании известно меньше, чем о продуктовой рознице. Одно из направлений — оптовую торговлю фруктами — Лев Ковпак создал, когда был студентом. Его последний самостоятельный проект, аптечная сеть «Столет», уже попала в рейтинг федерального маркетингового агентства «Фарм­эксперт». Ковпак-старший одобрил фармацевтический бизнес, положившись на компетентность сына.
Говорят, у Игоря Ковпака авторитарный стиль управления. И переубедить его сложно.
— Я не очень понимаю, что вы имеете в виду. Игорь Иванович — сильный экономист. Для него существуют только цифры. Если цифры не сходятся, решение может быть только отрицательным. И наоборот, если наш сотрудник с расчетами в руках докажет, что руководство ошибается, Игорь Иванович всегда готов изменить свое мнение.
Вам было интересно зарабатывать деньги в одиннадцать лет или отец говорил «надо»?
— Конечно, энтузиазма я не испытывал. Но работа приучает ценить деньги и время, — от конкретного примера Лев переходит к обобщениям. — Многие богатые люди не занимаются своими детьми, но мы — как принято в Японии — стараемся учить детей и подчиненных на личном примере. Я считаю, неправильно, когда директор компании приезжает в офис к 11.00-12.00 (хотя это личное дело каждого). Моя помощница в Законодательном собрании поначалу опаздывала минут на 15-20, появлялась, когда я уже работал. Пришлось сказать: я такой же человек, как ты, не успеваешь — выходи из дома раньше. И сейчас в 8.50 она на рабочем месте.
У вас была альтернатива — бизнес отца или собственное предприятие? Или вы сразу знали, что будете работать в торговой сети?
— Первые деньги я в школе заработал. Наша знакомая возила из Израиля воздушные шарики, из которых можно делать разные фигурки — собачек, жирафиков. И мы с друзьями успешно торговали ими в трех магазинах. Я тогда сказал родителям: школу заканчивать не буду, я — бизнесмен. После этого Игорь Иванович мой бизнес прикрыл. Пришлось доучиваться.
Студентами мы с товарищем по университету создали оптовую компанию по торговле фруктами — покупали на Четвертой базе яблоки, апельсины, бананы и разво­зили по магазинам. Потом Игорь Иванович сказал: нужно больше времени уделять «Кировскому», поскольку это наш локомотив. И я стал работать здесь — целыми днями только этим и занимался.
А как появилась оптовая торговля алкоголем?
— Мы открыли ее в 2004 г., обидевшись на поставщиков, которые перебили по цене наше предложение о покупке недвижимости. Поначалу не хватало опыта — все были на нервах. Магазины вовремя не рассчитывались, мы несли серьезные потери. Производители не давали контрактов — приходишь, начинаешь рассказывать, какой ты великий, а они спрашивают: зачем ты нам нужен, если есть серьезные игроки — «Омега Групп», «Юнилэнд», «Бест», «Инвина»? Производитель ведь тоже не хочет, чтобы были ценовые войны, поэтому подходит избирательно. Мы уже думали свернуть бизнес, но по итогам первого года вышли в плюс. И за шесть лет наработали и клиентскую базу, и хорошие отношения с производителями. Бизнес вошел в колею — сейчас компания обслуживает 2600 точек в Свердловской области.
Обида на поставщиков — эмоциональное решение. А у вас девиз: «Ничего личного — только бизнес»
— Ну-у-у в конце концов, задача была заработать денег, а не свести счеты. Мы своего добились и будем этот бизнес расширять.
Все ритейлеры говорят, что в кризис алкогольное направление просело.
— Просело. Но и рынок стал посвободнее — часть игроков ушла. Ведь дистрибуция — своего рода кредитование. Вы покупаете товар на собственные деньги и отвозите в магазин, но магазин может разориться и не заплатить. А сейчас не так много оптовых компаний, у которых хорошо с деньгами. Многие были закредитованы, и мы видим — одни добровольно объявляют себя банкротами, на других кредиторы подают иски в арбитражный суд.
Аптечная сеть «Столет» — это ваш бизнес, отдельный от торговли продуктами?
— Аптечная сеть — арендатор помещений, принадлежащих «Кировскому». И опять же, исходя из рыночных отношений, не может платить меньше, чем другие претенденты. Сейчас мы развиваемся быстрее плана — открыли 21 объект в Екатеринбурге, Асбесте и Нижнем Тагиле, а еще шесть точек проходят лицензирование. Летом, когда в фармацевтическом бизнесе спад, мы развитие остановим. Следующие объекты появятся осенью.
Вы занялись продажей лекарств, когда эта сфера привлекла внимание президента и правительства. Аптекарей начала прессовать прокуратура, розничные наценки урезали.
— Нам проще в том смысле, что сеть работает всего пять месяцев — перестраиваем работу на ходу. Часть точек уже вышла на прибыль, остальные торгуют в убыток — это рабочая ситуация. По итогам мая у нас было 100 тыс. покупок. Это неплохой результат, если учесть, что в апреле работало всего восемь аптек.
Игорь Ковпак радеет о благополучии региона
Торговая сеть «Супермаркет «Кировский» отказалась от экспансии в другие регионы, сосредоточив усилия на Екатеринбурге и Свердловской области. Перечисляя города, где работают магазины, Игорь Ковпак теперь сверяется с записями, чтобы не допустить ошибки. А финансовые показатели помнит наизусть.
Лев говорит, вы вникаете в каждую мелочь — от ремонта в магазинах до вывоза мусора.
— Это не мелочи, — сразу предупреждает Игорь Ковпак. — Когда вкладываешь десятки миллионов рублей в объект, важно, сколько денег придется потратить на ремонт и каким этот ремонт будет. Обычно мне докладывают, кто из участников выиграл тендер, и я утверждаю результат.
Это правда, что вы управляете «Супермаркетом «Кировский» в ручном режиме — собираете директоров магазинов на совещания и обсуждаете хозяйственные вопросы?
— С развитием компьютерной техники необходимость в очных совещаниях отпала. Собираемся раза два в год. В остальное время общаемся по скайпу. Так можно практически любой организационный вопрос решить, даже сложный.
По статистике основной ущерб магазинам наносят собственные сотрудники. Как вы с этим боретесь?
— В Екатеринбурге и городах области мы стимулируем своих сотрудников, чтобы они следили за сохранностью товара. Печальный опыт у нас был в Кургане, где мы построили магазин площадью 3 тыс. кв. м, чуть ли не золотом его покрыли и наняли местных людей управлять. А эти люди работали на свой карман. Помещение мы потом с горем пополам продали — не хотим работать там, где трудно контролировать исполнителей. Нам это не нравится. Есть еще громадный магазин в Сургуте, но мы его сдали в аренду.
И помимо этих двух городов больше нет объектов в других регионах?
— Пока не можем и не хотим. Сложная логистика. И потом, мы — депутаты нашей Думы, нам интересно жить и работать в Свердловской области. Не говоря о том, что здесь любой поставщик — и местный, и федеральный — с нами считается. Мы много строим в городах области. В основном двухэтажные магазины — по 3,5-4 тыс. кв. м, обычно они самые большие в таких городах. В 2010 г. хотим запустить типовой проект магазина на 1200 кв. м, чтобы все новые объекты были одинаковыми. Строители уже предложили готовое решение — оно нас вполне устраивает. Такое здание можно возвести за год. Сейчас занимаемся землеотводами — будем участвовать в аукционах, выкупать площадки и строить. Это непросто. По местным законам торговые сети платят налог за аренду земли под магазинами и вокруг них в 20-40 раз больше, чем промышленные предприятия. То есть наша компания, зарегистрированная в Свердловской области, в отличие от федеральных сетей, платит в местный бюджет миллионы рублей НДФЛ (в том числе, с доходов собственников), а бизнесу здесь работать сложнее, чем в Пермской и Челябинской областях, где условия одинаковы для всех. И я пытаюсь открыть глаза руководству области на эту ошибку.
Как вы это делаете?
— Обращаюсь с письмами к губернатору и к правительству. И привожу примеры с цифрами и сравнениями.
Лев Ковпак остается в своей нише
Вступать в конкуренцию с гипермаркетами Ковпаки не собираются, полагая, что в этом сегменте скоро будет тесно, а магазины у дома найдут своего покупателя независимо от рыночной конъюнктуры. Их выводы подтверждает статистика продаж в новых супермаркетах.
В прошлом году ритейлеры говорили, что со второго квартала начался спад. Что сейчас происходит на рынке?
— Все торговые сети понизили цены, и правильно сделали. К досаде ритейлеров, благосостояние жителей не улучшается, а коммуналка растет, цены за водоотведение и отопление тоже подняли. (Лев Ковпак обращается к компьютеру, чтобы вооружиться цифрами.) Вот конкретный пример: если в апреле 2009 г. в магазине на Сиреневом бульваре средняя покупка была 305 руб., то в апреле 2010 г. — 296 руб. Изменения — около 3%.
Может быть, это колебания в пределах погрешности?
— Давайте другие объекты в Екатеринбурге посмотрим. Вот «Кировский люкс» на Маршала Жукова — вместо 282 руб. теперь 239, хотя число покупателей здесь увеличилось с 49 до 52 тыс. в месяц. Количество покупок растет, а доля дорогих товаров сокращается.
В связи с этим вы не собираетесь работать с большими форматами?
— Есть опасность, что с ужесточением конкуренции (а она усилится — никуда не денешься) многие игроки с большими форматами могут погибнуть. Пробки на дорогах этому поспособствуют — автомобилей точно меньше не станет. Мы хотим развиваться в своей нише. Формат «у дома» более жизнеспособен. Я сам иногда хожу в такой магазин — или воды забыл купить, или молока ребенку, чтобы кашу сварить. Недавно мы открыли объекты на ул. Билимбаевской и на ул. Маневровой — с двух магазинов выручка составляет порядка 25 млн руб. в месяц. Эти деньги не из воздуха появились. Покупатели ведь откуда-то к нам пришли, как те 3 тыс. человек в месяц в магазине на Жукова
Вы расширяете сеть от случая к случаю или у вас есть план — сколько объектов запустить в новом году?
— Плана нет. Сколько будет помещений, столько купим. Кредитов мы не берем. Плюс сторонние бизнесы, о которых я уже упоминал. Факторинговая компания у нас своя. И если какие-то ликвидные объекты появляются на рынке, мы стараемся их приобрести. В ближайшее время откроется два супермаркета в Каменске-Уральском — 1000 и 1200 кв. м и магазин в районе Академический — 980 кв. м.
А в чем генеральная линия?
— Мы уходим от маленького формата, не будем его больше продвигать. Люди не хотят в такие магазины ходить — они тесные, душные, а для нас — очень дорогие в эксплуатации. Булочная она и есть булочная, ничего ты с ней не сделаешь. Поэтому будем работать в формате чуть-чуть крупнее. Если какой-то объект приносит меньше 10% годовых на вложенный капитал, его проще продать и положить деньги в банк. Работа ради работы, которую практикует большое количество компаний, нам неинтересна.
Что вы будете делать с маленькими магазинчиками — отдадите под аптеки?
— Либо под аптеки, либо сдадим в аренду, либо продадим. Пока — сдаем в аренду.
То обстоятельство, что сеть «Кировский» сосредоточена в одном регионе, не вызывает у ФАС вопросов, связанных с порогом доминирования?
— Там, где у нас большая доля рынка (скажем, 30%), мы и так уже не открываем новых магазинов, чтобы они не конкурировали друг с другом. Место для развития еще осталось.

Игорь Ковпак
Родился 19 октября 1953 г. в Первоуральске.
Образование: в 1978 г. окончил планово-экономический факультет СИНХа по специальности «Экономика торговли».
Карьера: 1973-1978 гг. — Первоуральский новотрубный завод, слесарь; 1978-1982 гг. — магазин «Спорттовары» (Перво­уральский горпромторг), директор; 1982-1987 гг. — магазин в свердловском спецавтоцентре ВАЗ, директор; с 1987 г. — универсам «Кировский», директор; с 1 июня 2003 г. — президент группы компаний «Супермаркет «Кировский».
Семья: женат, четверо сыновей.
Увлечения: хоккей, футбол, теннис, лыжи.
Лев Ковпак
Родился 23 октября 1978 г. в Первоуральске.
Образование: в 2002 г. окончил Уральский государственный экономический университет.
Карьера: 1996-2002 гг. — компания «Супермаркет «Кировский», менеджер; с 2002 г. — вице-президент.
Увлечения: футбол, шахматы, посещение спортзала.

Группа компаний «Супермаркет «Кировский»
Розничная торговля продуктами питания, оптовая торговля овощами-фруктами и алкоголем, производство полуфабрикатов
более 20 лет
работает на рынке
14 тыс.
сотрудников
около 130
магазинов
более 14 млрд руб.
оборот в 2009 г.

Источник: ГК «Супермаркет «Кировский».
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.