Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Офисным высоткам не место в центре

В 90-е годы нарождающийся бизнес быстро вытеснял из старых советских институтов научных работников. Екатеринбург не стал исключением. Никто не думал, что формат деловых центров станет другим.

Кто сейчас остался в бывших проектных институтах, например, в квадрате улиц Ленина-Чебышева-Малышева-Генеральская? Бизнес дружно перебрался в новые деловые центры, одинаково стеклянные и безысходно беспарковочные. Застройщики строят там, где требует рынок: по состоянию на ноябрь 2011 г. 20 деловых центров общей площадью 243 тыс. кв. м. располагалось в Ленинском районе Екатеринбурга, 16 – в Кировском (182,3 тыс. км. м.) и 14 – в Октябрьском (168,7 тыс. кв. м.). Наряду с этим в Орджоникидзевском районе было всего два небольших деловых центра общей площадью 19,6 тыс. кв. м., а в Железнодорожном – три, площадью 35,1 тыс. кв. м. В итоге офисники, встраиваемые в плотную застройку центра города, серьезно перегружают транспортную инфраструктуру. Причем не только создавая дополнительный трафик на дорогах, но и значительно сужая их – ведь работникам новых офисов тоже где-то нужно ставить машины.

На одном из недавних круглых столов по теме ввода новых офисных центров поднимался вопрос "Почему бизнес готов брать в аренду офисы в зданиях, где не хватает парковочных мест?". Ответ оказался очень любопытным. Оказалось, что решение о переезде принимает первое лицо компании. Как правило, руководителю удобнее выбрать офис поближе к собственному дому, месту учебы детей, а, значит, в центре. Для топ-менеджмента паркинг найдется всегда - компания без проблем заплатит 3-5 тыс. руб. за авто шефа. А десятки сотрудников пусть кидают свои автомобили где попало, сужая и так недостаточно широкие городские улицы.

Кроме проблемы с парковкой, строительство новых офисных центров таит в себе архитектурную угрозу. Новые здания втискивают в существующую застройку, не обращая внимания на то, как они будут гармонировать со стилем и высотой соседних. В итоге самому центру Екатеринбурга на годы вперед обеспечен торчащий рядом с одинаковыми по стилю и высоте «Большим Уралом», Домом промышленности и Оперным театром - небоскреб «Высоцкий».

Нет, высокие и современные здания - это хорошо. Но в странах, давно вставших на путь деловой застройки, уже принято строить их локально, чтобы не торчали такие вот сиротливые великаны посреди исторического центра города. Как классический пример студентам я всегда привожу парижский Дефанс. Или Комплекс зданий Европарламента в Брюсселе. Сейчас вот вернулся из Лос-Анджелеса – там деловой центр, высотки банков, расположен компактно, в окружении крупных скоростных магистралей и многоуровневых паркингов для сотрудников.

Уже классическим является грустный пример Кливленда. Там деловой центр был в самом центре города. И с уходом сталелитейной промышленности в Юго-Восточную Азию центр города умер. Все историческое было снесено задолго до застройки, а опустевшие офисники сейчас либо пугают гостей города, либо переделываются в многоуровневые паркинги.

Уверен, когда-то и наш бизнес перешагнет очередную промежуточную ступень и начнет переезжать в удобные деловые районы, находящиеся в стороне от центра. Но что останется после этого в сердце нашего города? Морально и физически устаревшие, одиноко стоящие высотки? Центр города должен принадлежать культуре и истории. Ведь они не так следуют моде и рыночной конъюнктуре, как бизнес. Пример европейских столиц давно показал, что Альберт-Холл, собор Св. Петра или Пражская ратуша уверенно и уместно чувствуют себя в центре.

Бизнес не думает сейчас о будущем, ведь его цель - это жить и побеждать сейчас. Но почему стратегически правильный вектор развития деловой жизни города не формирует городская администрация?! Генеральный план развития Екатеринбурга предусматривает ввод в строй до 2020 г. 26 новых деловых центров общей площадью 927,7 тыс. кв. м. Уверен, что если застройщики, бизнес и власть не захотят что-то менять в стратегии расположения офисных центров, то качество жизни в нашем городе окажется значительно хуже, чем в Москве. А там уже сейчас добираться до работы по два часа – норма.

Дмитрий Палтусов

Колонка написана специально для «Делового квартала»

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.