Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Новое поколение сотрудников хочет работать «как все». И это провал». МНЕНИЕ

Инвестор и создатель курса для подростков «Бизнес для школьников» Аркадий Морейнис рассказал о сильных и слабых чертах характера поколения Z.

Молодые люди, не представляющие жизнь без гаджетов и интернета, становятся совершеннолетними и скоро начнут выходить на рынок труда. Об их качествах, привычках и поведенческих особенностях в беседе с «Идеономикой» рассказал серийный предприниматель Аркадий Морейнис.

— У меня ощущение, что так с каждым поколением. Наши родители пугались, глядя на нас, а бабушки — глядя на родителей. Я смотрю на новое поколение — это главное, — и не вижу его как одну аморфную массу. Подвести под один знаменатель всех было бы неправильно.

Но несколько категорий среди центениалов (представители поколения Z, прим.ред.) уже видно. Первая — те, чьи родители, к сожалению для этих детей, чего-то добились. Многим просто ничего не нужно, у них все есть. Их дети продвинутые, но проблема в том, что у них нет стимула что-то делать, зато выстроен путь до 25 лет.

Они ходят в хорошую школу, она монополизирует все их время: у них кружки, развивающие путешествия, проектная работа и т.д. Но под руководством, увы, тех, кто работает в школе 10-15 лет. Они учатся, чтобы хорошо сдать ЕГЭ, поступить в приличный вуз, хорошо его закончить, потом найти приличную работу — путь расписан, им не нужно принимать никаких решений.

В 25 лет они осознают, что весь предыдущий опыт с приличными оценками в 99% случаев им не поможет. И придется возвращаться в начало.

В будущем появится много профессий и, вероятно, их профессия будет не нужна. Если открыть HeadHunter, соотношение количества резюме и вакансий «экономист» будет, условно, 100 к 1. Хотя несколько лет назад все шли учиться на эту специальность.

Вторая категория внутри поколения Z — это дети из необеспеченных семей. Они не верят, что самому можно чего-либо добиться. По идее, они должны рваться вперед, но уверены, что шансы есть только, условно говоря, у детей прокуроров или детей обеспеченных родителей.

Они перенимают мировоззрение своих родных. Например, семья живет в небольшом городе, папа и мама — клерки, получают небольшую зарплату; и они, и их ребенок думают, что против них все ополчились, общество виновато. И в итоге ситуация похожа на первую категорию, они тоже не готовы предпринимать, не видят короткий путь. Единственная возможность для них — хорошо учиться, поступить в нормальный универ, найти приличную работу. Тогда их дети будут получать не 15 000 рублей, а 70 000 рублей.

Понимание, что можно стать предпринимателем и укоротить этот путь, в голову не приходит. Предпринимателей они видят только в двух обличиях: либо это далекая звезда, например, Цукерберг, либо это местные бизнесмены — в зале суда за решеткой.

Слабая сторона поколения Z — та же самая, что была раньше у других поколений. Это страх и неспособность общаться с людьми. Даже те, кто выглядит экстравертами, часто оказываются интровертами.

При этом новому поколению проще искать информацию, чем начать взаимодействовать с людьми. Так было и раньше. Но предприниматели перебарывали это, потому что приходилось выходить во внешний мир, чтобы лично общаться с людьми, других способов не было. А сейчас можно сидеть дома, уткнувшись в ноутбук, но ты все равно вроде как на связи с миром — читаешь, комментируешь, смотришь YouTube. Но это иллюзия, ты все равно один.

Раньше, если ты не мог общаться, то сидел в комнате в общаге и понимал, что ты один. А тут ты с ноутбуком — но как будто в толпе. Конечно, нельзя гнобить онлайн за эту иллюзию. Любое средство можно использовать так, чтобы оно мультиплицировало усилия. Это не онлайн плохой, просто он усилил слабое качество.

Вообще в 90-е годы в России выросло поколение, которое пыталось найти свое место в жизни — добиться своего. Ситуация заставляла. Сейчас все успокоились, а жизнь вошла в спокойный режим. И все так живут, все больше принято делать так, как делалось.

Как-то я задал у себя в Facebook три вопроса подросткам, попросив родителей задать их своим детям: что ты хочешь уметь после школы, чем будешь заниматься после университета и кем ты видишь себя в 30 лет? Отвечая на первый вопрос, они называли все, что угодно, кроме того, что имеет отношение к школьному образованию.

Один хотел научиться собирать компьютеры, вторая — шить одежду, кто-то —готовить, еще кто-то — рисовать мультфильмы. В общем, понятные прикладные вещи. Один ребенок сказал: «А что мне школа? Там, кроме английского, нет ничего полезного».

На вопрос про тридцать лет (а это для подростков эквивалентно «когда я буду совсем взрослым») они отвечали: «У меня будет сеть ресторанов», «У меня будет свой бренд одежды», «Я буду танцевать и петь лучше, чем Дженнифер Лопес», «У меня будет фирма по производству мультфильмов, дети, репутация, две машины».

Но на вопрос о том, что они будут делать после университета, общий ответ можно сформулировать так — «Буду работать – ну, как все». И это провал. Провал между тем, что они делают сейчас, и тем, что они пока еще хотят иметь.

Выходит, их путь неочевиден. То есть посередине — между школой, университетом и 30-летием, — ничего нет. Они понимают, что хотят уметь и иметь после выпуска, но к самой школе это не имеет отношения. Они представляют, какими будут в 30 лет, но понимания, как добиться этого — нет. Виновата привычка «так принято», они не видят альтернатив.

К сильной стороне центениалов можно отнести развитость. У меня сын, 12 лет, он учится в лицее, в 7 классе. У них есть публичный экзамен в конце года. В 5 классе они берут один источник и делают по нему доклад. В 6 классе — два источника. К 8-9 классу должны, по задумке учителей, приблизиться к умению выдвигать тезисы и подбирать аргументацию.

Так вот, когда в 6 классе пересказывали два источника, я спросил — а зачем дети что-то рассказывают просто так, без всякой цели? Учителя отвечают: в 12 лет дети не могут овладеть искусством выдвижения тезисов и выстраивания аргументации. Но когда сын приходит ко мне и говорит, что ему прямо сейчас нужен PlayStation — он же пришел с этим не просто так, он подготовился.

Он залез в интернет и посмотрел, какие модели игровых приставок существуют. Проанализировал 20-30 источников — описания, обзоры. Понял, что именно он хочет и почему. Выдвинул тезис, проанализировал источники, собрал аргументацию. А потом обосновал, почему купить эту приставку нужно именно сейчас. Школьным учителям непросто понять, что новое поколение мыслит по-другому.

При этом поколение Z сильно опекают. На выходе мы получаем несамостоятельных специалистов. Они будут многое знать, но ждать указаний.

Контроль и опека проявляются двумя способами: во-первых, сейчас с ними везде ходят. Когда я учился в школе, родители работали; утром я один шел в школу, возвращался домой, грел обед, шел в магазин. Как-то жил, и кстати, благодаря этому выстраивались навыки коммуникации. Сейчас даже в бытовых вещах самостоятельность исчезает.

Во-вторых, если у ребенка возникает задача, проблема, цель, то родителю хочется сразу же помочь, рассказать правильное решение. Сделай то и это, и получишь результат. Это проявляется повсеместно.

Родители, особенно те, которые чего-то добились, стали слишком умными. И это самая страшная проблема: ведь мы пытаемся рассказать людям, что им делать, когда не верим, что они могут это сделать сами.

Каждый рассказ подростку о том, что и как делать — вбивание гвоздя в гроб его уверенности. Каждое указание — минус балл к его уверенности. Они привыкают, что не способны сами придумать и ждут, когда придет опытный взрослый дядя и все покажет.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.