Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Неважно, из России деньги или нет. Такие же проблемы у множества компаний в мире»

«Cреди американских компаний, которые смотрят на российский рынок, есть стереотипы. И то же самое можно сказать о российском бизнесе, который хочет выйти в США. Мы пытаемся это изменить».

В начале февраля 2020 г. новый посол США в России Джон Салливан заявил, что отношения Москвы и Вашингтона достигли низшей точки после холодной войны. Цель его работы в том, чтобы остановить спад в отношениях и улучшить их, не дожидаясь выборов президента Америки в ноябре этого года или других событий, отметил посол.

В бизнесе двум странам поддерживать контакты все же проще, несмотря на санкции и скептическое отношение к российским деньгам и компаниям, которое встречается на американском рынке. Советник по торговым вопросам в посольстве США Джеймс Голсен признает: санкции — это реальность, в которой приходится работать, но в то же время они не касаются большинства компаний. В интервью DK.RU г-н Голсен рассказал, как российскому бизнесу найти общий язык с американским, как справиться с неприятными вопросами о финансировании со стороны Минфина США и какие ошибки делают предприниматели из России при выходе на американский рынок. 

Джеймс Голсен
 
Советник по торговым вопросам в посольстве США. Ранее г-н Голсен был исполняющим обязанности заместителя министра торговли по Азии и исполнительным директором Коммерческой Службы США по Азии. Он также работал в Вашингтоне, где занимал должность директора по торговой политике и стратегическому и коммерческому диалогу между Индией и США. Предыдущая дипломатическая деятельность включает открытие офиса Коммерческой службы в Посольстве США в Янгоне, Мьянме (Бирме). Кроме того, г-н Голсен работал в посольствах США в Индии, Китае, Таиланде.
 

Посол США в России недавно заявил, что отношения двух стран находятся на самой низкой точке за последние 30 лет. Как в таких условиях их развивать? Какие задачи стоят перед вами в нынешней ситуации? Российским компаниям стало труднее привлекать деньги в США, а американские компании не так охотно делают прямые инвестиции в Россию. 

— В России присутствует приблизительно 1000 компаний из США. Но, соглашусь, среди американских компаний, которые смотрят на российский рынок, есть стереотипы. И то же самое можно сказать о российском бизнесе, который хочет выйти в США. Моя команда в коммерческой службе посольства США занимается тем, что пытается изменить эти стереотипы. И для этого мы путешествуем по разным регионам России и встречаемся с местными бизнес-сообществами. 

Мы поговорили с представителями 50 штатов Америки, чтобы начать диалог о бизнес-возможностях в России. Это нелегкая, но важная работа. Конечно же, пока компании не приедут и не посмотрят на все сами, стереотипы изменить очень сложно.

С 2014 г. на отношения России и США, в том числе деловые, значительно влияют санкции. Последние месяцы каких-либо нововведений на их счет не было. Какие пути и возможности вы видите для смягчения санкций в будущем? 

— Санкции — это реальность, в которой мы существуем, но 90% бизнеса в России не находится под санкциями, и такие компании могут свободно сотрудничать и с нашим офисом, и с Американской торговой палатой, чтобы найти партнеров на рынке США. 

Когда мы разговариваем с американскими фирмами, то говорим о трудностях работы с подсанкционными компаниями и секторами, но очень много времени тратим и на то, чтобы обсудить и те 90%, которые не находятся под санкциями. Ключ к успеху — это эффективная коммуникация.  

Если говорить о российских компаниях, не находящихся под санкциями, то какие источники их финансирования могут вызвать вопросы в США — со стороны властей или инвесторов? Если такая компания выходит на американский рынок, и ее финансовое происхождение не совсем понятно, как избежать возможных проблем? 

— Компаниям малого и среднего бизнеса нужно набраться опыта в подобных вопросах. Что касается финансирования, то вы, скорее всего, имеете в виду Минфин США, который требует соблюдения определенных процедур. Они одинаковы, независимо от того, поступают ли деньги из России или из любой другой страны. Так что ситуация не уникальна для России — это реальность международной торговли для многих компаний по всему миру, которые сталкиваются с такими же проблемами и сложностями. Поэтому надо понимать, какие именно аспекты финансирования изучаются и почему. Один из возможных способов решения — нанять финансового консультанта, который может сопровождать бизнес по этому вопросу. 

Мой личный опыт — а я работал в Китае и Индии — показывает: там тоже есть стереотипы, уникальные для этих стран. Они есть на каждом рынке в каждой стране. И если говорить о спорах, то самые жаркие дискуссии у нас с правительством Канады — это можно объяснить высоким торговым балансом: чем больше объем торговли, тем больше вопросов и проблем. 

И если говорить о реакции американских компаний на возможные российские инвестиции, то у каждой будет отдел комплаенса, который будет очень тщательно рассматривать финансовые вопросы. 

Но реальность такова, что у малого и среднего бизнеса почти нет опыта ведения бизнеса за рубежом. И поэтому одна из задач моего офиса — объяснять и пытаться помочь компаниям на международных рынках. В этом ключе мы работаем не только с российскими, но и с китайскими, британскими, канадскими компаниями и другими.

На США приходится одна треть торгового оборота Екатеринбургской таможни. Но крупных проектов, кроме Ural Boeing Manufacturing (совместное предприятие «ВСМПО-Ависма» и Boeing) в Верхней Салде, не так много. Возможно, лед в отношениях наших стран растопится, и возможно, появятся новые большие проекты? 

— Ural Boeing Manufacturing — это очень большие инвестиции, и любая страна, любой регион в мире были бы счастливы иметь такое предприятие на своей территории, и Урал тоже должен быть рад. Но если говорить о том, чтобы «растопить лед», нужно пригласить представителей различных штатов Америки вместе с работающими там 20-30 компаниями. 

Как флагманский проект, Ural Boeing Manufacturing может показать другим компаниям, сколько здесь возможностей, позитивно повлиять на их решение. Но все это подразумевает очень тяжелую работу, которую мы проводим с Генеральным консульством и, конечно, с местными компаниями — чтобы подобрать штат, представители которого приедут вместе с новыми американскими компаниями в регион. Мы обсуждали в том числе этот момент с Уральской торгово-промышленной палатой, но говорить о результатах пока рано.

Мы хотим сделать не просто красивые фотографии, не просто чтобы представители компаний и штатов приехали и уехали, а чтобы они были осведомлены о том, что происходит в регионах, и могли потом начать долгосрочные проекты. И, как сказала моя коллега из Генерального консульства, зачем ограничиваться только одним штатом для региона? Можно выбрать и больше. Мы довольны результатами диалога с УТПП.

Какие индустрии здесь вы считаете наиболее интересными для американских компаний с точки зрения инвестиций?

— Чтобы подобрать подходящий штат для визита, нужно сначала лучше понять экономическую ситуацию в регионе и выгоды, которые получит бизнес от работы здесь, понять, что нужно компаниям, присутствующим на российском рынке. Но мы не можем диктовать бизнесу, куда ему поехать. Мы можем предоставить лишь подробнейшую информацию, а компании сами примут осознанное решение. Очень важно также посмотреть на такие индустрии, как производство, добыча полезных ископаемых, ИТ, сектор здравоохранения.

В прошлом году вы ездили в Татарстан, и там речь шла в том числе о развитии американского бизнеса по франшизе. Есть ли здесь схожие планы? 

— На данный момент нет, но если есть необходимость, мы, конечно же, изучим этот вопрос и будем рады привести такие компании сюда. Целью визита в Татарстан было посмотреть и послушать, к чему стремятся компании в этом регионе. Но, в любом случае, Екатеринбург не похож на Казань — здесь есть наше Генеральное Консульство, и наши коллеги здесь работают каждый день. 

В продолжение темы экономической ситуации — остается ли потребительский рынок интересным для американского бизнеса? 

— Короткий ответ — да. Российский рынок остается очень большим, и американские потребительские компании не могут его игнорировать. Российский рынок для США сравним с Испанией или Южной Кореей, но в торговом балансе мы отстаем — мы торгуем с Южной Кореей на 80% больше, чем с Россией. Этот пробел нужно восполнять.

Возможно, иногда российские предприниматели в США сталкиваются с трудностями, потому что не до конца понимают тонкости американской деловой культуры. Что можно посоветовать им, чтобы не попадать в трудные ситуации, чтобы быть понятнее для инвесторов и партнеров в США?

— Зачастую бизнес тратит очень много времени, чтобы построить отношения. Предпринимателям, которые хотят выйти на рынок США, я бы мог дать следующий совет — перейти к конкретным целям и задачам, которые помогут американским компаниям решить вопросы и увеличить их доходы. Это ключ к успеху. 

С другой стороны, у многих малых и средних компаний нет международного опыта, и нужно использовать такие каналы, как торговые палаты, коммерческие службы при посольстве США, которые будут помогать, объяснять и говорить о потенциале. Часто американские компании получают очень много запросов из различных стран, и у них просто нет финансовых и человеческих ресурсов, чтобы рассмотреть каждое предложение и выбрать одно. 

На встрече с представителями УТПП мы рассказали, как собираем делегации российских компаний для участия в торгово-промышленных выставках в США. На этих выставках российские делегаты встречаются с компаниями из США, но встречи организовываются заранее, и американский бизнес знает о продуктах, которые те предлагают. И знают, что те помогут им решить вопросы о доходности. Поэтому переговоры сразу переходят в конкретное русло. Каждый год мы собираем примерно 12 делегаций на такие выставки, и каждая делегация включает 20-50 членов. Брать американский рынок наскоком не очень хорошая идея, нужно двигаться шаг за шагом. 

Последние два года россиянам, в том числе предпринимателям, приходится очень долго ждать получения визы в США. Наладилась ли сейчас эта работа, сократился ли срок ожидания?

— Время ожидания интервью увеличилось из-за сокращения количества работников посольства. В Екатеринбурге оно составляет несколько месяцев, в Москве — около года. Мы делаем все, что можем для предпринимателей: американская торговая палата и российско-американский деловой совет тоже работают в этом направлении, у них есть определенные места на интервью. Пока персонала не станет больше, ситуация не может поменяться — это вопрос спроса и предложения, и физически не хватает рук, чтобы вести визовое сопровождение. 

Вскоре в США будут выборы президента. Каких перемен в российско-американских отношениях стоит ждать, если Дональд Трамп выиграет? 

— В нашем офисе мы не работаем в режиме предсказаний, а только связываем компании России и США. Решение о президенте будет за американским народом.

«Неважно, из России деньги или нет. Такие же проблемы у множества компаний в мире»
 1

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.