Подписаться
Курс ЦБ на 17.12
79,43
93,80

Олег Жилин: Не гоняться за випами - собственнику можно

Я никогда не терял по-крупному и со страхом жду этого. Когда залазишь на высокую горку, не дай бог слететь – больно ударишься, и как вставать потом – не понятно. Но я всегда придерживался принципа

Олег Жилин: Совладелец МЦ «Доктор Плюс», комплекса «Уктус», «ГринПарк Отеля».

 Когда итальянский бутик и «пятизвездник» – привычка, наверное, глупо спрашивать человека о его переживаниях по поводу сезонных спадов, но «БЖ» все-таки рискнул. Ответ Олега был предсказуем: «Когда в сезон теряю рубль, давно не переживаю – пять ведь еще осталось».
Я никогда не терял по-крупному и со страхом жду этого. Когда залазишь на высокую горку, не дай бог слететь – больно ударишься, и как вставать потом – не понятно. Но я всегда придерживался принципа – делиться надо, поэтому уверен – если где-то убыло, значит где-то прибыло.
 
Получается, если есть у меня в каком-то бизнесе простой, значит в другом должен быть вал. Сезонные финансовые потери переживаются легче, когда за спиной есть несколько компаний с разной спецификой. Плюс ко всему, с возрастом приходит понимание, что любой провал – площадка для анализа – «что я сделал неправильно». По молодости самоанализа нет, только эмоции: «На фиг мне это надо! Всех и всё к черту!» А к зеркалу надо чаще подходить и спрашивать с самого себя за все совершенные или несовершенные действия.

На Урале «мертвый сезон» может наступить когда угодно и практически с любым бизнесом. У нас на «Уктусе» даже закрытые теннисные корты, которые, казалось бы, не подвержены температурному режиму, и то иногда простаивают. Конструкция, которой накрыты корты, рассчитана до -35, а у нас иногда морозит и за -40. Но мало того, что клиентов нет, я ведь зарплату сотрудникам за эти дни плачу, за электроэнергию плачу, охране плачу, поэтому на выходе получаю даже не ноль, а минус. А весной и осенью вообще тишь: зима уже прошла, а лето еще не наступило, на лыжах уже не катаются, а шашлыки еще не жарят.

Мне лично очевидны проблемы той же «Горы Белой», в которую вложили кучу денег.
Да, народ туда едет со всей области, но она еще долгие годы будет в минусе, потому что отбить сумасшедшие затраты за три месяца невозможно, тем более все, что ты зарабатываешь за зиму, плавно перетекает на содержание комплекса летом. Мы ведь тоже начинали с горнолыжки, поэтому в «плюсе» были только зимой, а за лето все проедали. Не спорю, если зима хорошая, то она может и лето покрыть, но ведь этого не предугадать –  у нас здесь не Альпы. Достаточно вспомнить зиму  2009, когда снег выпал только к февралю. Мы потеряли тогда много денег, потому что самый вал клиентов как раз в январе, а трассы были не готовы.

Чуть плохая погода, и летом тоже ни одной живой души на природе.
У нас вообще пол-лета идут дожди, поэтому на погоду надеяться не стоит, нужно объективно оценивать площадки. Летние веранды при барах и ресторанах всегда выгодны, там люди едят и выпивают вне зависимости от погоды, а вот шашлыки жарить в дождь уже мало кто поедет. Набив шишки, мы в итоге выстроили «Уктус» так, чтобы набор развлекательных вещей позволял нам всегда быть в плюсе. Мы уже почти не зависим от погоды, правда «плюс» может быть как маленьким, так и большим. Например, бани востребованы круглый год. Да, летом желающих попариться меньше, но все равно есть. Есть постоянные клиенты – просто фанаты данного действа, им время года для похода в баню не играет никакой роли.

Я могу остановиться и больше не вкладываться, собирая только дивиденды, но тогда простои начнут возникать не только в межсезонье. Чтобы клиенты не уходили, нужно постоянно быть в тренде, потому что конкуренты не стоят на месте, оттягивая на себя моих клиентов. Возьмем те же бани. Три-четыре года назад лучше бань в городе не было, а сейчас подобные понастроили практически в каждом районе. Клиентура уходит. Несколько лет назад мы поставили под куполом теннисный корт с самым современным покрытием – все как надо. Но сейчас мы такие тоже не одни. Большой теннис – не массовый вид спорта, поэтому когда от 100 имеющихся клиентов у тебя уводят  даже 20 –  уже ощутимо. Вот сейчас собираемся добавить корты на грунте, потому что летом они очень востребованы, и те, кто занимаются у нас зимой, летом  уходят к конкурентам под открытое небо.

До кризиса богатые компании за один корпоратив могли выложить 300 тысяч долларов, а сейчас все стали экономить. Понятно, что теперь расходы на развитие отбиваются дольше. Сейчас уважение, что ли, появилось к заработанному. У нас прошедший год вообще пролетел, хотя на тот момент вроде из кризиса уже вышли. В 2008 и 2009 люди почему-то, не останавливаясь, продолжали развлекаться и тратить деньги, а в 2010 наступила трезвость. Я со многими бизнесменами говорил на эту тему, и почти все подтвердили, что раньше, заходя в магазин, брали все, что хочется, несмотря на цены, а после кризиса начали обращать внимание на прейскурант. В гостиничном бизнесе – все то же самое: до кризиса в город по понедельникам прилетали полные самолеты менеджеров, которые улетали обратно в Москву только в пятницу. Сейчас почти во всех компаниях у управления находятся местные ребята, из-за чего клиентура гостиниц поубавилась. Ко всему прочему, в 2009 к ШОСу гостиничный фонд увеличился в разы. А что такое ШОС для гостиничного бизнеса? Два дня массового притока людей, вот и все, а потом в отелях наступило затишье. В этом году благодаря «Иннопрому» гостиницы были забиты четыре дня. А что делать остальные почти 360 дней? Сегодня, если отель заполнен на 50% - это хорошо, а нужно – хотя бы на 60%, но это уже редкость. Абсолютно провальными получаются выходные дни, потому что все командировочные разъезжаются, а желающих отдохнуть в Екатеринбурге очень мало, потому что туристически привлекательных мест почти нет. Большинство гостиниц кормится за счет конференц-залов, а если при отеле есть и хороший ресторан – еще копеечка падает. Тем же хозяевам, которые не имеют попутных услуг, совсем грустно работается. Мы не Москва, где гостиницы забиты приезжими топами и туристами с понедельника по воскресенье, и это нужно просчитывать.

Чек трехзвездочной гостиницы практически не отличается от чека пятизвездочной, а вложений в строительство первой требуется на порядок меньше. Вот и получается, что при существующей загрузке отелей, затраты на виповый номерной фонд нецелесообразны. Более того, сейчас трехзвездники практически не отличаются от четырех и пятизвездников – та же итальянская мебель, сауна, ресторан, сервис. Конечно, кто хочет платить за пафос, тот останавливается в последних, но таких немного – к нам едут в основном поработать. При этом я сам никогда не остановлюсь в трехзвездочной гостинице, и объяснить себе это не могу. Наверное, привык к определенному сервису и готов переплатить, чтобы быть уверенным. Это как покупка обуви: вам ведь не придет в голову поехать за туфлями на рынок, итальянский бутик – уже привычка. С другой стороны, зачем покупать туфли за несколько десятков тысяч, можно ведь купить дешевле, думаю, разница  в качестве будет невелика.
Екатеринбург – большая деревня, где законодателями мод является небольшая группа людей. Эти люди могут позволить себе многое, и они постоянно мигрируют, гоняясь за новизной и таская за собой весь остальной хвост. От мнения этих випов зависят многие бизнесы, и частные клиники – не исключение. На наш городок частной медицины слишком много, поэтому приходится гоняться как за клиентами, так и за именитыми врачами, на фамилии которых  идут богатые клиенты. Чтобы перетащить хорошего хирурга, я должен дать ему хорошие деньги или возможность постоянно кого-нибудь резать, набивать руку. Второго частная клиника предложить не может, поэтому заманиваем деньгами. В городе хороших специалистов мало, поэтому мы вынуждены класть врачу по-максимуму, чтобы он не ушел к конкуренту и не утащил за собой клиентов, которые помимо его консультации получают в клинике много сопутствующих услуг, а это тоже деньги. В итоге, 50% от каждого чека – заработная плата персонала, а все остальное расходуется на медикаменты, оборудование, которые должны априори быть самыми хорошими, иначе к тебе не пойдут, сервис, содержание офиса и т.д. У нас клиенты качество требуют европейское, а средний чек до сих пор российский, поэтому срок окупаемости выливается в годы.

В развлекательном бизнесе всегда можно исправиться, а вот в медицине, если один раз ошибся, то считай, что для твоего бизнеса наступила вечная мерзлота. Попробуй, предъяви что-нибудь муниципальной больнице, процесс скорее всего не выиграешь, а частная клиника никогда не допустит суда. Мы вбухиваем в рекламу огромные деньги – все ради имиджа, а любое доведенное дело до суда - и тем более выигранное клиентом - превратит все это в прах одним махом.  А если клиент окажется с деньгами, то ему ничего не будет стоить растоптать клинику посредством заказных статей в СМИ. Для нас имидж – все, потому что народ очень мнителен. Недавно вечером по одному из центральных каналов прошел мрачный документальный фильм о всевозможных болезнях – на следующий день у нас был вал пациентов.

Я, когда в сезон теряю рубль, давно не переживаю – пять ведь еще осталось, ничего страшного.
Разумеется, были направления, которые не удались, но это нормально. Мы живем не на Западе и четко понимаем, что бизнес в России без риска априори не может быть. У нас законы меняют задним числом и налоги вводят, не думая о последствиях. Несколько лет назад мы с партнерами запустили хлопкопрядильную фабрику в Карпинске: денег закачали уйму, а отдачи не получили – полтора года проработали в минус, пришлось закрыть. Но это не наша ошибка, у нас два мальчика-акробата сделали все возможное, чтобы легкая промышленность не развивалась. Политика государства  такова, что не защищает отечественный бизнес. Мы лучше будем возить нитку из Узбекистана, а девчонки в Иваново пусть проституцией занимаются – вот выбор нашего правительства. А как нам конкурировать с Узбекистаном? Там круглый год лето, никто не прессует и великой зарплатой считается 50 долларов, а у нас – проверяющие табунами друг за другом ходят, девять месяцев зима и зарплата у работников не менее 200 долларов. Вот и получается, что они нитку продают по 50 рублей за кг, а у нас только себестоимость такая.

Прогнозировать бизнес в нашей стране – бесполезно, обезопасить себя от сезонности можно только за счет снижения издержек.
К примеру, в клинике летом число пациентов в среднем снижается на 20%, значит именно в это время мне нужно докторов отправить в отпуск. Мы, конечно, можем постараться запланировать большинство операций на лето, когда все заживает быстрее и легче, но сами пациенты не хотят тратить лето на лечение – у кого огород, а у кого и Канны, где швы не к месту.

Сам я отдыхаю четыре раза в год и не привязываюсь к бизнесу – я собственник, мне можно. Я больше завишу от каникул детей – вот под что приходится подстраиваться. Моя задача контролировать бизнес, а руководят процессом наемные топы, поэтому они привязаны к производству. Если идет вал – будь добр работать, отдохнешь в затишье. Понятно, что на «Уктусе» зимой, когда зарабатываются основные деньги, никто в отпуск не пойдет. А вот весной отпуска у постоянного персонала приветствуются. Принцип «сэкономил, значит заработал» – на мой взгляд, самый верный.

Самое читаемое
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Екатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего регионаЕкатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего региона
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.