Подписаться
Курс ЦБ на 23.12
79,31
92,86

Плененные летом

Физиологический сдвиг В один из дней, когда в городе стояла 30-градусная жара, корреспондент «ДК» зашел в офис к своему знакомому — без всякой цели, так, попить холодной водички и обсудить вечернюю

По данным аналитического агентства «РОМИР-мониторинг», летом деловая активность в городах-миллионниках снижается на 25-30%. Исключение составляют фирмы, чей бизнес... Ладно, не будем напрягать читателя экономическими терминами — неохота. Летом человеку заниматься чем-либо серьезным лень. Одни собираются в отпуск, другие — только что из него вернулись, третьи, оставшиеся в городе, мучаются от духоты и туго соображают. Вот лишь несколько рецептов борьбы с летней ленью от екатеринбургских компаний.

Физиологический сдвиг

В один из дней, когда в городе стояла 30-градусная жара, корреспондент «ДК» зашел в офис к своему знакомому — без всякой цели, так, попить холодной водички и обсудить вечернюю поездку на озеро. В конторе царила весьма расслабляющая атмосфера. На одном из столов лежали недавно купленные ласты, а их владелец, нахально улыбаясь, долбил по клавиатуре — из компьютерных динамиков то и дело доносилось айсикьюшное «о-оу». Кто-то вел романтический треп по телефону, трое сотрудников обсуждали, как было бы неплохо сейчас походить босиком по траве. В общем, как сказали бы социологи, на вопрос, что вы тут делаете, 78% сотрудников офиса ответили бы отрицательно.

Внезапно троица менеджеров встала и решительно вышла из комнаты, прихватив ноутбук. Мой собеседник немедленно взял мобильник и набрал номер одного из ушельцев:

— Вы куда это рванули?

— Александр Анатольевич, мы быстренько!

— В парк опять пошли, — сквозь зубы произнес тот. — Вчера они там весь день работали, даже клиенты к ним туда приходили.

Среагировав на непонятный шум и громкий смех, мы вышли в коридор: там четверо солидных мужчин, все, как один, в голубых рубашках, отутюженных брюках и пафосной обуви, по очереди катались на скейтборде.

«Это соседи — у них шеф уже месяц в отпуске: сперва старались, работали, а потом сломало. Вон Леха взял у сына доску, и они третий день катаются, — сказал Александр, лениво помахал им рукой и крикнул: — Мы рождены, чтоб папе было стыдно!» Катающиеся одобрительно засмеялись.

Подобные картины наталкивают на вывод, что летняя лень нещадно косит ряды менеджерского состава любого уровня. Искушенные трудоголики уверены, что лень — естественное состояние человека, двигатель прогресса, она неотвратима, как смерть, и ей не подвержены разве что китайцы. Как считает Михаил Перцель, главный психиатр клиники неврозов «Сосновый бор», летняя расслабленность физиологически оправдана: она связана с настройкой организма на природные биоритмы. Солнечная активность провоцирует поиск комфортных условий, а что может быть комфортнее, чем ничегонеделание. Если работа перестает приносить радость, поход на службу ничего, кроме раздражения, не вызывает — это первые симптомы астении — нервно-психической слабости, быстрой утомляемости. Если вовремя не среагировать, не отдохнуть — дело может закончиться диспансеризацией, — резюмирует доктор. Александр Феклистов, спортивный врач, уверен, что в жару у человека сгущается кровь, повышается ее свертываемость, снижается мышечный тонус: В результате руки и ноги как ватные, мозг недополучает кислорода — это в первую очередь сказывается на гипофизе, который отвечает за волю. Конечно, человеку ничего не хочется делать. И не захочется, пока организм не избавится от стресса.

С другой стороны, если активно потакать расслаблению, человеку вообще будет трудно себя собрать и привести в рабочее состояние. По словам Алексея Ариста, врача-психотерапевта, существует три стадии лени. Первая — сотрудник старается избежать повседневных обязанностей, постоянно ищет внутри себя компромисс: делать и не делать. Чтобы вернуться в строй, достаточно напрячь волю. Во второй стадии он начинает резко реагировать на просьбы что-либо выполнить и агрессивно пытается найти причины, почему то или иное нельзя сделать. Если вовремя не «купировать» такое поведение, работник будет опасен для коллектива, потому что его лень становится наглой и заразной. На третьем этапе человек замыкается в себе, может часами глядеть в одну точку — это уже ворота в депрессию. Если руководитель не обратит внимания на такого сотрудника, не поймет проблемы и причин его поведения, то может просто его потерять: либо работоспособность сотрудника сойдет на нет, либо он вообще уволится, — говорит г-н Арист.

Психологи и маркетологи связывают возникновение лени и с тем, что менеджер может испытывать неудачу за неудачей: контрагенты уехали в отпуск — переговоры не идут, продажи падают, расслабленные партнеры откладывают решения вопросов на потом и т.д. Зачем что-то делать, если все равно не получается.

Сезонным перепадам подвержены практически все бизнесы, другое дело, что потери в продажах могут колебаться от 20 до 80% — у кого-то больше, у кого-то меньше. Получается, взывать к совести расслабившихся менеджеров в этой ситуации бесполезно — гораздо эффективнее бороться с причиной такой расслабленности.

Ударим товарной матрицей по сезонности!

Физиологические причины летней лени гасить легче всего. Леонид Кондрич, директор по продажам компании NETPROVODOV.RU, считает, что телу нужно помогать справляться с жарой: Пить побольше воды — это разжижает кровь, в дополнение употреблять побольше овощей, фруктов, содержащих витамин С, аспиринчик принять можно. Много не есть, больше спать — и двигаться, двигаться, двигаться! Ну а если совсем невмоготу и тебе и коллегам, можно оставить в офисе дежурных и махнуть толпой на какой-нибудь водоем — переключиться. Если долго тужиться — голова закружится, а она — главный инструмент в работе менеджера, насиловать ее нельзя!

Другое дело — фактор сезонности. Александр Аникин, коммерческий директор «Маркетинг Менеджмент Групп», уверен, что методы устранения негативного влияния сезонности зависят от сегмента рынка: Если рассматривать B2C, здесь все понятно: предсказать спрос на товары достаточно просто — мы все потребители и руководствуемся, как и большинство, здравым смыслом. Минимизировать колебания уровня продаж и нестабильность операционного потока можно, создав оптимальную ассортиментную матрицу — включить в нее товары, «популярные» в конкретный сезон. Чтобы проиллюстрировать этот тезис, Степан Парыгин, председатель Российского маркетинг-клуба, привел пример исследования, проведенного для оптовой компании, торгующей продуктами питания. У фирмы было пять основных товарных групп — колбасные изделия, сыр, и т.д., по которым наблюдался летний спад. Рекомендацией стала более гибкая работа с ассортиментом: летний объем продаж был стабилизирован за счет консервированных продуктов, спрос на которые в этот сезон растет. Поднять спрос можно и с помощью трейд-маркетинга (производители и поставщики несезонного товара активно играют с потребителями на ценах и скидках) или PR-методами (сезонность продукта связана со стереотипом его потребления — корректировка имиджа товара может изменить отношение потребителя к нему).

Что же касается B2B, то здесь регулировать объем продаж значительно сложнее. Товаров с противоположными фазами спроса на этом рынке не так уж и много, — считает Александр Аникин. — Попытки активизации спроса в глухой период — на мой взгляд, лишь напоминание о своем существовании: на объемах продаж сильно не отражаются. К примеру, на рынке страхования летом наблюдается спад в работе с корпоративными клиентами. Так, менеджеры страховой компании «Северная казна», специализирующейся на крупных предприятиях, чтобы минимизировать летний провал в продажах, начинают активнее работать напрямую с сотрудниками тех самых фирм, скажем топ-менеджментом. Страхование переключается с юридических лиц на физических: объектами становятся квартиры, дачи (люди уезжают в отпуск и хотят, чтобы оставленное на время имущество было в порядке), к тому же лето — пора перезаключения договоров автогражданской ответственности и добровольного страхования автомобилей и т.д. В итоге у агента появляется повод доказать старым партнерам свою состоятельность и поднять снижающийся объем продаж.

Наперегонки с ленью

Маркетологи утверждают: если на рынке нет достойных продуктов, способных создать альтернативу провисающим из-за сезонности товарам, руководитель должен найти другие способы стимулирования страдающих менеджеров и продавцов. Закручивать гайки и обвинять их в лености не имеет смысла — это может вызвать обратную мотивацию. Павел Кузнецов, управляющий партнер компании «БК_НЕДВИЖИМОСТЬ»: Традиционно на рынке недвижимости летом наблюдается спад активности. С этим ничего не поделать — покупатели не хотят в этот период обременять себя проблемами с покупкой квартиры, так как этот процесс требует много сил. Поэтому мы всегда снижаем агентам план продаж, оставляя проценты неизменными. Это нормальный стимул не расслабляться под лозунгом: «Все равно столько не продам!» и сохранить адекватные заработки. На людей нельзя возлагать проблемы, решение которых от них не зависит. Иными словами, руководитель не должен, глядя на графики выполнения плана, кричать: «Разленились! Ну-ка в поле все землю рыть!»

Однако полностью списывать падение объемов продаж на непреодолимую силу не следует. Психологи говорят, что руководитель должен четко понимать: когда подчиненные реально не в состоянии что-либо изменить, а когда работают в «режиме наибольшего благоприятствования». Как вариант — попробовать завершить проблемную сделку самому или же использовать простые методы планирования и разбора результатов. Яна Лентач, директор по консалтинговым проектам компании «Бизнес-Мастер»: Нельзя упускать контроль. Летом, как никогда, необходимы планерки с подробным «разбором полетов»: что не сделал, почему, как нужно было поступить, чтобы сделка прошла, что мешало и что требуется, чтобы эти помехи устранить. В итоге руководитель видит, что необходимо изменить в фирме, как «смазать» механизм сезонных продаж, а те подчиненные, которые борются за статус в фирме и лояльность руководства, получат возможность проявить себя.

По мнению г-жи Лентач, для увеличения активности в компании и борьбы с ленью стоит устроить что-то вроде соцсоревнования. «Кто больше отгрузит — чемпион, остальные — завидуйте». И назначить приз, но не какой-то красный вымпел, а что-то материально увесистое: турпутевку на Кубу, новый компьютер, мешок денег или, в конце концов, шубу. Александр Меренков, генеральный директор СК «Северная казна»: У нас агентские планы расписаны на год, а пятого августа, в день рождения компании, мы подводим итоги и лучшим агентам вручаем премии. Многие сотрудники летом стараются поднять свои показатели — работают интенсивнее.

Опора на внутренние ценности

Действенных рецептов борьбы с летней ленью в екатеринбургских организациях оказалось гораздо больше, чем можно было ожидать. Это показало обсуждение проблемы на интернет-портале делового общения «ДК» www.dk.ru. Один из участников обсуждения, Семен Коробков, директор по развитию РА «Аргумент», выдал идею так называемой умной лени: Когда неохота заниматься текущими делами, это не значит, что нужно ничего не делать вообще. Летняя лень — хорошая возможность переключиться на другой вид деятельности — высунуться из рутины и оглядеться. Всегда не хватает времени подумать о стратегии, поискать новые ниши, какие-то рыночные лазейки — а тут подворачивается возможность что-нибудь позамышлять. Опрошенные позже респонденты подтвердили корреспонденту «ДК», что используют летний период для создания задела на будущее. Можно упорядочить контакты, провести ревизию клиентов и выявить, кто из них наиболее перспективен. Даже если лица, принимающие решения, уехали в отпуск, есть возможность поговорить с их замами, подготовить и отшлифовать предложения, утрясти условия. Когда шеф вернется с отдыха — перед ним уже будет лежать красивая папка, а подчиненные скажут: «Все нормально — мы проверили, можно начинать». А расслабленный каникулами директор все подпишет без особых проблем.

В завоевании новых клиентов участники дискуссии советовали проявить творчество. Можно сказать: «Лето — жара — никто думать не хочет — партнеры какие-то вареные» — и все. Но контрагенты тоже люди, поняв их состояние, можно умело сыграть на этом. Например, Семен Коробков рассказал историю подписания контракта его агентством с не так давно появившейся на екатеринбургском рынке московской сетью сотового ритейла: В город зашел клиент с крупным бюджетом, и рекламисты ринулись на штурм, позже превратившийся в осаду. Понятно, что пробиться было сложно, но нам на руку сыграла жуткая жара. Наша менеджер, бойкая такая девушка, просто принесла в офис их компании холодный арбуз с наклейкой, на которой был наш логотип, телефоны, поставила его на стол и ушла. На следующий день нам позвонили, и мы договорились о сотрудничестве.

По словам Яны Лентач, во многих компаниях летом проводят аттестацию сотрудников. Для них это стимул систематизировать свои знания и в чем-то добрать — от этого зависят будущие заработки менеджера и его карьера. Если фирма накануне пользовалась услугами тренинговой компании для решения насущных задач — есть смысл привлечь консультантов для постучебной работы. Сотрудникам будет некогда лениться, потому что их заставят работать над ошибками, анализировать свои действия и корректировать промахи. Никому не хочется выглядеть неуспешным, — резюмирует г-жа Лентач.

В чистом виде проводить обучение летом специалисты не рекомендуют. Маркетологи заметили, что в этот период у тренинговых компаний наблюдается спад деятельности. Основная причина — люди не могут воспринимать массив знаний должным образом. Их внимание целиком занято перспективами отдохнуть. Александр Богатенков, соучредитель компании «БМиКо», считает, что летом сотрудников лучше отправлять на отраслевые конференции: Менеджеры, общаясь с представителями компаний-лидеров, получают мощную энергетическую подпитку, заряд, руководство к действию. Возвращаются оттуда как «энерджайзеры» и сразу начинают что-то делать, что-то менять — расслабленность моментально исчезает. На этой волне неплохо было бы провести ряд сессий стратегического планирования, чтобы сформировать план действий на год. Только руководителю нужно постараться, во-первых, четко сформулировать, что он хочет получить от сотрудников, во-вторых, построить работу на сессии так, чтобы у потенциальных лентяев не было возможности отмолчаться. Например, ставить задачи с нечетко выраженным решением, чтобы стратеги могли набрасывать отличные друг от друга варианты, синтез которых даст требуемый результат. В противном случае редкая идея воплотится, долетит до середины реализации.

Известно, что персонал практически любой компании делится в следующих пропорциях: 30% — наиболее инициативные сотрудники, локомотивы, которые двигают компанию и активно участвуют в оттачивании бизнес-процессов, 20% — те, кому по большому счету ничего не надо, лишь бы была стабильность и их никто не трогал, и 50% — люди, готовые войти в креативную группу, но их мнение приходится буквально вытягивать клещами — подсунь таким идею, и они погибнут при ее воплощении в первую очередь от неуверенности в себе. Поскольку лето — весьма удачный период для формирования стратегических планов, на первые 20% (как правило, это топ-менеджмент компании) руководитель должен возложить ответственность, за то, чтобы лень не захватила всю фирму. Александр Богатенков: Компания никогда не замрет на месте, если в ней будет достаточно идейно заряженных людей, таких мы называем «Лениными». «Ленин» всепогоден и всесезонен — его не надо ни в чем убеждать. «Лениным» при должной энергетической подпитке может стать каждый и уже потом самостоятельно находить соратников. В качестве варианта для создания инкубатора «идейных вождей»
г-н Богатенков предлагает формировать в компаниях проектные группы. Небольшое объединение сотрудников самостоятельно генерирует концепцию, скажем, новой товарной линейки, придумывает способы ее продвижения и полностью отвечает за воплощение проекта. В этом случае у людей есть все шансы сплотиться в один суперработоспособный, творческий организм, трудиться без оглядки на любые расслабляющие факторы, бояться не перегрузок, а неуспеха. Иными словами, от лени привит тот, кто не знает, что с нею делать.

Обратная связь:

kb@apress.ru

Переключай цели — не будет лени

Александр Меренков,

генеральный директор страховой
компании «Северная казна»:

— Я считаю лень естественным человеческим состоянием — она будет всегда и у всех. У меня, например, раз в месяц или раз в квартал случаются дни, когда я завариваю большой чайник и сажусь читать, — домашние знают, что сейчас меня лучше не трогать. На работе тоже бывает, что не хочется ничего делать. У меня есть такая привычка: ксерокопировать понравившиеся журнальные статьи. Так вот, чтобы не сидеть и не смотреть в одну точку, я начинаю систематизировать эти копии, кое-что перечитывать — это позволяет «размотать» состояние ступора и включиться в работу.

Один мой французский коллега говорит: «У человека в жизни может быть две трагедии — добиться цели или не достичь ее!» Могу добавить, что целей у человека, как правило, много и, чтобы не засосало в болото лени, нужно переключаться с одной на другую. Например, когда я понимаю, что не могу решить какую-либо задачу здесь и сейчас, отступаю — зачем биться головой о стену? Поскольку я увлекаюсь фотографией — могу потратить это время на компьютерную обработку снимков или сделать фотоальбом. Иными словами, ушел от одной цели, но сконцентрировался на достижении другой — совершенствуешься как фотограф.

Я согласен, что летом сотрудники более расслаблены, и я не собираюсь их заставлять напрягаться от звонка до звонка — мне не нужны работоголики, такие люди не успешны в перспективе. Есть контрольные точки: план продаж, ключевые совещания и т.д. Если все выполняется — люди вообще могут на работу не ходить. Жесткий контроль невозможен: все инициативные, творческие могут найти 1001 способ объяснить, что поехали, скажем, на переговоры к потенциальному клиенту, а сами — купаться. Что я буду звонить и перепроверять? Это уже паранойя какая-то! Другое дело, когда сотрудник в полдень демонстративно берет под мышку доску для серфинга и говорит: «Ну все, пока, до завтра», — это уже наглость, и мне такое вряд ли понравится.

Работа летом должна быть максимально комфортна: кондиционеры, вентиляторы, холодные напитки… Пару лет назад я часто назначал встречи партнерам на Балтыме — в неделю раза три-четыре. Бизнесу это очень способствует: встретились, искупались, пообщались, обо всем договорились — и разъехались. А настроение-то улучшилось!

Летний факультатив

Летнее затишье в офисе — лучшее время для простых психотехник, повышающих вашу личную эффективность.

•Тренировка включения. Переберите бумаги на столе, упорядочьте рабочие архивы: ручная работа и монотонное шуршание действуют на организм успокаивающе. Когда вы рассматриваете документы, на глаза попадаются слова, которые на подсознательном уровне рождают цепочку ассоциаций и быстро включают в трудовой процесс.

•Тренировка концентрации. Возьмите обычную спичку и погрузитесь в ее созерцание. Рассмотрите все, вплоть до мельчайших зазубринок, неровностей и впадинок. И пусть вокруг кипит работа — ничто не должно вас отвлекать! Положите спичку в коробок еще с 10 спичками и хорошенько его встряхните. А затем вывалите содержимое на стол и попробуйте найти свою. Повторите через пару часов, увеличив количество спичек до 15.

•Тренировка памяти. Откройте любую книгу и наугад прочтите один абзац — не больше трех предложений. Закройте глаза и постарайтесь «увидеть» хотя бы 10 слов. Через час повысьте планку — зафиксируйте 15 слов и т.д.

•Тренировка внимания. Пройдитесь по офису и хорошенько рассмотрите сотрудников. Вернитесь на свое место, сосредоточьтесь и постарайтесь припомнить, кто в чем был одет. Значение имеет все — цвет, силуэт, детали. В дополнение дайте каждому психологическую характеристику в зависимости от внешнего вида.

Источник: приложение к cводу правил поведения на рабочем месте компании Yamomoto Electric.

Самое читаемое
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.