Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Павел Чернавин: Потеря – это годы, а не деньги

 Павел Чернавин: Экс-председатель правления банка «Северная казна», экс-президент компании «Автомобили и моторы Урала».    Расплатой за самоуверенность в успехе может стать крах и отчаяние. Минут

 Павел Чернавин: Экс-председатель правления банка «Северная казна», экс-президент компании «Автомобили и моторы Урала».
 
 Расплатой за самоуверенность в успехе может стать крах и отчаяние. Минуты отчаяния тем паче, когда противником в бизнесе становится не конкурент, а родина. Как должно долбануть на переправе, чтобы бывший банкир оказался банкротом, – «БЖ» рассказал сам бывший банкир и нынешний банкрот.
 
Я десять лет был банкиром и сидел по ту сторону баррикад – мне было совершенно непонятно, как это – не суметь вернуть кредит? А сейчас сам не могу отдать деньги банку. Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, на тот и попадете. Только сейчас я понял всю глубину этого зеркала.
 

Я десять лет был банкиром и сидел по ту сторону баррикад – мне было совершенно непонятно, как это – не суметь вернуть кредит? А сейчас сам не могу отдать деньги банку. Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, на тот и попадете. Только сейчас я понял всю глубину этого зеркала.

Воробьи в цехах летали, работал один пресс – таким я принял завод. И столько жизни пришлось потратить, чтобы всю эту махину запустить. Зато хорошо помню, как в один момент подъезжаю к заводу – с порога докладывают: «Пришла сцепка 20 вагонов – комплектующие для наших автомобилей». Подъезжаю к корпусу заводоуправления – десять автовозов в очередь ждут твою продукцию. Стоят, потому что спрос большой. И так это мне сердце грело. Как представлю, что машины через полчаса разойдутся в Томск, Омск, Тюмень – по стране... Все крутится-вертится, люди ходят по заводу улыбаются, настроение у всех хорошее. Были такие времена. Вот тогда я тот самый драйв от бизнеса получал.

Но я узнал и другую сторону, когда сидишь, как медведь, и от всех отмахиваешься: одна проблема, другая, третья… Где-то прикрикнул и тут же перед кем-то оправдываешься – смысла и радости нет в таком бизнесе. Но бросить его – не хочу. Я вложил в это дело все, что имел.

Я однажды приехал в Новоуральск и увидел эту махину – полноценный автомобильный завод под боком. Так и заболел идеей создать на Урале автомобильный кластер и вообще выйти в перспективе на уральский автомобиль. Идея сначала многим казалась невыполнимой, но тем больше я загорался. Идеальнее место трудно найти – оборонка рядом, технические кадры рядом, есть все ресурсы. Поездки в Китай меня укрепили в этом решении. Ведь 15 лет назад в Китае фактически не было автомобильной промышленности – лишь несколько заводов, построенных еще советскими инженерами. И за 10 лет там появилась мощнейшая автомобильная промышленность, думаю, сейчас самая мощная в мире.

Если хочешь кого-то в бизнесе обогнать – надо обгонять на новых решениях, на инновациях, как бы это слово ни ругали. Если встаешь на проторенную дорожку – всегда будешь отставать. Когда Россия кинулась в гонку за двигателями, евростандарт 2, 3, 4 – это сразу провал, это несерьезно все. Надо понять – на этом пути мы всегда отстающие. Прохоров сейчас взялся за гибридный Е-мобиль – и идея правильная, и направление верное. У меня задача была сложнее, хотя бы потому, что у меня нет таких капиталов, а есть огромный завод, который не может быть не загружен. Поэтому мне нужен был массовый продукт, его я и искал. Запустить, загрузить, добиться глубокой локализации. Планы были расписаны на 7 лет. Тогда и должен был появиться уже наш автомобиль. Я в это свято верил в то время. Верю и сейчас.

Попасть в продукт – это и есть та самая бизнес-удача. Нам повезло – мы правильно выбрали модель китайского автомобиля марки Geely. Бюджетность, надежность, ремонтопригодность – всем этим требованиям выбранная модель отвечала. Неслучайно же в Китае Geely используется как такси. Нам именно такая рабочая лошадка и была нужна. Все сошлось в одной точке. Автомобили у нас как пирожки уходили. Проблем не было – ни со сбытом, ни с производством. Мы даже занялись реконструкцией завода, чтобы запустить площадку мощностью 100 тыс. автомобилей.

В свое время я многих людей увлек этой идеей, и поначалу мы действительно достигли значительных результатов. За 2007 год у меня было 440% роста. Мы вышли на хорошие показатели всего за один год. Если в 2006 году объемы были 600 млн, то в 2007-м – уже 2 млрд 600 млн. Марку Geely в России раскрутили мы. Бизнес по сборке автомобиля все расценивали как перспективный. На первое совещание, где обсуждалась сама идея кластера, мы пригласили 80 компаний. Мы автомобиль разобрали на части и честно сказали: ребята, каждый приходит – смотрит, решает, что готов делать. Из 80 предприятий 34 согласились сразу.

Мы успели продать примерно 6000 автомобилей. И тут начались проблемы. И самое обидное, что они были связаны даже не с пресловутым экономическим кризисом. Китайская тема на уровне государства не поддерживается. Это, конечно, неправильно, ну и бог с ним. Можно было и без государства обойтись – помогать мне не надо было, лишь бы не мешали. Банки готовы были кредитовать. Мне не хватило единственного документа – разрешения на промышленную сборку. Его-то власти мне и не дали. Убивает это – ведь страна не теряла же при этом ничего. Я пришел на завод, где трудились 600 рабочих, в пик производства – 2100. 60% сборки приходилось на отечественную сторону, а некоторые детали уже были локализованы в области – выгода всех сторон, видимо, была очевидна только мне.

Обидно тем сильнее, чем менее понятна логика таких решений. Я бы еще понял, если бы сделали так, как в свое время поступил Китай. Он ввел 200-процентные таможенные пошлины и защитил своего производителя от конкуренции, при этом сказал: хотите продавать в Китае – пожалуйста, создавайте производство, мы гарантируем стабильную политику и законы на 10 лет – вперед, будем помогать. Вот так Китай и становился державой.

Что делается у нас, в чем наша дурь? Ввозные пошлины не меняют, но появляется один пунктик: на кузов автомобиля пошлина не ниже 5000 долларов. В результате получилось: если ты завозишь автомобиль готовый, полностью собранный в Китае, – это не просто дешевле. Считайте сами: его себестоимость с учетом растаможки, доставки – 7,5 тыс. долларов. А если ты завозишь автомобиль в разобранном виде – его стоимость 14 тысяч. Возникает вопрос: а на кого сработали? Я не понимаю этого. Никто не понимает. Хотите защитить национального производителя – введите повышенные таможенные пошлины – но для всех. И если уж ограничивать – надо ограничивать ввоз готовых автомобилей. В кризисный 2009 год было продано 9,5 тыс. автомобилей Geely, но они были импортированы. Кому помешало это производство в закрытом городе?

Сражаться с государством – сражаться с ветряными мельницами. Когда это постановление вышло – у меня волосы дыбом встали. Потому что я уже принял больше 1000 человек для сборки легковых автомобилей. И тут – в один час легковая тема в стране закрывается. Причем не ты ее закрыл, не рынок, не кризис, не конкуренты победили – вот что принять труднее всего. И сразу – проблемы как снежный ком стали собираться.

В конечном счете бизнесмен всегда виноват сам, я не сваливаю эту вину на кого-то. Я сам не учел «политические риски». Ну ладно бы ошибся в продукте, в ресурсах. Когда ты убежден, что все делаешь правильно, у тебя все получается, ты придумываешь идею и инвестируешь капитал – но росчерком пера тебя из процветающего бизнесмена превращают в «проблемного». Это раздражает. Была вложена душа, деньги, пять лет жизни. Все срасталось, и вдруг резко из одного состояния ты попадаешь в другое.

В августе я был еще бизнесмен, в октябре – я уже проблема. Дальше – хуже. Китайцы увидели, что на заводе творится, быстро поняли, что сотрудничеству конец, и на последней сделке нас кинули. Событие произошло, вспять ничего в жизни не вернуть. Возникли проблемы – что надо делать? Решать. Мобилизовать все силы – иначе никак нельзя.

Люди, с которыми ты работал, начинают ломаться и предавать – такой удар выдержать сложно. Многие тогда сломались. Кого-то я могу понять: сломался и ушел. Тех, кто, уходя, стал что-то растаскивать – металл, запчасти, – этих не понимаю. Все, кто готов был остаться работать, встать в строй и вытаскивать компанию, – те и работают. И таких тоже много. А временщики быстро отсеялись. Было много сложностей, но я рад, что костяк остался. В декабре 2007 года выручка была 500 млн, а в мае 2009-го – 2,5 млн. Какой бизнес может пережить падение в 200 раз?! Не на 200% – в 200 раз!

Опустишь руки – все потеряешь. Мне нравится выражение «случайность – это непознанная закономерность». Когда совсем приперло и состояние мое было близким к сумасшествию – понимал, что в одиночку уже не вытянуть, а боеспособной команды нет, – здесь-то я и нашел новых людей. Все меры, которые пришлось принимать, – они же непопулярны. Увольнять, не платить, сокращать, урезать, снимать, останавливать – никому не нравится. Когда режешь по живому – никто не разбежится тебя поддерживать. Сначала мы коммунальный заказ нашли, затем – оборонный, потом поняли, что рынок полностью, слава богу, не умер. Но пока ясно – на несколько лет легковое направление придется забыть.

Многие подвели меня, многих подвел я. Я жил под двойным прессингом – одновременно приходилось перед одними оправдываться, на других тут же орать. Словом, осень 2008 года и начало 2009-го, какими они были у меня, – врагу бы не пожелал пережить. Те же компании, что взялись за локальное производство запчастей, серьезно потратились – и хлоп! – а завтра программы и фронта работы нет. «Родной, во что ты нас втянул в такое?» – эти их слова я слышал, и не раз.

Роль пожарного мне хорошо теперь знакома. В кризис я то одно тушил, то второе, то третье – то рубильник отключат, то отопление. А делом реальным не занимался. А это же неэффективно. Нормальный бизнесмен что должен делать? Кровь вливать в бизнес: искать инвестиции и заказы, заниматься стратегией, а не бегать по заводу, затыкая щели и проверяя рубильники.

Чтобы не сорваться – уходил в выходные копать, косить, строгать, гвозди забивать: решил элементарно делать что-то руками, чтобы отключать голову. Часы отчаяния были, я не скрою. Особенно тяжело в момент, когда у тебя все начало на глазах рушиться. Еще вчера все складывается, а сегодня уже все рушится, и еще лавина накрывает. Я стрессоустойчив. Но ты можешь держать стресс день, два, неделю. А когда ты в стрессе целый год – отчаешься.

На кольце Соломона была надпись: «Все пройдет». А внутри – ее продолжение: «И это тоже». Ну, выпало мне пройти такое испытание. Зачем-то, значит, оно было послано – надо пройти через него. Пройдешь – все и наладится. Но время, когда завод трясло, – самый сложный период моей жизни.

Наверное, это испытание было мне дано за чересчур успешную предыдущую жизнь в бизнесе, и многие мои проблемы сейчас – отражение необычайного успеха в 2006-м, 2007-м. До 50 лет у меня вообще все было очень удачно – крупных неприятностей в карьере не случалось. Все на диво хорошо срасталось, а объемы производства были просто невероятными. Чтобы их обеспечить, пришлось взять кредит. А когда производство остановилось – кредиты вернуть я не смог. Бурный рост требовал увеличения оборотки и вливаний, плюс я затеял реконструкцию завода, к тому же присмотрел завод за рубежом, на котором можно было выкупить оборудование и вывезти сюда.

В определенный момент Господь решил щелкнуть меня по носу. Я наказан, потому что настолько был уверен в успехе, что ни на кого не оглядывался. До этого в жизни все получалось. Я просто не привык не побеждать. Надо было быть осторожнее, надо.

Я со многими директорами, бизнесменами общаюсь – основные сложности сейчас у тех, кто в 2008-м начал модернизацию производства. Сложнее всего тем, кого, как и меня, долбанули на переправе. Те, кто был «в товаре», быстро отошли, металлурги тоже восстановились. И у всех бывших производителей настрой один: «Я больше никогда не буду инвестировать в это». А без производства наша страна – сырьевой придаток, не более.

Я потерял пять лет жизни и вернулся сейчас в 2006 год. Я все измеряю, особенно потери, годами – не деньгами. Я потерял очень много. Но деньги можно снова заработать. А годы потерянные жаль. Мне 53 – запал еще есть, возможности есть. До сих пор считаю – хорошая идея прорастет. Я продолжаю искать партнеров – ну не с одними, так с другими получится. Просто стал осторожнее.

Доверять буду меньше людям. Раньше я был уверен – нужно делегировать полномочия и ответственность, стараться людей заинтересовать. Мелочный контроль – это было не мое. Давал участок работы и контролировал только по конечному результату. Оказалось – неправильно это. Вывод один – меньше доверять людям. В бизнесе надо только так. Раньше мне как казалось: ну уж со мной-то точно такого не будет – ведь все только от меня зависит. Ан нет. Многое иногда зависит от обстоятельств, противостоять которым нельзя.

Я жалею, что все это со мной произошло не в 35 или 40 лет. Но счастлив, что и не в 70. Потому что в 70 я бы, наверное, опустил руки и подводил итоги. У меня еще есть время. Хотел свою идею реализовать к 50-ти, ну реализую к 60-ти. Мы сейчас в процедуре банкротства. Но ведь банкротство может закончиться тотальной распродажей, а может – оздоровлением. Мы сохранили предприятие как работающее производство. Это главное. Мы активно ищем инвестора, тогда сможем подписать реструктуризацию с кредиторами и за несколько лет все вернуть на круги своя.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • На юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублейНа юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублей
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.