Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Пластичный рынок. Новые тенденции на рынке пластиковых окон

Покоробленная репутация Основа пластикового профиля — поливинилхлорид (ПВХ), который производится из нефти или природного газа и поваренной соли. Несмотря на то, что высокие экологические, потребит

Впервые окна из пластикового профиля начали производить около полувека назад в Германии. И именно Германия сейчас является мировым лидером по распространенности пластиковых окон: в 1997 году здесь на долю ПВХ приходилось свыше 50% оконного рынка, и с каждым годом эта цифра понемногу увеличивается. В Россию пластиковые окна пришли относительно недавно – около 10 лет назад. И постепенно пластиковый профиль становятся неотъемлемой частью новой строительной культуры. Если раньше ПВХ-окна заказывали преимущественно банки, солидные фирмы, предприятия торговли (магазины, павильоны) и состоятельные бизнесмены, то сейчас все чаще – административные органы, больницы и даже детские сады, появилось много частных заказчиков. По словам директора компании “Пластмаркет” Игоря Ведерникова, когда его фирма в середине 90-х годов только организовывала свое производство, она исходила из расчета, что пластиковые окна может себе позволить 1% населения города. За последние 2-3 года, по наблюдениям специалистов, количество потенциальных потребителей пластиковых окон увеличилось до 3-5%. По неофициальным данным, в России сейчас более 600 оконных производств. Половина из них приходится на Москву и Санкт-Петербург. Значительная часть российского рынка пластиковых окон принадлежит немецким производителям профиля. Так, по некоторым сведениям, около двух десятков западногерманских фирм (Rehau, KBE, Veka, Aluplast, Knipping и другие) “контролируют” свыше 50% российского рынка профильных конструкций. На Урале первые пластиковые окна появились более пяти лет назад. В 1995 году в Екатеринбурге было 3 фирмы-производителя, в 1997 году – 20, а к 2000 году их стало уже около 30. И сегодня производство пластиковых окон – наиболее динамично развивающийся сегмент местного строительного рынка.

Покоробленная репутация

Основа пластикового профиля — поливинилхлорид (ПВХ), который производится из нефти или природного газа и поваренной соли. Несмотря на то, что высокие экологические, потребительские и пожаробезопасные характеристики этого материала подтверждены сертификатами российского Минстроя, вокруг ПВХ-профиля всегда было много споров. Не так давно в газетах и журналах прошло множество публикаций против применения ПВХ в оконном производстве. (Но в то же время никто не призывал отказываться, к примеру, от электрочайников из того же ПВХ, при том, что условия их эксплуатации жестче, а температура кипения воды выше, чем температура воздуха в жаркий солнечный день). По утверждению производителей пластиковых окон, слухи о некачественности и небезопасности ПВХ-конструкций распускают конкуренты – изготовители деревянных и алюминиевых профилей. Но вряд ли всплеск недоверия к производителям ПВХ-окон был вызван только кознями их конкурентов.
Появление на российском рынке пластиковых окон несколько лет назад было встречено с энтузиазмом. Везде и всюду говорили об их достоинствах: что пластиковым окнам не страшны ни порывы ветра, ни длительное воздействие дождя, снега и солнечных лучей; и что их высокая герметичность уменьшает потери тепла в помещениях до 45% и обеспечивает звукоизоляцию, позволяющую не замечать гремящего под окном трамвая или поезда. Рекламировались простота и легкость ухода за пластиковыми окнами, их высокая устойчивость к деформации и коррозии, обеспечивающая окнам долговечность. Вскоре наступило разочарование: действительность не оправдала рекламных обещаний.
Первые покупатели пластиковых окон столкнулись с тем, что новоприобретенное чудо через некоторое время начинает продуваться, запотевать, покрываться плесенью, трескаться и коробиться. Причины крылись в том, что те окна изготавливались из импортных профилей, проходивших сертификацию в странах с теплым климатом (Турция, Италия и т.п.) и не рассчитанных на зимние условия. Именно поэтому они искривлялись, теряли форму и герметичность. Последняя пропадала также из-за некачественной фурнитуры и уплотнений. Впрочем, изрядная теплопотеря была и при использовании хороших профилей и фурнитуры — в случае неправильно выбранного стеклопакета.
Вторая волна недоверия к ПВХ-конструкциям пришлась на послекризисный период. Как и первая, она характеризовалась тем, что на наш рынок хлынул поток дешевого и не самого качественного пластика, преимущественно турецкого и отечественного производства.
Скептическому отношению к пластиковым окнам “способствовала” и некачественная установка оконных конструкций, из-за чего возникало до 90% всех дефектов. Эту проблему можно условно назвать проблемой роста. Спрос на окна рос скачкообразно, заказы от клиентов сыпались один за другим. Чтобы не упустить выгодного заказчика, фирме приходилось в срочном порядке расширять свой штат, набирать новых, порой неквалифицированных сотрудников.
В 1998 г. в Москве было создано неофициальное объединение – Клуб Добросовестных Производителей Пластиковых Окон, куда вошли десять крупнейших московских компаний. Целью неформальной организации было проведение акций по реабилитации пластиковых окон и защите потребителей от приобретения некачественной продукции и услуг в области применения оконных конструкций из ПВХ. Члены Клуба ставили своей задачей пропаганду ПВХ-окон, борьбу с натиском “заказных публикаций, порочащих пластиковые окна и ПВХ в целом, и повышение реноме своей продукции, страдающей “от действий недобросовестных производителей, выпускающих некачественную продукцию и осуществляющих неквалифицированный монтаж”.
На екатеринбургском рынке практически не осталось “негодного” профиля. Спрос на ПВХ-конструкции постепенно упорядочился. Однако наличие фирм-однодневок не позволяет дать гарантию, что какая-нибудь из них не обманет очередного клиента и не бросит тень на всех остальных участников рынка.

Русский профиль

Еще полтора-два года назад приходилось говорить о конкуренции лишь между зарубежными производителями пластикового профиля: отечественных попросту не было. В последнее время ситуация сильно изменилась. Наконец-то случилось то, что рано или поздно должно было случиться: ПВХ-профиль начали производить и в России. Так совпало, что выход отечественных пластиковых окон на рынок совпал с августовским кризисом. Это позволило российскому ПВХ-профилю сразу же заметно потеснить импортный.
Резкое удорожание импортного сырья практически парализовало деятельность всех местных фирм- производителей пластиковых конструкций. Некоторые мелкие фирмочки разорились и ушли с рынка, большинство же продолжило свое существование. Появившийся в это время относительно дешевый отечественный профиль буквально спас рынок от гибели.
После кризиса на отечественный — поначалу на казанский — ПВХ перешли более половины екатеринбургских фирм. Однако избалованную немецким продуктом публику казанский профиль не устроил (хотя окна из него зиму уже отстояли, и особых претензий не возникало), и вскоре практически все, за исключением разве что фирмы “Меко”, подыскали себе других российских поставщиков профиля. Так, “Декорама”, “Системтроник” и “Спецремстрой” перешли на самарский профиль “Белая ладья”. На московском “Вельтпласте” стали работать “Декра” и “Виталон”, а “Стиль” — и на “Вельтпласте”, и на “Белой ладье”. При этом никто не отказался и от импортного пластика, его используют наряду с отечественным.
Как правило, отечественные производители делают всего 4 основных профиля (при том, что в своей работе такие фирмы, как “Пластмаркет”, “Подряд” или “Профилекс” используют до 100 разновидностей профилей), которые совместимы с модельным рядом зарубежных фирм. Самарский профиль “Белая ладья” совместим с профилем “KBE”, а московский “Вельтпласт” — с “Rehau”. Такой универсализм позволяет удешевлять конечный продукт при использовании в производстве окна части отечественных материалов. Лишь у казанского профиля, который имеет свою отдельную историю (он выпускается на одном из государственных предприятий еще с середины 80-х годов), не было и нет зарубежного прототипа. Впрочем, называясь отечественным, этот профиль делается либо на технологиях, либо на сырье, либо на оборудовании зарубежных фирм, что значительно повышает его себестоимость. Вся фурнитура, все присадки к российскому профилю по-прежнему остаются импортными – теми же немецкими или австрийскими.
Таким образом, абсолютное большинство фирм сейчас работают на профилях сразу двух, трех, а то и четырех-пяти различных производителей. И лишь несколько компаний используют в своей работе всего один, причем импортный профиль. Это “Арсенал-А” (профиль “Veka”), “Виндоу Плюс” (“Deceuninck”), “Пластмаркет” (“KBE”) и “Подряд” (“Rehau”). Кстати, что касается импортного профиля, то и тут произошли некоторые рокировки. Так, “Системтроник” перешел с “KBE” на “Rehau”, “Пластмаркет” – с “Veka” на “KBE”. Причины таких перестановок у каждого свои. К примеру, “KBE” во время кризиса предложила “Пластмаркету” более выгодные, чем были у “Veka”, условия работы, гибкую систему оплаты продукции. Не все устраивает в профиле “Veka” и компанию “Арсенал-А”: “Эта немецкая компания не отстает по технологиям – но и не прогрессирует. Есть определенные системы фасадов и “зимних садов”, которые “Veka” делать не может. Чтобы охватить больший круг потребителей, “Профилекс” к профилю “Kоmmerling” добавил все тот же “Rehau”.
Некоторые екатеринбургские компании “профильного рынка”, помимо пластика, работают и в других направлениях. Так, “Профилекс”, “Стиль”, “Металлон” и “ЭМА” производят еще и алюминиевые конструкции. Компания “Пластмаркет”, чтобы расширить круг своих заказчиков, стала работать как на пластиковом, так и на деревянном профиле. И с каждым годом диверсифицированных фирм становится все больше. Иван Туров (“Профилекс”) считает, что это раздвоение вполне оправдано: “Заниматься одним материалом часто невыгодно. Работать только на пластике или на алюминии – значит ограничивать себя в предложении заказчику. И потом, основная доля рынка профильных конструкций по-прежнему принадлежит алюминию. Пластиковые окна, на наш взгляд, в большей степени рассчитаны на частного потребителя. Поэтому основным направлением деятельности фирмы всегда были и остаются алюминиевые конструкции — сейчас на них приходится более 70% объема производства”.

Оконкуренция

Сегодня на местном рынке идет не столько конкуренция фирм-производителей пластиковых окон, сколько фирм-поставщиков профиля. Именно они борются за тех, кто работает или будет работать на их продукции. Поэтому и в рекламе акцент все больше перемещается с потребительских качеств окна на имидж фирмы, из чьего материала это окно производится.
И каждая фирма отстаивает преимущества того профиля, на котором она работает. Тем не менее практически все сходятся в одном: профили – в первую очередь немецкие плюс бельгийский “Deceuninck” и французский “Tryba” практически равны и по качеству, и по цене. Бельгийский и французский чуть дороже, но это уже политика фирм-производителей. Что же касается отечественного материала, то ничего конкретного о нем сказать никто не может. Появился он совсем недавно, как будет вести себя через год-два — неизвестно, как и из чего его делают – тоже большая тайна.
Совершенно не принципиальным вопросы поставщика профиля считают в фирме “Меко”, работающей как на импортном (“Veka” и “KBE”), так и на отечественном (самарском и казанском) профиле. По мнению директора фирмы по маркетингу Олега Возжаева, “качество продукции определяется четырьмя составляющими: комплектующими — для этого есть входной контроль, оборудованием — насколько оно выдерживает режим производства, квалификацией персонала и методикой контроля отклонений. Сырье у всех примерно одинаковое. Оборудование — тоже. Квалификация персонала — дело наживное. А вот дальше наступает самая сложная, непрогнозируемая стадия – стадия контроля. О ней только и надо говорить. Здесь вся суть любого производства. Нужен постоянный, тотальный, сквозной контроль качества – как в военной промышленности. Поэтому не важно в сущности, на каком профиле работать – импортном или отечественном. Из любого, даже российского, профиля можно сделать хорошо, как из любого, даже немецкого, – плохо. Мы сталкивались с профилями ведущих фирм, браковали их беспощадно и отправляли обратно”.
Разумеется, все пластиковые окна чем-то отличаются друг от друга. Но определить, из какого пластика – отечественного или импортного, польского или немецкого — сделано то или иное окно, может лишь специалист. Поэтому многие потенциальные потребители предпочитают использовать удачный или, наоборот, неудачный опыт людей, которые уже сталкивались с той или иной фирмой, изготавливающей окна. Довод “сделайте мне, как у моего друга” является сейчас одним из главных при выборе не только конкретного профиля, но и фирмы-производителя окон. Безусловно, есть и такой заказчик, который смотрит на полный комплекс предоставляемых ему услуг, на гарантийные сроки и, конечно же, на цену.
После кризиса цены на пластиковые окна в долларовом эквиваленте заметно упали. В рублевом – поднялись в 2-3 раза. Если раньше окна стоили от 3 тыс. руб., то сейчас не дешевле 6 тыс. руб.
Даже в фирмах, работающих на одинаковом профиле, цены на готовую продукцию могут колебаться в пределах 10-20%. Такие расхождения могут быть обусловлены как отличиями в технических характеристиках конкретных окон (их изолирующей способности, свето-, водо- и воздухонепроницаемости, прочности как окна в целом, так и его отдельных частей), так и в эстетических и технологических (затраты труда и материалов при изготовлении и монтаже) характеристиках. Разумеется, стоимость заказа напрямую зависит от таких параметров, как размер окна, тип его открывания, вид стеклопакета, комплектующие элементы и дополнительный комплекс услуг (доставка, демонтаж старого окна, монтаж нового).
Немецкие фирмы, осознав, что российский профиль стал их теснить, заметно снизили свои отпускные цены, пошли своим региональным представителям и на другие уступки. Ценовая конкуренция с российским производителем также заставила немцев всерьез задуматься и об организации собственных производств на территории России. На данный момент таковые имеются у “Veka”, “KBE” и “Kommerling”. “Rehau” пока прорабатывает этот вариант. А бельгийский “Deceuninck”, не особо борющийся за расширение своего сегмента российского рынка оконных конструкций, по словам заместителя директора компании “Спецремстрой” Петра Соловьева, “пока не намерен идти по стопам немецких фирм и вкладывать деньги в организацию российского производства”.
Как показывает практика, перенос производства ближе к потребителю пока не дает должного эффекта. Да, профиль становится дешевле, но, по мнению директора екатеринбургского представительства “Rehau” Михаила Субботина, “подешевел он не настолько, чтобы всерьез конкурировать по цене с российским. Поэтому пока не окупаются те многомиллионные вложения, которые немецкие фирмы сделали, построив в России свои заводы”.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.