Подписаться
Курс ЦБ на 28.04
91,77
98,02

Нужно ли бизнес-образование в кризис?

Ашот Сеферян, Ольга Покладок, Федор Федоров, ​Елена Пятникова
Ашот Сеферян, Ольга Покладок, Федор Федоров, ​Елена Пятникова. Иллюстрация: ИБДА РАНХиГС, Коучинг-центр Станислава Гринберга, Московская международная высшая школа бизнеса "МИРБИС", DK.RU

Руководители в сложной ситуации: с одной стороны, необходимо сократить расходы, с другой, не инвестируя средства в повышение собственных знаний и компетенций сотрудников, можно потерять бизнес завтра.

Руководители бизнес-школ — о том, с какими запросами обращаются к ним клиенты в текущей ситуации и способны ли они их удовлетворить.

Елена Пятникова, бизнес-тренер, директор ООО «Компания Корпоративные стратегии обучения»:

Нужно ли бизнес-образование в кризис? 1– Требования сегодняшних заказчиков к провайдерам обучения я бы в целом охарактеризовала словами «гибкость» и «адаптивность». Понятно, что рынок обучения несколько сократился, но сама потребность в нем никуда не ушла. Другое дело, что изменилось требование к соотношению цена-качество. В компаниях (особенно крупных) идет стремительное развитие HR-технологий, отсюда все более точные формулировки результатов, которые хотел бы видеть заказчик, понимание сложности развития навыка, существенное увеличение пост-тренинговых мероприятий и т. д. Существенное отличие от кризиса 2008 г. в том, что тогда больше учили продавцов, сегодня — руководителей. Многие компании пришли к пониманию того, что в основе эффективности предприятий лежит уровень мотивации и квалификации менеджмента. Наши заказчики делятся на две основные категории. Первые — те, кому нужны проекты для быстрого массового обучения по единым программам. Вторым необходимо совмещение обучения и консалтинга, когда тренеры не только обучают, но и помогают достигать запланированного бизнес-результата.

Федор Федоров, директор по маркетингу и развитию Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС»:

Нужно ли бизнес-образование в кризис? 2– По данным школы бизнеса «МИРБИС», заметно возрос интерес к программам для руководителей краткосрочного и долгосрочного форматов. Они приходят со следующими запросами: выстраивание эффективной стратегии компании, четкое операционное управление, финансовый менеджмент, работа с большими объемами информации, выстраивание системы продаж, баланс личных и корпоративных целей.

Проще говоря, руководители испытывают нехватку управленческих знаний, хотят собрать лоскутное одеяло информации, полученной на тренингах и семинарах, в единую систему. При этом очень востребованными остались темы развития человеческого потенциала, эмоционального интеллекта, тайм-менеджмента. Причина очевидна: в сегодняшних условиях руководители находятся в большом стрессе, внешние условия ведения бизнеса вкупе с внутрикорпоративными проблемами оказывают большое давление, и руководители хотят действенных решений по его минимизации.

Ольга Покладок, директор коучинг-центра Станислава Гринберга:

Нужно ли бизнес-образование в кризис? 3– Запросы клиентов, которые приходят в наш центр на обучение сегодня, серьезно отличаются от тех, что были пять лет назад. Как заработать — вот что волновало тогда большинство людей. Сегодня участников наших программ интересуют вопросы: кто я? в чем мое предназначение? что я действительно хочу и умею? У людей изменились ценности, они стремятся понять себя, мир.

Клиентов однозначно не стало меньше, напротив, их число выросло. Как выросла и степень их осознанности. В ситуации нестабильности людям хочется на что-то или на кого-то опереться. Но на кого? Только на себя. Интересно, что в последнее время к нам все чаще обращаются мужчины. По опыту могу сказать, что в большинстве случаев они приходят на обучение, когда в их деятельности происходит спад. Женщинам сложнее добиться успеха, им приходится прилагать гораздо больше усилий, поэтому у них больше стимулов проходить обучение. Они не ждут тревожных сигналов, стараются развиваться с прицелом на перспективу, быть лучше, независимо от кризиса.

 

Выдают ли бизнес-школы антикризисные рецепты?

Ашот Сеферян, директор программы Executive MBA ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ:

Нужно ли бизнес-образование в кризис? 4– Программы бизнес-образования не дают рецептов, а учат думать! Сокровенных знаний или «таблетки», помогающей принимать эффективные решения, не существует. Это те ложные ожидания, с которыми часто приходят бизнесмены. На обучающих программах дают новые знания и управленческие инструменты, а дискуссии и совместные проекты позволяют по-новому взглянуть на бизнес и окружающий деловой ландшафт. Надо ли в настоящий момент вводить в программы специальные антикризисные курсы? Однозначно нет. Во-первых, специальных курсов для этого момента не существует. Во-вторых, экономика циклична, и к моменту окончания учебной программы кризис может смениться ростом или наступит некое затишье. Нельзя выборочно обучать управленческому поведению на каком-то одном этапе экономического цикла. Бизнесмен должен владеть полным набором управленческих инструментов, а главное — понимать, как ими пользоваться, и видеть полную картину происходящего на рынке.

Елена Пятникова:

– Я не считаю, что бизнес-школы должны давать руководителям готовые рецепты. Это ни к чему хорошему не приведет, за исключением ситуации с молодыми предпринимателями, которые нуждаются хотя бы в ликбезе по организации бизнеса. Задача бизнес-школ — дать бизнесменам и руководителям инструменты, которые помогут им найти решения в сложной или кризисной ситуации.

Ольга Покладок:

– Любой бизнес начинается с руководителя. Если руководитель гибок, готов принимать ситуацию такой, какая она есть, то и его бизнес гибок, его можно адаптировать к любым изменениям в экономике страны. Коучинг хорош тем, что он позволяет найти собственный путь, отыскать выход из определенной ситуации, не прибегая к чьим-либо советам. Он способствует движению в нужном направлении.

Федор Федоров:

– Бизнес-школы могут предложить руководителям выстроить четкую цепочку «знания — методология — практика». То есть, на занятиях преподаватели рассказывают, «как ситуацию описать», рассматривают конкретные проблемы, например из практики слушателей (то, что происходит в реальном бизнесе), ищут вместе конкретные решения. Обучение — это всегда интерактив, контакт, дискуссия, если хотите — внутригрупповой консалтинг.

Пример: в программе МВА есть курс «Антикризисное управление персоналом», в ходе которого слушатели узнают об антикризисных методах внутрикорпоративного PR и поддержки активности сотрудников (теория); освоят методы работы с людьми в режиме антикризисного управления (практика); рассмотрят и отработают методы преодоления сопротивления в осуществлении антикризисной программы (практика); освоят стратегии управления конфликтами (практика). То есть, формируя курс, преподаватель закладывает в его содержание то, какой инструментарий получит слушатель (руководитель).

 

Бизнес-образование в кризис: роскошь или необходимость?

Елена Пятникова:

– Парадокс кризиса как раз и заключается в том, что именно в этот момент обучение должно быть востребовано, как никогда. Я поддерживаю высказывание А. Энштейна: «Бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов». Чтобы выйти из кризиса, нужно думать по-другому, чтобы думать по-другому, нужно учиться.

Ашот Сеферян:

– Экономическая ситуация в стране достаточно сложная. В разных секторах экономики она проявляется по-разному. Где-то резкое падение, а где-то, наоборот, наблюдается подъем. В любом случае она предполагает кардинальное изменение самого подхода к управлению бизнесом, поиск новых направлений. Старый багаж знаний и опыта уже ничем не может помочь бизнесменам. Нужны новые знания, новое видение перспектив развития и новый круг партнеров и единомышленников. Именно поэтому обучение в настоящий момент может стать локомотивом, который выведет компанию на новые просторы. Конечно, бизнес-образование является дорогим продуктом, и, казалось бы, отвлечение ограниченных финансовых ресурсов на обучение не очень эффективно в настоящий момент. Но вы вкладываетесь в свое будущее! Оставляя же все, как есть, ничего не меняя, не инвестируя в себя, можно не только не получить будущее, но и потерять настоящее.

Ольга Покладок:

– Если человек хочет успевать жить и ловить все моменты, быть эффективным в своей деятельности, быть на волне, все успевать, адаптироваться к любым событиям, без вложений в себя не обойтись. Наша компания как раз и помогает людям увидеть красоту жизни, научиться наслаждаться ею, заниматься любимым делом.

Федор Федоров:

– Кризисы в классическом их понимании ушли в прошлое, наступило время новой реальности — постоянных изменений, хаотичных, порой лишних потоков информации, гаджетизации и снижения уровня человеческого общения. Обучение в бизнес-школе позволит выработать систематизированное представление о бизнесе, принятии решений, общаться с коллегами из различных компаний и отраслей, а значит, получить новые связи и бизнес-решения.

В одном из мотивационных эссе мы спросили поступающего, почему он выбирает МВА и именно сегодня. Ответ был таким: самое время найти новые решения, получить практические советы и сделать рывок в профессиональном развитии.

 

В какие форматы заворачивают знания?

Ольга Покладок:

– Многие екатеринбургские компании предлагают новые форматы обучения: коучинг, трансформационные игры, квесты. Все руководствуются потребностями людей, а им интересны новые, более живые форматы. Если старшее поколение еще интересуется классическими процедурными тренингами, то для людей помоложе главное, чтобы процесс проходил легко и творчески. Из этого запроса родились такие форматы обучения, как квесты, веревочные курсы, игры. Важно, чтобы процесс проходил динамично.

Федор Федоров:

– Интерес менеджеров из регионов привел к появлению модульных форматов обучения — интенсивов, которые проходят один раз в месяц с пятницы по воскресенье. Вариант обучения «начните прямо сейчас», когда слушатели могут присоединиться к группе МВА со второго, третьего модуля. Или начать с самых актуальных для них курсов. Актуальна поддержка слушателей в виртуальной среде (общение между модулями).

Елена Пятникова:

– Основная проблема, на мой взгляд, не в формах обучения, а в применении полученных знаний на практике. Кроме того, генеральный директор мало интересуется развитием топов, они в свою очередь мало интересуются развитием мидл-менеджмента, не говоря уже про линейных руководителей. Солидарна со словами Германа Грефа: «Наши руководители результативны, но неэффективны». Понятно, что не везде. Именно передовые компании активно используют новые формы обучения, такие, как корпоративная библиотека, система вебинаров (обязательно с последующей оценкой знаний), мини-коуч-сессии, бизнес-симуляции, аналитические и вопросные сессии в качестве пост-тренинга, развивающая обратная связь. Все это поддерживается корпоративными системами оценки, формирования кадрового резерва, корпоративной культуры и т. Д. Только согласованная работа всех HR-систем обеспечивает результативность обучения, превращение затрат в инвестиции.

Ашот Сеферян:

– Все разнообразие форматов бизнес-образования обусловлено потребностями потенциальных клиентов. Кто-то предпочитает вечерние занятия несколько раз в неделю, кто-то готов потратить несколько выходных в месяц, а кто-то склонен использовать современные технологии вкупе с традиционными формами. В любом случае это выбор клиента. Мне кажется, что занятия по выходным (один раз в месяц) наиболее эффективны для топ-менеджеров, а онлайн (или, точнее, Blended) больше подходит молодым менеджерам, ведущим более мобильный образ жизни.

Самое читаемое
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.