Подписаться
Курс ЦБ на 11.12
77,89
91,38

Подсадить на пластик

  Главный конкурент «пластика»— это мат­рас, шутят банкиры. До сих пор большинство челябинцев используют банковскую карту лишь для того, чтобы снять зарплату и потом хранить деньги дома. А цель люб

ЧЕЛИНДБАНК, один из немногих челябинских банков, активно работающих на рынке Екатеринбурга (у нас открыто представительство), может поучить местных банкиров, как развивать «пластиковый» бизнес. В ход идут самые разные средства: от ставших уже привычными банкоматов с функцией приема платежей до нестандартных разработок вроде проекта оплаты питания в заводских столовых.

 

Главный конкурент «пластика»— это мат­рас, шутят банкиры. До сих пор большинство челябинцев используют банковскую карту лишь для того, чтобы снять зарплату и потом хранить деньги дома. А цель любого банка— увеличить безналичные обороты. «Чтобы понять, как мы можем стимулировать клиента не снимать деньги с карты, нужно посмотреть, зачем он это делает»,— анализирует ТАТЬЯНА ХАЛИС, начальник управления развития розничного и пластикового бизнеса ЧЕЛИНДБАНКа. По ее словам, есть три основных мотива: человек хочет потратить деньги, положить их под матрас или погасить долг. Значит, нужно сделать так, чтобы человек мог удовлетворить свои потребности, не обналичивая карту, например: рассчитаться в магазине, заплатить за коммунальные услуги или кредит через банкомат и проконтролировать свой карточный счет с помощью SMS.
Эмитировать карты ЧЕЛИНДБАНК начал в 1995 г. Благодаря зарплатным проектам число держателей карт росло стремительно, но большой прибыли банку они не приносили. В сущности, весь доход сводился к плате за выпуск и годовое обслуживание карт и небольшой комиссии от работодателя за обслуживание фонда оплаты труда. При этом затраты самого банка на пластиковый бизнес оставались немалыми. Вступление в платежную систему, создание собственного процессингового центра и развитие банкоматной сети требовали инвестиций в сотни тысяч долларов.

Обеды— рабочим, банку— процент
Еще в середине 1990-х гг. участником зарплатного проекта банка стал Челябинский цинковый завод (ЧЦЗ). Как-то из общения с руководством предприятия банкиры выяснили, что у ЧЦЗ есть проблема: работникам выдают компенсацию на питание, но те тратят деньги на что угодно, только не на еду. В банке предложили: пусть сотрудники расплачиваются в заводских столовых не наличными, а с помощью специальных карт ЧЕЛИНДБАНКа. В этом случае работодатель заранее перечисляет деньги на карточные счета сотрудников, и в итоге довольны все: завод уверен в целевом использовании средств, работники накормлены, а банк получает процент с оборота.
Заводчанам идея понравилась, проект внутризаводских расчетов по картам разработали и внедрили очень быстро. Позже эту же схему ЧЕЛИНДБАНК предложил еще ряду крупных корпоративных клиентов. Идея прижилась, и через несколько лет сотрудники банка решили обновить проект, сделав его более технологичным. Изначально он был основан на платежной системе «Золотая корона», а новый сделали по стандартам международной системы Visa. Проекту дали звучное название Bon Appetit и зимой 2007 г. внедрили на Ашинском металлургическом заводе. ­Осенью того же года новыми картами начали расплачиваться за питание и работники Челябинского цинкового. Специально для ЧЦЗ банк изменил схему расчетов: карты Bon Appetit стали кредитными, т. е. сотрудники питаются как бы в долг, а уже потом завод возмещает средства банку. С 2007 г. ЧЕЛИНДБАНК выпустил около 8 тыс. карт Bon Appetit и сейчас хочет привлечь новых клиентов— уже ведутся переговоры с рядом предприятий.
Проект Bon Appetit решил сразу несколько задач. Во-первых, приносит прямой доход, т. е. окупаем. Во-вторых, сотрудники предприятий привыкают пользоваться карточками ЧЕЛИНДБАНКа. Наконец, проект поддерживает лояльность корпоративного клиента, который получает эксклюзивную услугу. «Bon Appetit— это VIP-услуга для корпоративных клиентов, с которыми банк заинтересован сохранить отношения, — подчеркивает СЕРГЕЙ БАЙЛЬ, заместитель генерального директора ЧЕЛИНД­БАНКа.— Когда мы внедряем эксклюзивные проекты, представляющие собой довольно сложные технические решения, клиент видит в нас не просто расчетно-денежную машину, а, если можно так выразиться, банкира с человеческим лицом, готового решать самые разнообразные задачи».
Сейчас у сотрудников ЧЕЛИНДБАНКа есть идея перевести Bon Appetit на Ашинском метзаводе на бесконтактную технологию. Там после внедрения проекта терминалы, считывающие данные с карты при обслуживании, начали быстро выходить из строя— в них попадала абразивная пыль с заводского производства. Банк уже закупил новое оборудование: терминалы, которые считывают информацию с карты на расстоянии в несколько миллиметров (наподобие тех, что сейчас используют кондукторы в городском общественном транспорте).
Bon Appetit не единственный карточный проект ЧЕЛИНДБАНКа, нацеленный на удержание корпоративного клиента. Три года назад банк начал выпускать карты для клиентов страховой компании «ЮжУрал-АСКО». Эмитировано уже 12 тыс. карт. Когда у человека наступает страховой случай по ОСАГО или КАСКО и определена страховая сумма, СК выдает ему пластиковую карточку, эмитированную ЧЕЛИНДБАНКом, и впоследствии зачисляет на нее страховые выплаты. В ЧЕЛИНДБАНКе говорят, что страховщики сами предложили эту схему, чтобы сократить работу с наличкой. Банку тоже хорошо: практика показывает, что в дальнейшем застрахованный часто пользуется выданной картой так, как обычной Visa.
Как отбить привычку снимать деньги с карты
Чтобы мотивировать человека держать деньги на карточном счете, нужно банально дать ему возможность безналом гасить кредит и платить за различные услуги. Поэтому четыре года назад ЧЕЛИНДБАНК начал принимать платежи через свои банкоматы. «Тем самым мы стимулируем человека держать деньги на карте, и они остаются в банке,— комментирует г-жа Халис.— И человеку удобно: не нужно нести деньги в кассу, стоять в очередях». По ее словам, безналичными расчетами активно пользуются сотрудники предприятий (в том числе и в области), работающих с банком по зарплатным проектам: «На территории предприятий мы расставили банкоматы, и сейчас люди уже просто привыкли платить за коммунальные услуги, не снимая наличку». Процент оседаемости денежных средств на карте, как уверяют в ЧЕЛИНДБАНКе, растет. «Раньше эта сумма была в районе 4% от заработной платы, сейчас— гораздо больше», — говорит Татьяна Халис.
К концу года ЧЕЛИНДБАНК рассчитывает увеличить доходы от приема платежей на 20%. В конце лета банк начал активную PR-кампанию по продвижению СППН — сис­темы приема платежей населения (оплата по пластиковым карточкам — один из основных ее элементов). Чтобы привлечь внимание к возможностям СППН, банк использовал рекламу в СМИ, рассылки, различного рода промоакции.
В планах ЧЕЛИНДБАНКа— внед­рить систему регулярных платежей за жилищно-коммунальные услуги. Идея в том, что клиент всего один раз тратит время на заключение соответствующего договора с банком, а затем деньги на оплату «коммуналки» перечисляются автоматически. Сейчас банк заключает договоры с предприятиями ЖКХ, чтобы регулярно получать от них информацию о состоянии счетов челябинцев.
Другой способ повысить объем безналичных расчетов — дать клиенту возможность при расчете картой получить скидку. На основе опыта московских коллег, использующих скидочные партнерские программы, ЧЕЛИНДБАНК готовит к запуску собственный аналогичный проект «Мне удобно». Его суть в том, что компании-партнеры предоставляют покупателям, рассчитывающимся картой Visa ЧЕЛИНДБАНКа, заранее оговоренную скидку. В итоге банк увеличивает доход от растущих комиссионных отчислений, а партнер — объем торговых операций. При этом все информационное сопровождение проекта банк берет на себя. «Таким образом мы стимулируем наших клиентов — владельцев карт Visa (а это 330 тыс. человек) пользоваться услугами предприятий, участвующих в проекте, и клиентская база партнеров постоянно растет»,— рассуждает ­г-жа Халис.
Поиски компаний-партнеров ЧЕЛИНДБАНК ведет по всей области. «У банка 29 филиалов, и нужно, чтобы в каждой точке эта программа активно продвигалась — не только в Челябинске, но и в Каслях, Аше и т. д. Необходимо учесть интересы каждой локальной аудитории»,— поясняет Татьяна Халис. Для участия в проекте банк приглашает компании, работающие в разных ценовых сегментах, поэтому в программе будут задействованы все виды карт — от Visa Electron до Visa Platinum.
Предварительную базу фирм-партнеров ЧЕЛИНДБАНК составил уже в прошлом году — по результатам двухмесячной акции «Летний бонус». Тогда сотрудники банка предлагали клиентам со всей области на выбор бонусные карты различных фирм. Таким образом, одновременно исследовали предпочтения клиентов — насколько востребована скидка, в каком объеме, какие фирмы-партнеры наиболее интересны: стоматологии, туристические компании, продуктовые магазины, торгово-развлекательные комплексы. А чтобы проверить, насколько добросовестно партнерская фирма выполняет условия соглашения, ЧЕЛИНДБАНК использовал технологию «тайный покупатель».
С помощью «Мне удобно» банк рассчитывает увеличить объем безналичных расчетов в тех точках, которые будут участвовать в проекте, на 20-30%. А после того как эта программа приживется, в ЧЕЛИНД­БАНКе говорят, что придумают для роста транз­акций что-нибудь еще.

 

 

ЧЕЛИНДБАНК
Образован в 1990 г. на базе Челябинского областного управления Промстройбанка СССР.
По состоянию на 1 апреля 2009 г. уставный капитал банка составил 808,6 млн руб., активы — 22,8 млрд руб.
Инфраструктура: 29 филиалов, представительство в Москве, 18 дополнительных офисов, 12 касс вне кассового узла. Количество банкоматов — 135, количество POS-терминалов — 450.
В мае 2009 г. ЧЕЛИНДБАНК стал лауреатом общероссийской премии «Банковское дело» в номинации «Лучший банк региона».

 

 

Платежи по пластиковым картам растут даже в кризис
30%
рост с начала текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количества операций по оплате товаров и услуг с применением пластиковых карт в Свердловской области
20%
рост количества операций по пластиковым картам в Свердловской области
2619
предприятий торговли и сервиса принимают к оплате пластиковые карты в Екатеринбурге
207
екатеринбургских точек общепита принимают к оплате пластиковые карты

Источник: Министерство торговли, питания и услуг Свердловской области (данные на 30.09.09).

 

Самое читаемое
  • «Госуслуги» отказываются от SMS-кодов и вводят вход через Max«Госуслуги» отказываются от SMS-кодов и вводят вход через Max
  • Кандидатов в мэры стало шесть: ОП выдвинула директора института экономики Юлию ЛавриковуКандидатов в мэры стало шесть: ОП выдвинула директора института экономики Юлию Лаврикову
  • «Эффект Долиной» и бабушкины схемы мошенничества на рынке недвижимости«Эффект Долиной» и бабушкины схемы мошенничества на рынке недвижимости
  • Где искать, как привлечь и сколько платить? hh.ru знает всеГде искать, как привлечь и сколько платить? hh.ru знает все
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.