Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Обзор: Агентства по подбору персонала

  эксперты Юлия Аверина директор кадрового центра «Метрополис» Рифат Амиров директор кадрового агентства «Карьера» Елена Бирюкова руководитель екатеринбургского офиса Senat Consulting Services-Ekat

По мнению экспертов, прирост рынка рекрутмента сбавил темпы: если в предыдущие годы он составлял 25-30%, то во втором полугодии 2007 г. — первом полугодии 2008 г. едва дотянулся до 20%. Неубедительные показатели заставили одних рекрутеров расширить спектр своей деятельности, а других — уйти с рынка.
 

эксперты
Юлия Аверина
директор кадрового центра «Метрополис»
Рифат Амиров
директор кадрового агентства «Карьера»
Елена Бирюкова
руководитель екатеринбургского офиса Senat Consulting Services-Ekaterinburg
Людмила Малюжец
генеральный директор уральского филиала AVANTA Personnel
Галина Мостовая
директор компании «КБЕ — Кадровый банк Екатеринбурга»
Евгений Островский
руководитель собственных проектов компании «Медиасайт»
Ирина Савеличева
директор компании Human Resource
Анна Хвостова
генеральный директор «HeadНunter:Урал»
Ирина Ямилова
руководитель рекрутинга по Уралу компании «Апрайт»

куда
исчезают филиалы федеральных агентств
почему
консалтинг не подошел рекрутерам
зачем
клиентам job-порталов платные сервисы

Рекрутеры сходятся во мнении, что их рынок обеднел заказами. ЮЛИЯ АВЕРИНА, директор кадрового центра «Метрополис», уточняет, что рекрутинговые компании активно набирают специалистов по работе с клиентами, имеющих опыт активных продаж: «Конкуренция среди агентств усилилась. Также конкурент для нас — сами компании-заказчики, которые экономят на аутсорсинге, активизируя штатных кадровиков». Рекрутеры начинают биться за клиентов, и такие войны иногда приводят к серьезным потерям для всех участников. ЛЮДМИЛА МАЛЮЖЕЦ, генеральный директор уральского филиала AVANTA Personnel, рассказывает, как в нынешнем году директор по персоналу одной из крупных местных компаний, стремясь поскорее найти кандидата на топовую позицию, вел переписку одновременно с несколькими провайдерами. Чтобы сэкономить время, он не стал писать каждому отдельное электронное письмо, а отправлял общий запрос, перечисляя всех адресатов. Таким образом, каждый из респондентов видел, с кем еще сотрудничает их клиент. Получив от агентств предварительные предложения, заказчик отправил такое же универсальное послание с перечнем Ф.И.О. всех интересующих его кандидатов. «Провайдеры мигом отфильтровали «агнцев от козлищ» и развернули крупномасштабную программу черного пиара в адрес «чужих» кандидатов, чтобы «свой» выгоднее смотрелся на общем фоне, — говорит г-жа Малюжец. — Однако, очерняя предложения друг друга, агентст­ва явно перегнули палку, и в результате клиент пришел в ужас от их попыток выставить достойных людей должниками, уволенными с позором. Таким образом сразу несколько провайдеров лишились ценного клиента».

«Синие воротнички» нужнее топов

Чтобы не потерять заказы, кадровые агентства заморозили стоимость услуг: по данным экспертов, в среднем расценки остаются на уровне 20% от годового фонда оплаты труда (ГФОТ). Держаться на плаву рекрутерам помогает общий рост заработных плат: в среднем он составил 11% (за первое полугодие 2008 г.), отмечается в справочнике «Зарплаты Урала» компании «Апрайт». «По некоторым позициям рост достиг 100%, — констатирует РИФАТ АМИРОВ, директор кадрового агентства «Карьера». — Однако надеяться только на дорогостоящие заказы не приходится: они редки, к тому же общий уровень кандидатов год от года снижается». Г-н Амиров говорит, что работодатели заинтересованы в многофункциональных специалистах: «Например, водителю, совмещающему компетенции механика и логиста, предлагают топовые оклады, но наш рынок труда развивается по западной модели, в сторону узкой специализации, и мастеров на все руки становится все меньше». Г-жа Аверина обозначает три основные причины снижения уровня кандидатов. Первая: компаний в Екатеринбурге становится все больше, а количество персонала не растет. Вторая: рынки быстро меняются, и компаниям необходимы специалисты, способные быстро реагировать на эти изменения, а значит, им постоянно требуются новые компетенции. Третья причина: кандидаты без опыта работы увидели возможные прибыли в существующей ситуации кадрового голода и требуют у работодателей высоких зарплат.

Как уточняет ИРИНА ЯМИЛОВА, руководитель рекрутинга по Уралу компании «Апрайт», от дефицита квалифицированных кадров страдают в первую очередь строительная отрасль, IT, промышленный и энергетический сектор: «Для производст­венных предприятий по-прежнему остра проблема нехватки рабочих. Многие агентства ничем не могут помочь из-за низкой рентабельности проектов и из-за сложившегося дефицита кадров — «синих воротничков» взять негде».

Сетевые компании сдают позиции

По наблюдениям игроков рынка, филиалы крупных транснациональных и федеральных компаний окончательно определились с форматом работы. Если ранее они заявляли об амбициозных планах, рассчитывая занять до трети кадрового рынка города, то теперь свели деятельность к обработке заказов, спущенных из голов­ного офиса. Людмила Малюжец предлагает подсчитать эффективность офиса сетевого кадрового агентства: «Средняя результативность консультанта-рекрутера — две закрытые вакансии в месяц. В большинстве офисов сетевых агентств работает всего по четыре консультанта, закрывающих ежемесячно около восьми вакансий». Г-жа Малюжец подчеркнула, что основной пул заявок таких агентств формируется в головном офисе, и задачи искать екатеринбургских заказчиков перед региональными офисами не стоит: «Рекрутеры, работающие с местными клиентами, присутствия федералов просто не замечают». Как полагают эксперты, крупным екатеринбургским заказчикам важен не столичный статус провайдера, а наличие у него филиальной сети, способной обеспечивать закрытие вакансий во всех офисах клиента. ЕЛЕНА БИРЮКОВА, директор открытого осенью 2007 г. екатеринбургского представительства Senat Consulting Services, говорит, что в этом году компания начала работать с крупным клиентом, имеющим головной офис в столице Урала: «Мы закрываем вакансии менеджеров среднего и высшего звена для офисов, находящихся на территории присутствия нашей филиальной сети».

Между тем не все федералы, громко заявлявшие о планах захвата местного рынка, столь оптимистичны. В частности, компания «Ефимов и партнеры», с 2004 г. намеревавшаяся прийти на Урал и открывшая в Екатеринбурге свой офис в 2006 г., уже в конце 2007 г. свернула деятельность. «Началом конца» стало увольнение директора филиала ИРИНЫ САВЕЛИЧЕВОЙ, перешедшей в екатеринбургскую компанию Human Resource, куда следом за ней постепенно перетек остальной штат «Ефимова». Г-жа Савеличева рассказывает, что владелец компании «Ефимов и партнеры» разочаровался в рекрутменте: «Он сказал, что не намерен набирать в филиал новый штат — мол, у кадрового бизнеса в России нет будущего». В головном офисе компании «Ефимов и партнеры» отмечают, что организация еще обсуждает филиальную политику и окончательного решения пока не приняла.

Не лучшие времена переживает и кадровый холдинг АНКОР: 12 сентября 2008 г. скончался его основатель и президент ИГОРЬ ХУХРЕЕВ. В 2007 г. от холдинга отделилось несколько офисов, на базе которых появился новый крупный игрок AVANTA Personnel. Добавила масла в огонь и разбивка бизнеса на отдельные структуры, специализирующиеся на подборе персонала для конкретных отраслей. По свидетельствам игроков рынка, сотрудники разных подразделений начали переманивать друг у друга кандидатов (например, секретарей и системных администраторов). В самом АНКОРе ситуацию не комментируют.

Агентства возвращаются к традиционному рекрутингу

Эффективность рекрутинговых экспериментов (таких, как уход в узкую нишу или запуск консалтингового направления), которые эксперты в предыдущие годы считали перспективными, сегодня ставятся под сомнение.

Практика показала: агентствам, позиционировавшим себя как узкоспециализированные, рано или поздно приходится выходить за рамки одного сектора. Людмила Малюжец считает, что это неудивительно: «Любой компании помимо профильных специалистов необходимы универсалы — секретари, бухгалтеры, системные администраторы. Работа с такими вакансиями требует расширенного поиска». На долю рекрутеров, добавляют эксперты, и без того приходится не более 5% заказов — и этот показатель с годами не увеличивается. Искусственное сокращение возможных обращений игроки рынка называют «непозволительной роскошью». Юлия Аверина полагает, что агентства будут сегментироваться: «Рекрутеры уже начали распределяться по уровню цен. В дальнейшем разделение станет более явным». По мнению г-жи Авериной, рекрутинговый рынок вскоре будет аналогичен продовольственному: «Не все и не всегда ездят за продуктами в «Мегу» — кто-то предпочитает маленькие магазинчики у дома, в которых все дороже, зато ближе».

Отношение к кадровому консалтингу у местных игроков также неоднозначное. Некоторые компании считают, что стандартный рекрутинговый ассортимент обязательно должен пополниться этой услугой. Например, новое руководство компании «КБЕ — Кадровый банк Екатеринбурга» решило изменить концепцию работы, сделав ставку на консалтинг. «Причем речь идет о консалтинге в целом, а не только о кадровом», — уточняет ГАЛИНА МОСТОВАЯ, новый директор КБЕ. По ее словам, реконцепция компании повлекла за собой полную смену штата — сейчас рекрутинговый отдел КБЕ набирает команду с нуля. Другие агентства считают открытие консалтингового направления пустой тратой времени и средств. Как полагает Рифат Амиров, принимать в штат новых специалистов и нести расходы на раскрутку отдельного бизнеса в сегодняшних условиях невыгодно.

Третьи остановились на промежуточном варианте. Г-жа Малюжец: «Мы считаем, что будущее рекрутинга — за партнерскими отношениями с клиентом, когда агентство объясняет заказчику, как привлечь конкретного кандидата, например скорректировать его соцпакет или изменить график работы». Эта тенденция определяет интерес клиентов к найму штатных кадровиков с навыками разработки систем мотивации, констатируют эксперты.

Рекрутеры видят будущее в job-порталах

По оценкам «HeadHunter:Урал», если в «Яндексе» ввести запрос «Работа Екатеринбург», поисковая система найдет 36 млн страниц и 200 сайтов, которые предоставляют возможность разместить резюме либо вакансии. «За год ситуация на рынке не сильно изменилась. Основные игроки — ural.hh.ru, e1.ru, rabota66.ru», — считает АННА ХВОСТОВА, генеральный директор «HeadНunter:Урал». Среди новых заметных игроков эксперты называют также job-портал «eРабота.ру» новосибирской студии «МартДизайн», вышедший на рынок Екатеринбурга в марте 2007 г.

Попробовать себя в интернет-рекрутменте решило и агентство «Карьера». По оценкам г-на Амирова, кадровые агентства занимают около 5% рынка и в ближайшее время ситуация если и изменится, то не в лучшую для рекрутеров сторону: «СМИ развиваются, самостоятельный поиск кандидатов упрощается, и лучше сразу включиться в этот процесс, чем страдать от его последствий». Job-портал «РаботаГрад.ru» стал третьим проектом «Карьеры» на поле СМИ — уже несколько лет агентство выпускает специализированные газеты «Работа Урал» и «Работа Град». Г-жа Хвостова уверена в целесообразности выбранной тактики: «В Екатеринбурге закрывают 60-70% вакансий «белых воротничков» job-порталы. В регионе пользуются популярностью газеты и бегущие строки на телевидении».

Изменения на рынке интернет-рекрутмента коснулись не только состава игроков, но и ассортимента услуг. В марте портал www.rabota66.ru компании «Медиасайт» запустил платный сервис «Закрытая база резюме» — до этого платной была только услуга опубликования вакансий. По словам ЕВГЕНИЯ ОСТРОВСКОГО, директора собственных проектов компании «Медиасайт», закрытая база позволяет повысить уровень публикуемых резюме: «Некоторые кандидаты, особенно топы, опасаются размещать информацию о себе в открытом доступе. Закрытая база решила эту проблему». Как прогнозирует г-н Островский, новый платный сервис будет способствовать троекратному росту годового оборота проекта. По словам Анны Хвостовой, в борьбе за клиента все job-порталы начнут вводить новые сервисы как для соискателей, так и для работодателей: «Уже сейчас пользователям некоторых сайтов предоставляют возможность приложить к резюме фотографию и портфолио или создать корпоративный блог».

По прогнозам экспертов, в ближайшие годы доля интернет-рекрутмента вырастет до 90%, причем главным принципом работы того или иного сайта станет учет потребностей каждого пользователя: открывая главную страницу job-портала, посетитель будет видеть прежде всего информацию о той группе кандидатов или компаний-работодателей, которая ему интересна.

 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.