Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Обычно как думают: ты — владелец бара, значит твоя жизнь — ежедневные попойки с друзьями»

«Я думал, что смогу быть, как Ричард Брэнсон, — владеть несколькими бизнесами в разных сферах. Но я понял, что просто ничего не успеваю». Андрей Фролов — о том, почему вышел из ресторанного бизнеса.

В мае 2015 г. Андрей Фролов открыл свой первый монопродуктовый бар в Екатеринбурге — «Огонь.Бургер.Бар». Заведение расположилось в здании типографии «Уральский рабочий». В том же году заработала вторая точка — на ул. Челюскинцев, напротив железнодорожного вокзала. Третий бар появился в 2016 г. на площадке «Огонь.Пляжа» (озеро Балтым), собственником которого также является г-н Фролов.
 
В ноябре 2016 г. Андрей Фролов стал победителем в номинации «Малый бизнес» премии «Человек года», учрежденной «Деловым кварталом», за проекты: коворкинг «Соль», бургер-бары «Огонь» и частный пляж на озере Балтым. 
 
Спустя два года после открытия бизнесмен продал бургер-бары «Огонь» своему партнеру Яну Кожану. В колонке на DK.RU Андрей Фролов делится опытом ведения ресторанного бизнеса и рассказывает о причинах, которые заставили его отказаться от проекта.
 
Андрей Фролов, основатель проектов «Соль», «Огонь.Бургер.Бар» и «Огонь.Пляж»:
 
— Красивая картинка, которая складывается у большинства далеких от ресторанного бизнеса людей, ошибочна. Обычно как думают: ты — собственник ресторана, значит, твоя жизнь — сплошной праздник, попойки каждый вечер с друзьями, которые приходят в твой бар, чтобы выпить вина или виски. А ты говоришь барменам: «Налейте им за мой счет!», и от этого твои друзья тебя еще больше любят, обнимают и целуют.
 
Есть известное выражение, согласно которому в ресторане важны всего три вещи: место, место и место. На самом деле, это не все, и я понял это по ходу работы над проектом.  

Сложный бизнес

Ресторанный бизнес один из самых сложных. Есть бизнесы, которые основаны на супер-идее: если ты ее реализуешь, то дальше эта супер-идея сама себя продает, и ничего делать не нужно. Так работает креатив. В случае с рестораном это не так. 

Я когда-то сравнивал ресторан с заводом: к тебе поступает сырье в виде продуктов питания, некие технологические процессы превращают это сырье в блюда, и на выходе клиент получает продукт. Но этот продукт — это не только блюдо, но и атмосфера: общество, музыка, внимание официантов и прочее.

Главное на этом заводе — организовать кухню. Это целая наука, и без опыта познать ее невозможно. Очень жесткие правила — что и где должно стоять, как должны храниться продукты. Построить правильную кухню — амбициозная задача, и стоит это немалых денег.

В Европе рестораны сильно отличаются от наших. Скорее всего, небольшие рестораны на берегу Средиземного моря не прошли бы проверку Роспотребнадзора, потому что требования в РФ достаточно жесткие. 

Как правило, гостя встречает официант. В Европе официант — это нормальная уважаемая профессия, люди занимаются ею всю жизнь и строят карьеру в этом направлении. Поэтому уровень официантов в Европе значительно выше, чем у нас. У нас же официант — это временная занятость для студентов во время каникул. Поэтому люди не заинтересованы развиваться, и, как правило, имеют не очень высокую квалификацию.

Постоянная боль любого ресторатора заключается в том, что квалифицированных официантов на рынке нет, а те, что есть, держатся за свои места. Отсюда — необходимость обучать персонал.

Я думал, что смогу быть, как Ричард Брэнсон, — владеть несколькими бизнесами в разных сферах. На самом деле, чтобы эффективно реализовывать параллельные проекты, нужно иметь либо огромное количество денег, либо огромное количество сотрудников. 

Если у вас мало времени, то ресторанный бизнес не для вас. В любом бизнесе есть текучка, и вы должны за ней следить, чтобы знать все процессы: расплатились ли с поставщиками, сколько денег осталось на счете, сколько зарплаты нужно выплатить 25 числа, а сколько — 10-го, и так далее. Этот белый шум заполняет ваш рабочий день на 40%. Если у вас один бизнес, то 40% — это белый шум и 60% времени можно потратить на креатив. Если у вас два бизнеса, то 80% — белый шум и только 20% остается на креатив. А если у вас бизнеса три, то вы не успеваете ничего, а о развитии и креативе и вовсе нет речи.

Основная причина, по которой я расстался с одним из своих бизнесов, — я просто ничего не успеваю. А отдать управление рестораном на откуп управляющему — это плохая концепция.

Гонка по кругу

Я помню, мне еще на самом старте говорили: «Откроешь ресторанный бизнес и ввяжешься в вечную гонку, чтобы заработать деньги на новую точку». Но тогда я от этих слов отмахнулся. А зря. 

Вопрос роста для ресторанного бизнеса — один из самых серьезных. Открыли вы несколько ресторанов на отложенные деньги, и бизнес начинает генерить деньги, которые нужно вкладывать в открытие новых точек. Это гонка, в которой непросто находиться даже с большими деньгами. И вообще, строительство сети ресторанов — это замкнутый круг, из которого можно вообще никогда не выйти. 

При этом, если у вас две точки, то привлечь деньги на открытие третьего ресторана — задача нетривиальная. Нужно искать партнеров, размывать свою долю в бизнесе, соответственно, действовать с оглядкой на партнеров. Я думал о том, чтобы найти партнеров, открыть третий и четвертый рестораны, но это не то направление, в котором я хочу двигаться. Заниматься всю жизнь двумя ресторанами — тоже как-то неинтересно, уж проще продать этот бизнес тому, кто будет его развивать.

Я получил хороший опыт, и у меня остается проект, в котором краешком задевается ресторанная тема, так что я буду использовать его. 

Планы

«Огонь.Пляж» — более интересная для меня тема. Причем, не требующая крупных капиталовложений.

Если сравнивать с «Огонь.Бургер.Баром», «Огонь.Пляж» — более масштабный проект. Есть разница — 2 тыс. человек в день приходит, или 120. Во-вторых, проект пляжа более партнерский, чем-то на этой площадке можно заниматься самому, а чем-то — с привлечением партнеров. У меня в голове есть представление, что «Огонь.Пляж»  вообще может жить в чисто партнерских отношениях, потому что это работает, как конструктор.  

Новых проектов я пока не планирую, все силы будут брошены на развитие «Огонь.Пляжа» и «Соли».

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.