Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

«Оками Моторс»: азиатский волк

«Оками Моторс» показала игрокам автомобильного рынка, что имидж компании можно капитализировать — инвестиции в бренд окупаются лояльностью клиентов. В справедливости этого тезиса владельцы ко

«Оками Моторс» показала игрокам автомобильного рынка, что имидж компании можно капитализировать — инвестиции в бренд окупаются лояльностью клиентов. В справедливости этого тезиса владельцы компании убедились в 1990-е гг., когда торговали сахаром и окорочками. Лицом предприятия стал купец Савва Тимофеевич Збруев — персонаж, созданный рекламной группой «Профи-М» (телезрители увидели 35 роликов, каждый из которых завершался фразой «Хорошо идут дела в компании «Ростэп»).

 

Примеряясь к автомобильному рынку, партнеры понимали — продажи машин совсем не то, что продажи продуктов питания, лекарств и металлопроката, которыми они занимались раньше. Вадим Менаджиев, совладелец и генеральный директор «Оками Моторс»: «Это была авантюра, сравнимая с полетом в космос. В автомобильном бизнесе мы начали работать в 2003 г., когда рынок был уже поделен». Поначалу компаньоны собирались стать дилерами грузовых марок и уже подобрали помещение, но не хватило высоты потолка. Отчасти по этой причине появилось решение переключиться на легковые автомобили. Переговоры с дистрибьюторами иномарок вел г-н Менаджиев. В то время предложить ему было особо нечего. Тем не менее удалось договориться с московским авто-дистрибьютером, компанией «Рольф», продвигавшей Hyundai и Mitsubishi.

В поисках образа, соответствующего азиатским маркам, Вадим Менаджиев прочитал от корки до корки русско-японский словарь. «Мы хотели, чтобы слово было звучным, емким и образным, — говорит он. — «Оками» в переводе с японского означает «волк» или «хорошая собака». И мы собирались использовать этот образ волка в логотипе, но остановились на соответствующем иероглифе».

В отличие от автодилеров, полагавших, что известные автомобильные марки не нуждаются в дополнительном продвижении, руководство «Оками Моторс» с первых дней инвестировало в собственный бренд. Причин было две. По словам г-на Менаджиева, бренд позволяет нивелировать зависимость дилера от производителей, регламентирующих каждый шаг: автоцентры без собственного лица, предлагающие одинаковые марки, похожи как близнецы. При прочих равных условиях покупатель выбирает компанию с именем. Вторую причину Вадим Менаджиев считает даже более весомой: «Прежде всего бренд нужен самому дилеру, чтобы сотрудники компании чувствовали себя причастными к общему делу, гордились этим и работали достойно».

Узнаваемости бренда отчасти способствовали трофи-рейды на квадроциклах и снегоходах, которыми торгует салон «Оками Спорт», проводившиеся под маркой «Оками». Самым известным из них стал поход к берегам Северного Ледовитого океана, где участники экспедиции искали затерянный остров Ланготанго. «Компания, продвигающая спорт, экстрим, здоровый образ жизни, безусловно, вызывает положительные эмоции», — считает г-н Менаджиев.

То обстоятельство, что «Оками Моторс» вышла на рынок позже других, давало неявное преимущество, которое надо было реализовать. Первым делом руководство компании внедрило матричную структуру управления, сочетающую централизованное руководство и проектный подход к решению задач. Чтобы менеджеры общались на одном языке, «Оками Моторс» сразу обучила на МВА всю команду — 25 человек.

Бизнес рос быстро. К 2008 г. «Оками Моторс» стала крупнейшей компанией на Урале по количеству и размерам торговых площадок. В кризис планы пришлось пересматривать. Расширение бизнеса сменила оптимизация затрат, предполагавшая большую доходность при минимальных вложениях. Тем не менее в октябре 2008 г. был открыт автоцентр AVA Motors, а в декабре 2009 г. в автоцентре «Оками Север», рядом с Hyundai, открылся и Ford. «Тогда мы застабилизировались, — объясняет Вадим Менаджиев. — И наша задача была выдержать достигнутый до кризиса уровень. Оставалось только ждать, когда экономика начнет подниматься, чтобы понять, что делать дальше».

Самое читаемое
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • На юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублейНа юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублей
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.