Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Перестаньте бояться научного менеджмента!

Около месяца назад я был на одной профессиональной конференции, посвященной формированию и развитию команды в бизнесе. То есть управленческим навыкам. Все красиво, пафосно.

Выступали руководители компаний с многолетним опытом работы, представляли свои варианты решения тех или иных ситуаций. Но чем больше я наблюдал за ними, тем больше понимал — эти умные и очень толковые люди просто откровенно боятся обращаться к научному менеджменту. Они представляют свой опыт бессистемно. Исключительно в виде разношерстных, ярких «случаев из практики», видимо, опасаясь разочаровать аудиторию. Еще бы, ведь если хотя бы раз в пять минут на таком выступлении не произнести фразу «Вот, кстати, мы тут с ребятами как-то раз…», тебя могут счесть занудным теоретиком.

К сожалению, поведение большинства спикеров этой конференции очень показательно для оценки профессионального развития регионального менеджмента — пренебрежение управленческими теориями стало настоящим бичом сообщества. 

Когда я слышу из уст управленцев фразу про обучение «нам не нужна вода, нам нужны сухие выжимки», мне так и хочется ответить, что бизнес, как организм человека, на 70% состоит именно из «воды». Вопрос лишь в том, какой по качеству. Предприниматели, которые хотят «только практики», подобны детям, не способным читать книжку, если в ней нет картинок. Пора взрослеть, учиться себя дисциплинировать и наращивать теоретическую базу менеджмента.

Я говорю по своему опыту. После прохождения руководителем обучения с хорошей теоретической базой наша компания росла на 90-100% два года подряд. Причем эти годы — 2009-й и 2010-й. Я вижу и пример моих знакомых, бизнес которых на протяжении полутора лет терпел убытки и был на грани закрытия, а после курса с хорошей теорией для управленцев в течение года вошел в топ-5 на своем рынке. И это все кризисные годы. Успешные сделки на сотни миллионов, инвесторы из Германии, новые рынки сбыта в Китае и Малайзии — управленцы начинают видеть шире, и их бизнес меняется. В моем окружении таких случаев много — и тенденция намечается совершенно четкая. 

Из того же страха перед теорией начинаются совершенно необоснованные разговоры про уникальную региональную специфику бизнес-образования. Я имею в виду не короткие тренинги или курсы, а именно системное образование. Почему-то шутку про глобус Свердловской области все понимают, а вот региональное MBA не вызывает улыбок. Нет и быть не может MBA с локальной спецификой! Давайте еще MBA Октябрьского района сделаем. А что — там свои уникальные условия, свой рынок, свои чиновники, в конце концов, с которыми надо уметь договариваться. Напротив, наиболее здравые примеры обучения с хорошей базой основаны на международном опыте и даже включают стажировки за границей: одни бизнес-школы договариваются с немцами, другие с китайцами, третьи с французами. В результате кто-то из моих знакомых обогатился опытом немецких фирм, кто-то — китайских, я сам поеду на стажировку во Францию. Правильно, когда организаторы бизнес-обучения отказываются от показной, дутой «практичности», от местечковости и кейсов от «ребят с нашего двора». Это лишний раз демонстрирует, что полезное образование и образование, состоящее из красивых рассказов ваших соседей по рынку в отдельно взятом городе, — разные вещи. 

Как добиться уважения руководителей к теории? Довольно просто. Я уверен, что каждый управленец на определенном этапе своего профессионального развития должен научиться сам создавать теорию из практики. Научиться обобщать собственный опыт, дополнять его материалами других людей, систематизировать и передавать на освоение. Преподавательская практика или практика наставничества должна быть обязательным элементом обучения управленцев в бизнес-школах. У меня, например, отличный результат в этом плане показывает участие по итогам программы MBA в работе Клуба экспертов. То же самое я наблюдаю и в других компаниях, где после прохождения MBA люди решили уделять время преподаванию.

Только тогда, когда руководитель получит подобный опыт работы с аудиторией в рамках полноценного преподавания, он начнет по-иному воспринимать саму суть научного менеджмента. Его реальную пользу, которая появляется, когда она встроена в систему.

 

Михаил Попов

Колонка написана специально для «Делового квартала»

 

 

 
 
 
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.