Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Олег Сиротин: «Я на себе почувствовал, как быстро можно потратить все заработанные деньги»

«Рентабельность моего бизнеса падала, нужно было что-то решать. И тут мне друг Павел Яковлев говорит: «Бросай все, давай построим горнолыжный курорт!». Я согласился».

«Время первых» — совместный проект портала DK.RU, свердловского регионального отделения «Деловой России» и туркластера «Гора Белая», в которых мы рассказываем о тех, кто своими руками и мозгами делал уральский бизнес — предпринимателях 90-х, чьи имена до сих пор на слуху, а компании по-прежнему работают. В своих историях они дают ответ на вопрос: когда было проще строить бизнес — тогда или сейчас.

Олег Сиротин — герой сегодняшней серии спецпроекта — президент национального парка спорта и туризма «Тургояк», основатель горнолыжного курорта «Солнечная долина» и клуба-отеля «Золотой пляж» в Челябинской области. В Екатеринбурге в рамках встречи бизнес-клуба «Бизнес Среда» предприниматель рассказал, есть ли деньги в туристической отрасли, сколько приносит горнолыжный курорт и почему предприниматель не жалеет, что несколько лет назад продал производственные компании и вложился в туризм. 

Олег Сиротин, основатель курортов «Солнечная долина» и «Золотой пляж»:

— Я попал в город Миасс в 1968 г., меня привезли туда родители, которые переехали в Челябинскую область из Ярославля. 

Первым моим бизнесом стал кооператив «Мечта» по ремонту автомобилей. Я стал большим человеком. А раньше ремонт авто было делом недоступным: запчастей нет, везде очереди, а тут автосервис в Миассе. Так я заработал первые деньги на квартиру, машину.

Потом я стал поставлять детали и двигатели на автомобильный завод «Урал», порядка 25% запчастей на предприятии были моими. Рентабельность бизнеса была 25%. В 1999 г. я думал: вот жизнь-то наступила! Я никогда и не мечтал о таких деньгах.

Потом времена изменились, завод купил Дерипаска, там сменилось руководство. Поскольку времена для завода были непростые, то моя рентабельность резко была сокращена с 25% до 2,5%. Нужно было что-то решать, и тут мне мой друг Павел Яковлев говорит: «Бросай все, давай построим горнолыжный курорт!». Я согласился. У нас была такая договоренность: каждый должен вложить в проект все свои деньги, чтобы риски были равны. 

В 2001 г. мы пришли на пустую гору и начали строить горнолыжный курорт, сегодня он называется «Солнечная долина».

Когда я вошел в этот бизнес, я на себе прочувствовал, как быстро можно потратить все заработанные деньги. Я вложил туда все. Но чтобы сделать из «Солнечной долины» курорт европейского уровня, туда еще очень много нужно инвестировать.

Европейская культура горнолыжных курортов формировалась в Европе столетиями, молодым итальянским или австрийским курортам не менее 50 лет. А нашему бизнесу нет и 20 лет. В Германии, Австрии порядка 40% населения катается на горных лыжах, в России — 1,5%, так что культуру горнолыжных курортов нам еще долго взращивать. Но, с другой стороны, это значит, что мы можем вырасти почти в 30 раз.

Пару лет назад мы были очень близки к тому, чтобы стать партнерами крупнейшего европейского горнолыжного курорта, но в последний момент их интерес переключился на Китай, где в 2022 г. должны пройти Олимпийские игры. Несмотря на то что стройка у нас не началась, нам удалось разработать совместно с ними мастер-план по развитию курорта в ближайшие 25-30 лет.  

Построить горнолыжный курорт без помощи государства достаточно сложно, даже если есть деньги.

В таких проектах очень многое замыкается на инженерных сетях, на земельных вопросах, разрешительной документации, которую получить быстро практически невозможно. Практически каждый губернатор, который приходил в Челябинскую область, помогал моему проекту.  

Бросить все

Второй наш проект — «Золотой пляж» — это лучшее место на озере Тургояк. Когда-то это была разрушенная и разворованная база профсоюза, мы ее выкупили вместе с тем же партнером, с которым основали «Солнечную долину».

Благодаря проекту «Золотой пляж», судьба свела меня с Федором Конюховым. Вместе с ним в начале 2000-х мы прошли мировой океан на катамаране. Экспедиция длилась 16 суток, мы прошли 4,5 тыс. миль. 

Когда я вернулся из этого похода, мое мировоззрение изменилось, я решил продать все производственные предприятия, которые у меня были, и уйти вообще в другую сферу деятельности: строить курорт «Золотой пляж» и доводить до ума «Солнечную долину». Я так и поступил, продал все другие бизнесы.

После продажи деньги быстро кончились, потому что все вкладывалось в курорты. Когда меня спрашивают, легко ли строить туристический бизнес, стоит ли туда инвестировать, я всегда отвечаю: «Если ты готов к тому, что твои деньги вернутся к тебе не раньше, чем через 20 лет, то этим можно заниматься. Если хочется вернуть вложенные деньги раньше, то точно не стоит инвестировать в туризм». Этот бизнес очень медленный. 

С Федором Конюховым мы не теряем связь, я был одним из основных инвесторов его путешествия через Тихий океан. Мы построили ему лодку, назвали ее «Тургояк», и в 2013 г. Федор стартовал на ней в Чили, он прошел 17 тыс. км за 160 дней. После того как закончилась экспедиция Федора из Новой Зеландии через Тихий океан, ему выделили землю в Тульской области, чтобы строить там деревню, и он пригласил меня на этот проект.

Федор Конюхов и Олег Сиротин

Сейчас я понимаю, что Федор появился в моей жизни не случайно, он был нужен мне, чтобы я бросил все производственные предприятия и научился строить деревни. 

Математика курорта

Я знаю, что сегодня в Свердловской области вновь взялись за проект туристического кластера «Гора Белая». Я помню, как в 2003 г. еще Эдуард Россель рассказывал о масштабной реконструкции, но потом все поутихло.

Если проект «Горы Белой» удастся реализовать, то это будет реальный конкурент Сочи. На Урале своя экзотика, свои достопримечательности. В ваш проект планируется инвестировать 40 млрд руб., вот тут я не берусь оценивать масштаб финансирования, я бы захлебнулся от этих денег.

На своем примере могу сказать, что эффективно компания может управлять 1 млрд в год, не больше, по крайней мере, в масштабе моего комплекса. Если денег будет больше, то контролировать финансовый поток будет очень сложно.

Для примера: на сегодняшний день вложения в «Солнечную долину» за все годы, включая всю инфраструктуру, все подъемники, кафе, трассы и так далее — 1 млрд руб.

Например, новая шестикресельная канатная дорога протяженность 1 км стоит 3 млн евро плюс транспортировка, монтаж и так далее. В общей сложности выходит порядка 5 млн евро. Срок окупаемости — порядка 12 лет. Хотя банки и говорят, что готовы давать бизнесу льготные кредиты чуть ли не под 6%, я ни разу такой кредит взять не смог. Сейчас мы кредитуется под 9,2%.

Оборот двух курортов сегодня составляет 1 млрд руб., рентабельность бизнеса 25%, но сфера туризма постоянно требует вложений, так что половину от того, что ты зарабатываешь, ты всегда будешь инвестировать в развитие. Лично я вывожу из бизнеса только ту сумму, которая необходима моей семье на то, чтобы прокормиться, все остальное вкладываю обратно. 

Горнолыжный комплекс — это, конечно, сезонный бизнес. Сейчас ситуация выравнивается за счет того, что летом работает «Золотой пляж», а зимой «Солнечная долина». По сравнению с прошлым годом мы выросли в два раза. Но я хочу отметить, что с самого старта бизнеса мы придерживались принципа: не работать в убыток, то есть мы тратили не больше того, что заработали. Вообще очень важно считать деньги и вести учет.

Что касается географии посещения, то зимой в «Солнечную долину» едут в основном жители Челябинска — 50%, затем Златоуст и Миасс — 15%, Екатеринбург — 9% от всех посетителей, затем Тюмень, Курган и остальные регионы.

Сейчас за год «Солнечную долину» посещает 250 тыс. человек, к 2025 г. мы планируем увеличить эту цифру до 600 тыс. человек за счет строительства новых трасс, отелей и так далее. У нас есть проект строительства курортного отеля со СПА, бассейном, рестораном стоимостью 1,5 млрд руб., но я пока не готов к нему, просто не потяну. 

Летом популярен «Золотой пляж»: 50% посетителей — это жители Свердловской области. Жители Екатеринбурга и Свердловской области очень любят Челябинские озера: Увильды и Тургояк. В теплую субботу в середине лета на Тургояке собирается порядка 30 тыс. туристов на берегу озера, люди приезжают со всей России. 

Туристический бизнес — эта сфера, где инвестиции требуются постоянно: как только заканчивается строительство одного объекта, тут же надо задумываться о другом. Вот сейчас я строю на «Солнечной долине» большой загородный конференц-отель. Там будет четыре конференц-зала, самый большой вместимостью 250 человек, рестораны, офисы и четыре этажа номеров. 

Люди ездят за город не только отдыхать, но и работать. На природе сегодня часто проводят конференции, тренинги, семинары, а подходящих помещений в загородных отелях обычно нет, все они рассчитаны максиммум на проведение свадеб и других торжеств. Появился спрос, будем закрывать нишу. 

Олег Сиротин: «Я на себе почувствовал, как быстро можно потратить все заработанные деньги» 1

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.