Подписаться
Курс ЦБ на 13.12
79,72
93,56

Павел Шестопалов и Павел Эрзяйкин: Нас обслуживают «генералы»

К «БЖ» попала дословная распечатка встречи двух известных в Екатеринбурге бизнесменов – директора компании «Авто Плюс» Павла Шестопалова и владельца компании «Центр новых возможностей» Павла Эрзяйк

К «БЖ» попала дословная распечатка встречи двух известных в Екатеринбурге бизнесменов – директора компании «Авто Плюс» Павла Шестопалова и владельца компании «Центр новых возможностей» Павла Эрзяйкина. Редакция решила опубликовать ее, чтобы все, у кого упали продажи, поняли, что кризис ни при чем. Секрет успеха в том, чтобы опустить лжегенералов и научиться говорить клиентам правду.  
 
Шестопалов:  Я недавно Гришковца слушал – у него есть классный оборот: «Вот интересно и забавно – ведь ни одной секунды счастья… Ну потому что, когда влюбляешься по-настоящему, когда падает на тебя любовь… ты думаешь: «Боже мой, ну чего мне надо, чего я хочу? Что мне нужно от этой вот женщины? Чего конкретного мне хочется?» И кажется, что можно быть счастливым тогда и только тогда, когда она будет сидеть рядом за столиком в маленьком кафе, пить кофе и иногда посматривать на меня. А я буду смотреть на нее непрерывно. И, может быть, тогда мне удастся взять ее за руку и говорить что-то… и вот это будет – счастье. И для того, чтобы добиться этого счастья, я привожу планеты в какое-то ускоренное движение и изменяю даже наклон земной оси, и политические события идут какой-то непостижимой чередой, и все это из-за меня. И наконец-то она сидит за столиком напротив меня, пьет кофе и иногда на меня посматривает, а я смотрю на нее непрерывно и чувствую, что могу взять ее за руку, и вот моя рука ложится на ее руку, и в эту секунду – не в следующую секунду, а прямо в эту – всего вот этого становится недостаточно… недостаточно. Я ведь этого так хотел! И этого уже недостаточно… Ни одной секунды счастья! А потом вдруг начинает говорить она. И этого тут же становится много, и не потому, что она говорит какие-то глупости, и не потому, что лучше бы она помолчала, а просто – этого становится уже много. Ни одной секунды счастья. Ни одной».

Эрзяйкин:  О том же поет рокер с лягушкиным лицом Мик Джаггер: «Я никогда не буду удовлетворен». Искусство жизни – принять, что ты никогда не будешь удовлетворен и всегда что-то будет идти не так.

Шестопалов: Да, я сам давно уже перестал огорчаться по поводу того, что все идет не так. Ведь в мире нет черного и белого, радости и боли, плохого и хорошего. Кто ты – черный в белую полоску или белый в черную, зависит только от собственного восприятия.

Эрзяйкин: Действительно, все нейтрально, а оценки выставляешь ты сам. Стоит на складе сорок ящиков. Если я думал, что их двадцать, – обрадовался. Если думал, что шестьдесят, – расстроился. А ящиков как было сорок, так и осталось. А идея про то, чтобы всего хватало, напоминает желание впрок наесться, накупаться, натрахаться. Так не бывает. Я выспался и через несколько часов снова хочу спать. Нам никогда не будет хватать.

Шестопалов:  Кстати, есть хорошая техника, чтобы понять, чего тебе не хватает: проснуться утром и представить, что завтра ты умрешь. Это очень жесткая вещь – автоматически выстроятся грани того, что тебе нужно. Я в этом году «поэкспериментировал», и, если бы скорая ехала чуть дольше, вынесли бы меня из кабинета вперед ногами. Правда, кардинально во мне ничего не изменилось. Единст­венное – пожалел, что не написал бумажки, которые бы моим родным позволили долго не бегать за наследством.

Эрзяйкин:  У меня у самого тоже было несколько дней рождения. Все эти подарки от жизни – назовем их так – возможность задуматься и остановиться.

Шестопалов:  А мне по­граничное состояние запомнилось тем, что я точно понял – есть вещи, которые от меня вообще не зависят. Но меня это совершенно не тревожит – спокойно к этому отношусь.

Эрзяйкин:  Меня поразило то спокойствие, в котором живут люди в Черногории. Это спокойствие во всем – в поведении, отношении к жизни, к работе. Зрелый человек работает официантом и доволен этим. Мой заточенный на Россию оценочный аппарат в Черногории дал сбой.

Шестопалов:  Это как раз одна из тем, которую я хотел попрактиковать со своими сотрудниками, – учение служению. У нас есть поговорка о том, что каждый солдат мечтает стать генералом. Это плохо. Не надо мечтать. Выполни свою роль солдата на все сто – и станешь. А у нас все мечтают и, не будучи генералами, уже ощущают на себе генеральские погоны, ведут себя соответствующе и обижаются, что к ним относятся как к солдатам. Поэтому ты приходишь в ресторан, а официант тебе делает одолжение – конечно, он такой генерал, который вынужден опуститься, чтобы тебя обслужить. А потом ты приезжаешь в Японию, тебя в отеле встречает девушка, которая поклонится тебе и нажмет кнопку лифта, и для нее это не унижение, и она не чувствует себя ущерб­ной. Она делает это с уважением к тебе и с удовольствием.

Эрзяйкин:  Наше высокомерие – национальное заболевание. Большевизм приучил людей жить с ощущением «мне все должны». Приходит к тебе человек на собеседование и говорит, мол, я буду работать, только сначала дайте мне это, то, другое, пятое, десятое. В Оренбургскую область несколько лет назад приехали китайцы, взяли в аренду землю и вырастили поле лука, поле арбузов и поле дынь. А после получили по морде от оренбургских колхозников, которые все это время бухали и требовали у государства солярки и запчастей. Но китайцы правы. Если я – фермер, то мне больше ничего не нужно. Я уже фермер. Если я – предприниматель, то предпринимаю каждую минуту и в любых условиях. А не так, что сейчас я – предприниматель, а вечером думаю, как отнять и поделить. Понимание этого – показатель зрелости. Но со зрелостью у нас – сложно. Зато с инфантильностью и высокомерием – все хорошо.

Шестопалов:  От инфантильности и такие разговоры, один из которых я недавно услышал в кафе, где обедает «офисный планктон»: «У Дерипаски такие проблемы!» Сижу и думаю: «Ты – дурак. Чему ты радуешься? Неужели не понимаешь, что сам завтра работу потеряешь? Мы же все в одной цепочке».

Эрзяйкин:  Потому что большевизм до сих пор у всех в крови – партия все знает, все решит, мне не о чем беспокоиться. Это общая проблема персонала в России – никто не создает ценностей подчиненным, им лишь повторяют: «Ты должен, вынужден, обязан». Из-за этого и слово «дисциплина» получило отрицательный оттенок.

Шестопалов:  Хотя дисциплина в любом монастыре – то, что приведет тебя к нирване. А когда ты думаешь, что тебе что-то делать в падлу, то нирваны никогда не достигнешь. Дисциплина в том, что изо дня в день ты делаешь одно и то же. И тебе это не надоедает. Правда, то, что ты делаешь, надо делать осознанно, проживая себя здесь и сейчас. Делая что-то, не мечтать о будущем и не переживать о прошлом, а просто делать.

Эрзяйкин:  Конечно, потому что мы каждый день едим и дышим, и нам не надоедает. Если человек принимает свою функцию как полезную, он не будет ей сопротивляться. В Катманду в монастыре я четко уяснил, что на первом месте – дисциплина на уровне правил, на втором – сосредоточение и следование этим правилам без отступлений, а на третьем – отсутствие оценки. Если все это есть, появляется ясность.

Шестопалов: Действительно, сначала дисциплина, бесконечные повторения, а затем автоматизм и результат, свобода и ясность. А иначе получается, как в том анекдоте: ежик забыл, как дышать, и умер. Когда ты делаешь что-то не задумываясь, значит, решение уже есть в тебе. А если решения нет, значит, ты к нему просто не готов. И даже директору порой чест­нее сказать, что он чего-то не знает.

Эрзяйкин:  Кстати, за десять лет преподавания я не видел стопроцентных директоров. Пришел ко мне недавно руководитель с вопросами по поводу совещаний. Я ему сказал, что совещание включает в себя всего два вопроса: «Что сейчас есть?» и «Что вы предлагаете?» Все остальные вопросы – чтобы не работать. Вообще, если подчиненный задает вопросы, то у меня, как у руководителя, появляются сомнения в его компетенции. Вопрос уместен, если есть собственный готовый ответ. Иначе начинается перенос ответственности. Я подсаживаю человека на свои ответы на его вопросы, а потом не могу уехать в отпуск.

Шестопалов:  Есть такая книжка Игоря Сидер­ского «Третье открытие силы», где он говорит, что человек – энергетический поток. И через этот энергетический поток мир познает себя. Я иногда могу ничего не делать в компании – мне достаточно просто быть здесь, сидеть и выделять энергию, передавая ее подчиненным.

Эрзяйкин: Стопудово. Это кайф – ты не напрягаешься, а всё вокруг работает. Кстати, ты сказал про тренинг для своего персонала. Тренинги чреваты увлечением технологиями, когда «затренированные» забывают о том, что мы все – люди. А контакт возможен, если мы видим друг в друге людей. Есть такая история – идет человек с котелком и видит другого, сидящего у ручья. Первый говорит: «Эй, лысый, дай воды налить». Лысый ему налил, и тот пошел дальше. А потом ему сказали: «Ты же только что с Лениным говорил». И человек с котелком умер – не пережил упущенной возможности. Каждый раз, когда мы отказываемся от общения, видя в клиентах лишь «денежные мешки», мы упускаем возможности. Я всегда говорю продавцам: «Зашел человек – понаблюдайте за ним, как он зашел, смотрит ли он на что-то определенное, зашел погреться или за покупкой…» Но чаще идешь в магазин, а там на тебя смотрят как на оленя, которого сейчас разведут.

Шестопалов:  Между прочим, в одной американской тренинговой компании по продажам нам сказали, что они на клиентах четко отрабатывают технологии, не включая психологию вообще. И в России мы уже начинаем с таким подходом сталкиваться. Захожу недавно в один из магазинов бытовой техники за удли­нителем, меня встречает парень и начинает на мне приемы отрабатывать: «Здравствуйте, меня зовут Коля». – «До свидания. Тренируйся на ком-нибудь другом».

Эрзяйкин: «Затренированность» появляется, когда мы боимся выходить за рамки, человеческое в нас не проявляется и мы становимся искусственными. Говорят «служить бы рад» – это лидерство, управление контактом, когда человек пришел какой-то, а ушел таким, как тебе надо. А есть продолжение по­словицы – «прислуживаться тошно»: когда ты видишь в клиенте только деньги, унижаешься, чтобы он их тебе отдал, а потому ненавидишь клиента за то, что у него есть деньги, и себя за то, что унижался ради них. Всегда срабатывает только искренность. Даже при абсолютном отсутствии технологий. Я сам это видел, когда один парень взялся продать машину моей жены. К нему подходит покупатель, смотрит машину, но сигнализация не срабатывает, мотор не заводится. Тут парень говорит покупателю: «Все, вали отсюда». Покупатель ошарашен, а он ему: «Видишь, все перестало работать, как только ты подошел. Не твоя это машина!» А тот: «Нет, это моя машина – я хочу ее купить».

Шестопалов: Технологии мы порой можем не заметить, но искренность или ее отсутствие чувствуешь всегда. В Америке ходят легенды про уникального слепого продавца. Когда к нему в салон кто-то заходил, слепой не оценивал покупателя по внешнему виду и мог сказать: «Тебе нужен «форд»? Какого цвета? Синего? Сходи посмотри, стоит ли у нас еще синий «форд», потому что я сам не вижу».

Эрзяйкин:  Думаю, он продавал больше всех в своем салоне.

Шестопалов:  Да, так и было. Я своим менеджерам говорю: «Представьте, что вы пришли в театр, а там актер читает по бумажке – вас стошнит через две минуты. Не делайте то же самое – играйте, импровизируйте, а не говорите то, что заучили». И главное – довести игру до конца. Я не говорю, что о результате не нужно думать, но, продавая, нельзя постоянно думать о выгоде. Начинаешь считать деньги, которые еще не получил, – не получишь их никогда.

Эрзяйкин: Думая о деньгах, не можешь быть искренним в контакте. Да и часть твоей энергии уходит на «думанье» о результате. Поэтому в финале по боулингу участ­ники получают меньше очков, чем в отборочном туре. Чем ближе к ожидаемому успеху, тем более неточными становятся броски – начинается зацикливание на технологии. И если нет уверенности в том, что ты знаешь технологию, любой вопрос клиента будет выбивать. «А что вы делаете сегодня вечером?» – и я от неожиданности тут же забыл все технические характеристики автомобиля.

Шестопалов:  Поэтому при приеме на работу мы задаем вопросы, иногда очень дерз­кие и каверзные. И если человек отвечает, а не прячется от ответа, значит, «будет плавать». А тем, кто спотыкается, объясняем, что ни один вопрос не может смутить. Оценки себе выставляем мы сами. В детстве папа привез мне из Финляндии бежевую куртку с белым меховым воротником, в то время как все одевались в черное и серое. До школы мне нужно было идти три остановки, и мне казалось, будто все на меня таращатся. А теперь понимаю, что прохожим было плевать, во что я одет, – они даже не замечали меня.

Эрзяйкин:  Это так. Есть паранойя «все на меня смотрят», в то время как никто тебя не замечает. А есть еще такая дурацкая игра, когда мы сначала делаем все, чтобы нас заметили, а когда нас замечают, притворяемся недовольными. Например, женщина надевает платье с глубоким декольте, но, если ей сказать, что у нее красивая грудь, она начинает смущаться. А чего смущаться? Ты для чего так вырядилась? Чтобы все увидели? Все увидели – кайфуй теперь.

Шестопалов:  Возможно, это стереотипы нашего социального воспитания. Помнишь, «что такое хорошо и что такое плохо». А нет плохого и хорошего, есть искреннее и неискреннее. Поэтому чуть в сторону – и мы уже начинаем смущаться и бояться.

Эрзяйкин:  Когда нет «человеческого», чуда не произойдет. А чуда не бывает без искренности. Помню, как мы встретились с тобой в 2005 году, я только купил новую машину, был в нее влюблен, а ты начал рассказывать мне про новую «ауди» в своем салоне. Через несколько минут я начинаю планировать, как свою машину продать, а новую у тебя купить. Потом ловлю себя: «Стоп! Нет!» А ты без тени смущения говоришь: «Нет – нет. А смотри какая в «ауди» замечательная функ­ция еще есть». И ты так искренне ей восхищался, что мне снова хотелось ее купить…

Шестопалов:  Кстати, там машину новую привезли. Пойдем я покажу тебе…

 
Самое читаемое
  • Акватермальный курорт «Baden Land» в Екатеринбурге откроют 25 декабряАкватермальный курорт «Baden Land» в Екатеринбурге откроют 25 декабря
  • «Ни о чем не жалею»: Алексей Орлов — о новых районах, метро, киосках и счастье«Ни о чем не жалею»: Алексей Орлов — о новых районах, метро, киосках и счастье
  • Антон Баков построит никелевый завод в Свердловской областиАнтон Баков построит никелевый завод в Свердловской области
  • Как уральский бьюти-ритейлер пережил все кризисы и вышел на международные рынкиКак уральский бьюти-ритейлер пережил все кризисы и вышел на международные рынки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.