Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Объемы легальных продаж водки снизились на 30%

Уральский рынок алкогольной продукци за последний год претерпел изменения. Доля водки в структуре продаж сократилась, по разным даным, на 7-30% и продолжает снижаться, уступая винам и коньякам.

 
Между тем, эксперты уверены, что официальная статистика не отражает реальной картины, так как не учитывает спиртные напитки, продающиеся по цене ниже минимально допустимой. В результате чрезмерного регулирования рынка доля легального оборота водки резко снизилась, констатируют профучастники, и прогнозируют ухудшение ситуации в случае очередного повышения пошлины за предоставление лицензии или резкого скачка акциза.
 
Уральский рынок алкогольной продукции претерпевает изменения – вот уже более года, по официальным данным, наблюдается снижение объемов продаж и потребления алкоголя в целом, и водки, в частности.
 
Как сообщается на сайте свердловского Минторга, если удельный вес алкогольных напитков в обороте розничной торговли в 2009 году составлял 9,1%, то в 2010 году это показатель упал на 1,2 пункта до 7,9%. В целом, потребление алкогольной продукции на одного жителя области в 2010 году составило 26,5 литра, что на 0,6 литра меньше, чем в 2009 году.
 
В министерстве отмечают, что продажи водки и ликероводочных изделий сократились на 7,4 процентных пункта по сравнению с показателями 2009 года. Профучастники говорят о более серьезном снижении – порядка 15-30%. Одновременно на Среднем Урале наблюдается рост продаж плодовых вин (на 35,3 %), виноградных вин (на 11,6%), вин шампанских и игристых (на 17,9 %), коньяка и коньячных напитков (на 15,2 %).
 
Между тем, по данным участников рынка, статистика не отражает реальной картины продаж, так как не учитывает долю водки и ликероводочных изделий, продающихся по цене ниже допустимой минимальной стоимости.
 
«Продажи водки, действительно, существенно упали. Но это произошло из-за того, что дешевая водка, с которой не уплачен акциз, ушла с официального рынка. Потребители, конечно, меньше пить не стали. Может люди перешли на вино, а может на самогон. Отследить это практически невозможно», – пояснил директор ООО «Инвина-Опт» Евгений Канторов.
 
«После того как в 2010 году была установлена минимальная цена на водку в 89 рублей, официальная статистика говорит о сокращении продаж по крепкому напитку, но на самом деле ничего не изменилось. Нелегальная водка, которая продается по цене ниже минимальной, не ушла из оборота, она просто не участвует в официальной статистике, – подтверждает слова коллеги региональный представитель по УрФО компании ОАО «Россприртпром» Евгений Патрикеев. – Доля нелегального оборота водки в РФ составляет до 25-30%. В городах-миллионниках еще можно отследить – что именно стоит на полках в магазинах. А в малых муниципальных образованиях это намного сложнее».
 
«Водку у нас как пили, так и пьют. Другой вопрос, что доля легального оборота резко снизилась», – говорит руководитель межрегионального управления Росалкогольрегулирования по УрФО Дмитрий Лебедев.
 
Минимальная цена на водку должна снизить объем легальных продаж водки и ЛВИ в 2011 году минимум на 5%, заявляют аналитики. Со 110 млн дал в 2010 до 85— 90 млн дал в 2013— 2014 годах. Если же в 2013 году произойдет резкий скачок акциза, то падение будет еще значительнее, уверены эксперты.
 
Способствует уходу в тень торговцев водкой и увеличение стоимости лицензии на розницу. В 2009 году государственная пошлина за предоставление данного документа сроком на 12 месяцев обходилась в 10 тысяч рублей в год, теперь – в 40 тыс рублей. Маленькие магазины в территориях уже сейчас не готовы платить такие суммы.
 
«Цена за вход на рынок выросла в 4 раза. При этом, по неофициальной информации, это не последнее повышение и вскоре за лицензию на три года розничным продавцам придется отдать более 200 тыс рублей, – говорит глава НП по защите прав предпринимателей «КапиталЪ» (г. Артемовский) Тимофей Шелякин. – На крупных игроках это не отразится, так как под одной лицензией у сетей находится множество точек реализации. Зато будет повод «отжать» с производителей дополнительные бонусы, за удорожание места на витрине. А вот количество субъектов малого и среднего бизнеса, работающих на данном рынке, резко сократится. Вслед за малыми предприятиями уменьшится и доля оптово-логистического сектора. Вот такая чудесная поддержка малого бизнеса».
 
По мнению г-на Шелякина, все предпринимаемые государством в последнее время меры по регулированию рынка алкогольной продукции на самом деле направлены на его монополизацию в пользу крупных игроков. «Сначала они уберут конкурентов в лице малого бизнеса, а потом выпотрошат и потребителя путем повышения цен», – уверен эксперт.
 
Впрочем, рост цен на алкогольные напитки к снижению алкоголизации населения не приведет, – признают профучастники рынка.
 
«В условиях удорожания продукта люди по-настоящему пьющие предпочитают паленку. Паленку и сейчас привозят и предлагают магазинам, целые заводы на это работают. И каждый в нашем поселке знает, где можно купить суррогат или спирт. Так что потребление алкоголя не понизится, а даже вырастет, просто государство будет меньше получать от этого», – резюмировал владелец магазина в одном из крупных поселков Свердловской области, пожелавший остаться неназванным.
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • На юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублейНа юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублей
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.