Подписаться
Курс ЦБ на 28.03
92,59
100,27

Почему агломерация «Екатеринбург-Челябинск» невозможна и не нужна: мнение эксперта

Почему агломерация «Екатеринбург-Челябинск» невозможна и не нужна: мнение эксперта
Иллюстрация: Личный архив

«Отношения между нашими городами не развиты, потому что люди еще помнят аварию на «Маяке». Как в Челябинске оценивают идею искусственного сближения уральских городов-миллионников.

Тема сближения Екатеринбурга и Челябинска много лет обсуждается в вялотекущем режиме. Время от времени ее обостряет федеральная повестка: в прошлом году губернаторы Евгений Куйвашев и Борис Дубровский и президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров подписали соглашение о сотрудничестве в создании высокоскоростной магистрали между Екатеринбургом и Челябинском. По задумке, это должен быть проект, предваряющий масштабное строительство ВСМ Казань-Москва.

Впрочем, до сих пор четкого понимания по инвестициям нет. Как и осознания необходимости связывать города-миллионники: и Челябинск, и Екатеринбург — это полноценно функционирующие мегаполисы со своей промышленностью, своей инфраструктурой и достаточным человеческим ресурсом.

Как считает архитектор Василий Большаков, само понятие «агломерация» неприменимо к этим уральским городам, и есть гораздо более насущные проблемы, требующие проработки и вложений.

Василий Большаков, архитектор, старший преподаватель кафедры «Архитектура» ЮУрГУ:

— В 2010 г. в федеральных СМИ сообщили о том, что в России планируют создать порядка двадцати базовых опорных агломераций для развития и освоения страны. С тех пор обсуждение агломерации не перестает быть актуальным, в том числе для Челябинской области.

Но проблема в том, что когда чиновники услышали о таком явлении, они стали к месту и не к месту называть агломерацией все что попало. С правильным использованием терминологии — большая проблема, поэтому важно объяснить, что же это такое. Само слово «агломерация» происходит от латинского aglomerare, что значит «присоединять». По сути это процесс присоединения одним крупным населенным пунктом других. То есть это такая экспансивная процедура. И когда говорят «агломерация Екатеринбург — Челябинск», обычно путают это понятие с процессом конгломерации — развития двух крупных агломераций, когда два города развиваются совместно.

Но ни те, ни другие отношения между городами не развиты, потому что между нами находится восточно-уральский радиационный след. Иначе бы уральские столицы давно развивались в сторону друг друга.

Никакого объединения произойти не сможет из-за радиофобии, люди еще помнят аварию на «Маяке», поэтому населенные пункты между Челябинском и Екатеринбургом не будут задействованы в объединении.

Здесь нужно понимать, что агломерация не появляется по щелчку пальцев: она формируется сама, является естественным процессом развития города. Это свершившаяся данность, феномен, который уже сложился, когда люди выбирают одно место для учебы, другое — для работы, проживания и досуга. Не муниципалитеты диктуют ее, а она заставляет муниципалитеты договариваться.

Агломерация должна давать людям разнообразие: люди будут активно передвигаться из города в город, только если не найдут разнообразия в своем населенном пункте. То есть ее можно развивать, координировать, направлять процессы урбанизации. Но нельзя агломерацию сформировать, создать или построить, как говорят чиновники.

Соответствуют ли критериям агломерации отношения между Челябинском и Екатеринбургом? Нет. И главное, в обсуждении объединения городов важно ответить на вопрос: «Зачем?» Вот пока на него не ответят, пока не появится стратегия этого взаимного развития, можно фантазировать хоть сколько. Да, появится новая формальность, но реального эффекта развития городов не будет.

Более злободневна для Челябинска не эта агломерация, а внутренняя маятниковая миграция и собственно челябинская агломерация, так как распределение населения по районам довольно неравномерно. Важнее отрегулировать взаимодействие Челябинска с городами-спутниками: для мегаполиса довольно странно, что у нас есть только один главный общественно-деловой и культурный центр, который стал точкой тяготения челябинцев.

И это проблема управления территорией, потому что есть множество градостроительных рычагов для преломления ситуации.

Скажем, мы постоянно расширяемся, ведем экспансивную тактику в развитии территории, а между тем в центральных частях города остаются значительные площади, на которых низкая плотность застройки и населения. Кроме того, между Челябинском и муниципалитетами не было заключено договора о развитии северо-западного направления.

Мы не координируем развитие города и видим: город не предлагает условий труда, комфорта, качества среды, поэтому «креативный класс» уезжает в другие города, но в Челябинск приезжает население с меньшими требованиями, в основном мигранты или жители с низкой профессиональной квалификаций, неквалифицированные работники. Застройщики продают им недорогое многоквартирное жилье, это создает транспортную напряженность. Если этот процесс не координировать дальше, мы получим еще более серьезный провал, как минимум в инфраструктуре. Потому что вместо развития субурбанизации, когда люди предпочитают не жить в городе, но работать в нем, мы получаем новые кварталы некачественной и недружелюбной среды.

Правильно развивающаяся агломерация может решить не только социальные и экономические проблемы, но и экологические. У нас внутри города после индустриализации 20 века остались те предприятия, которые наносят серьезный экологический ущерб городу.

Все эти проблемы возникают, в том числе потому, что, к сожалению, в России агломерации не рассчитывают, а рисуют. Для подсчетов нет средств и опыта развития агломераций. Архитекторы и градостроители не несут должной ответственности за свою работу. Например, транспортная схема Челябинска до сих пор рисуется. Приходит архитектор — пусть даже профессионал — и апеллирует рисунком, а не цифрами. Но сначала необходимо провести долговременную работу: просчитать все риски и решения и только потом оформлять итоги в планы, схемы и чертежи. Ванкувер 30 лет рассчитывал, формировал свою агломерацию. И только после десятилетий проектирования территории Ванкувер несколько лет подряд признавался лучшим городом мира.

Да, в России сложности возникают еще с тем, что с момента возникновения проекта до того, когда он будет реализован, проходит слишком много времени — вплоть до десяти лет, например. Поэтому рассчитать все изменения на несколько лет вперед довольно сложно. Но все же возможно.

Колонку подготовила Екатерина Омельченко, DK.RU Челябинск, на основе выступления Василия Большакова на проекте «Курилка Гуттенберга»

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.