Подписаться
Курс ЦБ на 28.04
91,77
98,02

Обзор: Фитнес-центры

эксперты Олеся Белоусова соучредитель центра фитнеса и красоты «Арт-Джем» Татьяна Гущина главный специалист Комитета по бытовому обслуживанию населения администрации г. Екатеринбурга Дмитрий Корнюх

Спрос на рынке фитнеса по-прежнему превышает предложение, что позволяет операторам не снижать стоимость услуг и не делать ставку на работу с ценообразованием. Компании больше работают над эмоциональной привязанностью клиентов.

эксперты
Олеся Белоусова
соучредитель центра фитнеса и красоты «Арт-Джем»
Татьяна Гущина
главный специалист Комитета по бытовому обслуживанию населения администрации г. Екатеринбурга
Дмитрий Корнюхин
генеральный директор УК «Профит» (управляет центрами World Gym и Powerhouse Gym)
Роман Симачевский
руководитель проекта Fitnesburg.ru
Анастасия Юсина
генеральный директор «Страта Партнерс» (управляет сетями Orange Fitness и CityFitness)

какие
фитнес-центры откроются в текущем году
насколько
цены екатеринбургских фитнес-центров выше столичных
зачем
операторы рынка создают клубную атмосферу

Извсего населения Екатеринбурга постоянно занимаются фитнесом менее 1% (для сравнения: в Москве — 3%). Этот показатель меняется медленно: спрос растет по мере появления и продвижения на рынке новых фитнес-центров, а их открытие в Екатеринбурге носит, скорее, единичный характер. В 2008 г. появились второй Powerhouse Gym (в БЦ «Палладиум»), «Маракана» (на ул. Московская), второй «Позитив» (на ул. Малышева), «Пионер» (на ул. Уральская) и «СпортХаус» (на ул. Техническая). Но несколько и закрылись, среди них клуб «Разумное решение» и фитнес-зал в гостинице «Сверд­ловск», отметил РОМАН СИМАЧЕВСКИЙ, руководитель проекта Fitnesburg.ru. Всего, по данным Комитета по бытовому обслуживанию населения (КОБОН) администрации г. Екатеринбурга, на конец 2008 г. в городе работали 38 фитнес-клубов и фитнес-центров(1), 28 тренажерных и 34 аэробных зала. «Хотя официальную статистику дополняют еще несколько десятков полулегальных объектов (часто «качалок»), предложения на рынке по-преж­нему недостаточно — он заполнен на уровне 30-40%», — уверен Дмитрий Корнюхин, генеральный директор УК «Профит» (управляет центрами World Gym и Powerhouse Gym).

На рынке фитнеса теперь есть выбор помещений и специалистов

Рынок фитнес-услуг начал формироваться лет пять назад, и все это время отсутствие подходящей недвижимости и нехватка кадров тормозили его развитие.

Предприятия фитнес-индустрии традиционно проигрывали борьбу за хорошие помещения представителям розницы. «Фитнес-центры занимают большие площади, приемлемая арендная ставка для них находится в диапазоне 500-700 руб. за кв. м», — поясняет г-н Корнюхин. «Владельцы помещений не обращали внимания на наши аргументы, что мы хоть и платим меньше, зато заключаем договор на много лет, а розница может съехать в любой момент. Но в результате так и получилось: с наступлением кризиса многие арендаторы в один день упаковали чемоданы — и помещения остались пустыми», — констатирует АНАСТАСИЯ ЮСИНА, генеральный директор «Страта Партнерс» (управляет сетями Orange Fitness и CityFitness). Зато теперь собственники помещений относятся к фитнес-центрам с интересом: эксперты рассказывают, что в последнее время ведут намного больше переговоров, чем раньше.

Практически решилась и проблема нехватки квалифицированного персонала, о которой операторы говорили в предыдущие годы. Появились свободные специалисты, к тому же дали результаты собственные усилия участников рынка: ряд компаний стали самостоятельно выращивать кадры, одновременно зарабатывая на обучении. В Екатеринбурге четыре таких образовательных центра. Например, на базе «Арт-Джема» официально открылся в прошлом году Уральский учебно-курсовой Центр аэробики и фитнеса, есть обучающий центр в СЦ «Верх-Исетский».

Впрочем, не факт, что ситуация сможет кардинально измениться в ближайшее время. Объектов, подходящих по формату, все равно единицы. «В идеале фитнес-центр нужно планировать до начала строительства, а сейчас все проекты и стройки заморожены», — поясняет Дмитрий Корнюхин. Поэтому однозначно будут завершаться уже начатые проекты. Среди них — фитнес-клуб «Адмиральский», расположенный в одноименном жилом комплексе, два фитнес-центра компании «ТЭН» (в ТРЦ «Седьмое небо» и на пересечении ул. Фурманова — Сурикова), а также клуб московской сети «Империя фитнеса». Запланирован третий Powerhouse Gym. Компании, несколько лет работающие на рынке, модернизируют свои объекты. В текущем году должен открыться новый wellness-центр во второй очереди Атриум Палас Отеля, и wellness-центр ЗАО «Форум-групп».

Всего на 2009-2010 гг. в городе запланировали запуск минимум одиннадцати фитнес-центров и клубов, рассказывает ТАТЬЯНА ГУЩИНА, главный специалист Комитета по бытовому обслуживанию населения администрации г. Екатеринбурга.

Фитнес-центры превращаются в «супермаркеты»

Нерешенный в предыдущие годы вопрос подбора недвижимости привел к тому, что на рынке почти не развивается сетевой формат. 80% организаций представлены в единичном экземпляре, отмечает г-жа Юсина. Пока владельцы предпочитают развивать свой единственный объект. К тренажерному и аэробному залам добавляют сауны, солярий, бар со спортивным питанием, услуги коррекции фигуры и косметологии, часто создают полноценный салон красоты при центре. «Также открывают массажные и медицинские кабинеты, один фитнес-центр даже предоставляет стоматологические услуги. Если нет собственного бассейна, в единичных случаях договариваются с другими бассейнами об аренде дорожек для своих клиентов», — уточняет г-н Симачевский.

Впрочем, постоянно внедрять новые услуги владельцев толкают и личные амбиции (желание сделать лучший центр), а также стремление удержать посетителей. «Если человек сможет купить любую услугу в одном фитнес-центре, не возникнет необходимости обращаться в другое место», — поясняет ОЛЕСЯ БЕЛОУСОВА, соучредитель центра фитнеса и красоты «Арт-Джем». К тому же уменьшается вероятность отказа от занятий. Лень клиентов — одна из проблем рынка. «Занятия только в тренажерном зале сильно выматывают, нужно, чтобы была возможность в любой момент переключиться на другой вид физической активности», — делится опытом г-н Корнюхин. Поэтому, чтобы клиенты не бросали фитнес, компании постоянно экспериментируют с новыми аэробными программами и услугами, правда, приживаются не все, например, так и не получил развития слайдинг(2). Широкий ассортимент предоставляет и дополнительные маркетинговые возможности. «Например, если клиент выкупает услуги в салоне красоты на конкретную сумму, ему можно подарить тренировки, и наоборот», — уточняет г-жа Белоусова.

Оказывая похожий спектр услуг, участ­ники рынка работают над эмоциональной привязанностью клиентов и все больше уделяют внимания созданию клубной атмосферы. Организуют для посетителей корпоративные вечера и выезды на природу, проводят внутренние соревнования и конкурсы. В частности, World Gym устраивает ежегодный конкурс «Скульптор тела» (за три месяца клиенты должны достичь максимального результата) и танцевальные соревнования. Организуют подобные мероприятия в «Данс-Холле», «Арт-Джеме», «Эдеме» и др. Дмитрий Корнюхин считает, что екатеринбургские участники рынка в дальнейшем будут проводить уже межклубные соревнования.

Компании занялись работой над издержками

Операторы рынка ожидают, что пост­новогодний спад прибыли в этом году будет намного заметнее, чем раньше. «В тренажерном зале не было оттока клиентов, даже наоборот, из VIP-клубов перешло около 10%. Но люди на 30-40% сократили покупку индивидуальных тренировок, а это существенно для бюджета клуба», — говорит Олеся Белоусова. Некоторые клубы потеряли корпоративных клиентов (среди них банки, крупные холдинги и т. п.). «У других обострились отношения с арендодателями, которые в одностороннем порядке подняли цены. А ведь фитнес-центру сложно переехать в другое помещение, так как существенную долю затрат составляет проведение коммуникаций — вентиляции и водоснабжения», — добавляет Роман Симачевский.

Цены на фитнес-услуги в Екатеринбурге по-прежнему завышенные (для сравнения: в Москве занятия в аналогичных клубах в полтора-два раза дешевле), и снижать их для привлечения новых клиентов многие заведения не будут. Возможно, прайсы даже поднимутся. Анастасия Юсина: «Например, мы в конце прошлого года проиндексировали цены с учетом инфляции». Зато фитнес-центры планируют варьировать способы оплаты, вводить системы рассрочек платежей, прогнозирует г-н Симачевский.

Прибыль будут повышать, сокращая издержки. Помимо традиционного для других рынков снижения рекламной активности и оптимизации штата фитнес-операторы стали часто задумываться о мелочах. Скажем, если убрать бесплатные кулеры с водой из зала, получается экономия несколько сотен тысяч рублей в год. «Можно заблокировать восьмерку, чтобы сотрудники не звонили по межгороду, и не проводить дорогих корпоративных праздников — вариантов, на чем сэкономить, достаточно, ведь многим раньше руководители не озадачивались», — рассказывает г-жа Юсина. Но в целом участники рынка надеются, что традиционный весенний всплеск сам исправит зимнее затишье.

(1) У фитнес-клуба обычно есть система клубных карт и цель объединить людей общим интересом, в то время как фитнес-центр допускает продажу абонементов.
(2)Slide — один из видов силовой тренировки, использующий латеральные движения. Применяется специальная скользящая поверхность с двумя ограничителями и особые носки для скольжения по слайду. На слайде используются движения из различных видов спорта, таких как баскетбол, конькобежный и лыжный спорт.

Самое читаемое
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.