Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Почему в Екатеринбурге плохие дороги

Я 25 лет работаю в дорожной отрасли Свердловской области, и могу сказать: у плачевного состояния улиц Екатеринбурга – несколько серьезных причин.

И в первую очередь вредит недоремонт, который копился последние 10-15 лет и сегодня достиг пика.

Областные и федеральные автодороги с 1992 г. финансировали целевые дорожные фонды (до их ликвидации в 2000 г.). Муниципалитеты таких возможностей не имели. Лишь с 2003 г. удалось достичь соглашения о ежегодном выделении средств облбюджета на капремонт и реконструкцию уличной сети Екатеринбурга. В первую очередь деньги направили на решение проблем с транзитным транспортом, строительство развязок и новых улиц Академического - при обязательном софинансировании муниципалитетом. На ремонт остальных улиц - львиную долю от общей площади городских дорог – средств уже не оставалось.

Плюс большинство наших дорог строили, когда понятия о качестве материалов были другими: практически весь асфальтобетон делался из песчано-щебеночных смесей, которые не соответствуют сегодняшним требованиям жесткости и прочности. И большинство улиц не в состоянии справиться с нагрузкой на покрытия. Я понимаю народный гнев, но вины горадминистрации в этом нет. В те времена были такие нормы.

Смеси с повышенным содержанием щебня массово стали применять только 5-6 лет назад. Потому все дорожные покрытия старше хотя бы 8 лет надо менять полностью: это капремонт с двух-трехслойным асфальтобетоном, хорошим основанием из щебня, с восстановлением ливневой канализации! Но средств на это у города нет. И мы обычно занимаемся косметическим ремонтом: снимаем верхний изношенный слой, сверху кладем новый, не трогая основания. Это решает проблему ненадолго.

Ситуация вроде бы стала налаживаться, когда в города-миллионники на ремонт пошли деньги в рамках федеральной целевой программы (ФЦП). Мизер, конечно. В 2010 г. Екатеринбургу выделили 1 млрд. руб. - за счет этого отремонтировали чуть более 10% дорожных покрытий. В 2011 г. сумма снизилась до 700 млн. руб. В 2012 г. - до 450 млн. руб.

Когда ФЦП появилась, перед властями города встала задача сделать как можно дешевле и как можно больше. Все помнят, что в 2010 г. первые торги по ремонту дорог с применением фрезы за счет средств ФЦП провели, когда до конца строительного сезона оставалось полтора-два месяца. Благо, погода позволила продлить сезон до конца ноября. А в 2011 г. областной минтранс поручил проверить качество работ, и картина оказалась удручающей. Из всего пула подрядчиков положительно на 100% оценили только двух!

То есть, всплывает другая беда: плохие подрядчики, за ними уже через два года нужно переделывать. На областных дорогах контроль качества выстроен за десятилетия, но город тут только делает первые шаги. Контролирует сертификаты производителей асфальтобетона; требует заключения независимых компаний по качеству работ; старается не отдавать большие заказы подрядчикам без опыта. Например, с 2011 г., чтобы попасть на аукцион по объектам стоимостью выше 50 млн руб., нужно иметь опыт строительства, капремонта с актом ввода в эксплуатацию размере 20% от суммы контракта за последние пять лет.

Мы в 2010 г. из денег ФЦП выиграли работы на 117 млн руб. Делали, понимая: чуть погода изменится, придется прекращать. Повезло – успели. Но сегодня подобное наблюдается уже по областным дорогам: первый аукцион в 2012 г. проведен в начале апреля, а уже через полмесяца работы пора начинать.

Важная тонкость: цены на битум в строительный сезон – на пике. Нефтяники играют на ажиотаже и с июня по сентябрь продают его в 1,5-2 раза дороже, чем зимой. Так же – цены на щебень. А организаторы торгов закладывают в расчет стоимости контрактов, как правило, цены 1 квартала! Крупные компании закупают материалы впрок - осенью и зимой. Мелким оборотный капитал не позволяет тратиться без уверенности в объеме работ. Что им делать? Они и так выигрывают лишь за счет установления меньшей цены, и, в результате, вынуждены искать более дешевые варианты у непроверенных поставщиков. Другого не остается. В идеале большие проекты надо выторговывать осенью, самое позднее – в январе-феврале.

Думаю, дороги в Екатеринбурге приведут в норму при трех условиях. Первое - если победит заявка города на ЭКСПО-2020 и отборочные матчи ЧМ по футболу-2018. Это позволит привлечь федеральные средства. Второе – если на ремонт ежегодно будут поступать деньги территориального дорожного фонда. И третье – если доходы областного и городского бюджетов будут расти быстрее, чем сегодня. Может хватить лишь второго и третьего обстоятельств. Но я как предприниматель не вижу причин для роста бюджетных доходов. Среднему и малому бизнесу не хватает возможностей расти и развиваться.

Колонка написана специально для «Делового квартала».

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.