Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Плагиат — это ради наживы. Если цель — легко срубить бабла, то не проканает»

«Когда ты копируешь то, что тебе нравится самому, нравится твоим клиентам, добавляя при этом часть себя, — это не плагиат, это здоровый бизнес». Владелец сети «Это бургер, Карл» Сергей Богоделов.

DK.RU продолжает цикл публикаций бизнесменов Екатеринбурга о плагиате. На этот раз высказывается Сергей Богоделов, собственник сети «Это бургер, Карл»:
 
— Я никогда не гнался и не гонюсь за общественным признанием. В бизнесе, как и в жизни в целом, мне куда важнее не оценка со стороны, а моя собственная: «Я сделал максимум возможного». Если кто-то считает, что «Это бургер, Карл» — копия американского «Карлос Джуниор», пусть считает. Когда я решился на свой проект, мной двигала борьба за качество, борьба за выживание. Сегодня я точно знаю, что у меня мясо крутое, булка крутая и соусы крутые — это основа. Для самого себя мне важно, что я торгую хорошим продуктом, — точка.
 
Когда я выбирал, какую франшизу открывать, то много ездил по России — присматривался, искал то, что придется по вкусу. Помню, когда уставший после перелетов зашел в «Карлос Джуниор» и купил самый простой бургер, то остановиться не смог. У меня сомнений вообще не было, что эти ребята крутые и что именно с ними я хочу и буду работать. Уже в 2013 году я открыл свой первый «Карлос Джуниор», купив франшизу у питерской компании.
 
Следующий год — 2014-й — был суперудачным, но уже в январе 2015-го я от знакомых внутри франчайзинговой сети узнал, что Питер выходит из бизнеса.
 
На тот момент у меня уже было три ресторана — два в Тюмени и один в Перми. Вообще, рестораны «Карлос Джуниор» на российском рынке начали активно раскручиваться в 2005 году, когда питерцы решили заняться этим брендом. Они вышли на американцев и купили франшизу. Когда поперло, то решили идти по партнерской модели, то есть, открыв определенное количество ресторанов, получили от американцев право продавать субфраншизу. Я как раз был субфранчайзи. 
 
Первое, что я сделал, когда отошел от шока из-за банкротства партнера, — позвонил американцам. У меня с ними были отличные отношения. Дело в том, что я долго жил в Африке, поэтому английский — почти родной для меня язык. Когда американцы услышали, что русский парень говорит без акцента, проперлись. Мы были почти друганы. В 2015 году я позвонил им с вопросом: «Что делать?». Ведь поставки всех продуктов обеспечивались Питером, а когда Питера не стало в этой цепочке, то поставщики быстро сказали, что теперь мы мясо, булки, соусы и т. д. будем покупать не как оптовики, а как розница, а это кардинально меняло себестоимость (следовательно, и доходность бизнеса). Что ответили мне американцы? Во-первых, они предложили купить мне Екатеринбург за приемлемую цену (потому что ресторан в уральской столице по новым правилам играть не хотел и собирался закрываться) и, во вторых, сказали, что нужно будет подождать полгода, пока они наладят логистику по закупу продуктового сырья и маркетинг.
 
Екатеринбург я купил и начал выживать.
 
Но что значит полгода для бизнеса? Мне надо из чего-то делать бургеры, а себестоимость выросла до 60 %, мне надо было платить аренду, плюс капали роялти — 5 %. Смерть или победа — другого было не дано. За эти полгода я смог сам договориться со всеми заводами и поставщиками, чтобы мне грузили по нормальной цене. В итоге, когда американцы проснулись со своими ценами, у меня цены были значительно лучше.
 
Я снова пытался разговаривать: «Ребята, вы полгода меня мурыжили, я вынужден был платить вам роялти, но при этом вы мне поставляли булки, которые у меня расплывались в руках, и котлеты, которые на 40 % ужаривались, а мои ужариваются всего на 15 %. У меня все внутри сжимается, когда мой сын надкусывает этот бургер, потому что я понимаю — это компромисс». — «Сергей, ты что то много говоришь». Я не унимался: «Ну, наверное, потому, что я сам работаю в этих ресторанах. Сам собираю бургеры, сам стою за прилавком — я знаю, как этот бизнес работает. Если другие рестораны не жалуются, значит, собственники не вникают в операционную деятельность. Это не то премиальное качество, о котором мы с вами договаривались». В итоге мне было сказано, что если я хочу уходить, то могу уходить.
 
Они думали, что без них с «тюменским лохом» никто разговаривать не будет, что свою бургерную у меня силенок не хватит открыть. Они не подрасчитали, что будет тысяча репостов, что обо мне начнут писать СМИ, что Red Pepper возьмется за мое продвижение. 
 
Я ушел честно. Я тогда все бургеры собрал по-новому, придумал новые рецептуры, новые названия, полностью перефотографировал меню. Когда американцы вернулись через два месяца после того, как открылся «Это бургер, Карл», они сами признали: «Сергей, спасибо тебе за такую ответственную работу. Мы никаких претензий по интеллектуальной собственности к тебе не имеем. Ты один из немногих, кто создал свое меню». У нас с ними остались хорошие отношения, мы до сих пор поддерживаем связь.
  
Не потерять наработанное — главная задача, которая ставилась перед Red Pepper, когда они придумывали мне название. Мы перебрали много вариантов. Я несколько недель подряд специально для этого приезжал в Екатеринбург — смотрели, обсуждали, переделывали. К каждому названию ребята предлагали мне три-четыре картинки. Эти картинки не были авторскими, они просто задавали определенное настроение, вызывали определенные эмоции. Когда появился «Это бургер, Карл», то сразу стало понятно — оно. Я не углублялся в мем, мне очень понравилась сама фраза: что она состоит из нескольких слов, что в ней понятна коммуникация с гостем.
 
Может быть, кому-то открою глаза, но люди, приходя в бургерную, не задумываются об этимологии названия заведения, им намного важнее, чтобы здесь было вкусно и по нормальной цене.
 
Мы, кстати, когда только открылись, то допустили большую ошибку: наш флагманский бургер назвали чизбургером (как в «Бургер Кинге» — «Вопер», в «Макдоналдсе» — «Бигтейсти»). А простого чизбургера за 200 рублей в картине мира покупателя быть не может. Покупатели ведь не смотрят на свежесть помидора внутри, а смотрят на то, что в других заведениях чизбургер стоит 50 рублей. 
 
Нам про плагиат заливали не покупатели, а торговые центры, в которых я базируюсь. Так получилось, что я стою в очень крутых местах. У меня в Тюмени точка, на которую зуб точит полгорода. Там нельзя просто стоять, даже если ты платишь исправно. Чтобы там находиться, ты должен быть очень крутым, о тебе должны говорить, ты должен генерить трафик. Когда я заходил с «Карлос Джуниор», вопросов не возникало: международный бренд, значит, раскачаетесь. А как только пошла волна, что мы перейдем на свое, то сразу началось: вы не потянете. Помог Екатеринбург. Они первыми мне согласовали переход, плюс открытие получилось очень крутым. Тюменцы посмотрели и тоже успокоились и согласовали. Но до сих пор нападки время от времени проскальзывают: «Ну, когда ты уже купишь международную франшизу?» И это не кончится, пока у меня не будет как минимум 20 ресторанов по России.
 
Знаете, чему учат в киношколах? «Копируйте, ребята. Нравится что-то? Копируйте. Вы все равно привнесете в это что то свое». Если мы говорим о бургерах, то не плагиатствовали только «Макдоналдс», когда в конце 1940-х придумали в два кружка хлеба класть котлету. С тех пор вся индустрия гамбургеров — это все плагиат по большому счету. Все, кто работает на рынке бургеров, ориентируются прежде всего на «Макдоналдс» — на первых. И я, когда начинал крутиться в этом бизнесе, тоже посматривал на них. То, что нравилось, пытался внедрить — что то заходило, а что то нет.  
 
Для меня плагиат — это когда ради наживы. Такая модель не востребована, она изначально провальная.
 
Если цель — легко срубить бабла, то не проканает. Когда же ты копируешь то, что тебе нравится самому, нравится твоим клиентам, добавляя при этом часть себя, — это не плагиат, это здоровый бизнес. Видишь у конкурента классный бургер, который нравится людям и который востребован? Копируй и не сомневайся. Всем от этого будет хорошо.
 
 
Колонка вышла в журнале «Бизнес и жизнь» № 112, июнь 2016 г. Материал подготовила Ольга Раева.
 
Истории предпринимателей Екатеринбурга — в сообществе «Бизнес и жизнь» на Facebook
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.