Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Ох уж эти наследнички: стоит ли передавать бизнес своим детям / МНЕНИЯ

Кому достанется мой бизнес – естественный вопрос многих предпринимателей, которые тщательно планируют свое будущее. Казалось бы, выбор очевиден, и наследство должно перейти к детям, но не тут-то было.

Многие российские предприниматели не спешат передавать дела своим чадам. Причин множество: начиная нежелания семейных разборок, заканчивая абсолютно полярными взглядами с детьми. DK.RU изучил интервью известных российских представителей бизнеса и выяснил, кто и как относится к передаче дел сыновьям и дочерям.

Герман Клименко, основатель LiveInternet

В беседе с журналистами аналитической радиопередачи «Рунетология» Герман Клименко отметил, что часто думает о том, нужен ли его сыну бизнес.

«Сейчас в моем бизнесе никто из родственников участия не принимает. Но я готовлю старшего сына к тому, что он – возможно! – в будущем станет управлять компанией. Почему «возможно»? Потому что пока еще не ясно, интересно ли ему мое дело, сможет ли он заниматься бизнесом вообще, сумеет ли грамотно распоряжаться финансами и управлять людьми.

Я не давал старшему сыну советов относительно выбора вуза и профессии: все решения сын должен принимать сам – а я буду всегда рядом, чтобы ответить на вопрос или помочь советом, если это потребуется.

Идеально, если сын для начала откроет свое дело. Мне бы хотелось, чтобы он нашел какую-нибудь идею и попробовал построить собственный бизнес. Это был бы прекрасный опыт: набив шишки, сын усвоил бы правила игры. А я, конечно, помог бы ему с реализацией, потому что начинать с нуля очень тяжело. А вот устроить ребенка ко мне в компанию, чтобы он начал заниматься бизнесом под папиным крылом, на мой взгляд, было бы неверно. Конечно, может выйти и так, что сын вовсе не захочет быть предпринимателем и станет спокойно работать в банке наемным менеджером. Я часто размышляю об этом и прихожу к выводу, что, возможно, этот путь даже лучший. Мне пришлось заняться бизнесом по необходимости – у сына же такой необходимости нет: он обеспечен всем, а наемная работа сможет давать ему хороший доход в дальнейшем. И зачем ему тогда крутиться по 24 часа в сутки, постоянно думая о работе, работе и работе?»

Роман Авдеев, основатель Московского кредитного банка

Одно дело решить передать дела своему ребенку, совсем другое – выбрать между ними. В семьях многих российских предпринимателей не два и даже не три ребенка. Так, к примеру, Роман Авдеев, основатель Московского кредитного банка воспитывает сразу 23-х детей. Своих у Авдеева четверо, остальные – приёмные. В своем блоге Роман Авдеев поделился размышлениями на счет того, как распределит наследство.

«Почему-то считается, что семья и бизнес — это одно и то же. По-моему, такой подход — наследие Средних веков, когда были артели, ремесленники. Без семьи было не выжить. Но сейчас мы живем в постиндустриальном обществе, ценности изменились. Бизнес — способ самореализации, возможность удовлетворить свои амбиции, что-то создать. Ну и заработок, конечно, который позволяет решать финансовые проблемы. Но вопрос передачи бизнеса в наследство для меня не стоит, я не собираюсь передавать бизнес своим детям.

Я не Рафаэль, вечные вещи не создаю. Все временное. Любой свой бизнес я готов продать в любой момент. Был бы покупатель. Конечно, как основатель компании я несу ответственность перед людьми, которые здесь работают. Но это вопрос создания команды менеджеров, которые могли бы эффективно компанией управлять. Акционеры могут меняться без ущерба для бизнеса».

Андрей Зотов, совладелец и управляющий партнер компании ADJ Consulting:

В беседе с представителями Общественного объединения содействия развитию частного предпринимательства «Единство» Андрей Зотов отметил:

«Мы должны предоставить детям выбор, особенно если это мальчишки. Мой старший настоял на получении юридического образования, а теперь занимается патриотическим воспитанием трудной молодежи. Мне это не нравится, но я абсолютно уверен, что должен поддерживать его в его собственном свободном выборе.

То, что получилось со старшим,- для меня результат во многом неожиданный. Я постепенно смиряюсь, что он так не похож на меня. Момент отрыва произошел в 14 лет — у него состоялась полная самоидентификация как личности. А одна из частей этого процесса — полное отрицание общепризнанных авторитетов. Он сам решил уйти в экстернат, сам выбрал себе вуз. Я хотел, чтобы он стал программистом, пошел по моим стопам. Он поступил на юрфак МГУ в 15 лет. Тогда я понял, что не могу на это повлиять, исправить, а раз я не могу поменять, - значит, должен помогать. Конечно, я мог бы устраниться, но не могу, потому что люблю. Это - мое. То, что мой сын делает, я уважаю. Это подвижничество. Просто мне не нравится, что этим занимается именно мой сын. Когда мы о чем-то беседуем, наши версии не совпадают». 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.