Подписаться
Курс ЦБ на 28.03
92,59
100,27

«Дети 2000-х уверены, что могут добиться всего, стоит лишь захотеть. Просто пока неохота»

«Дети 2000-х уверены, что могут добиться всего, стоит лишь захотеть. Просто пока неохота»
Иллюстрация: личный архив Рустама Муслумова

«Сегодняшняя молодежь имеет доступ ко всей информации мира, но время тратит на тик-ток, инстаграм и сетевые игры». Что произошло с людьми за 20 лет и можно ли назвать это эволюцией — Рустам Муслумов.

Сегодня много разговоров о поколении людей, которые родились в 80-90-х гг. Это экономически активное население, которое сегодня строит профессиональную карьеру, заводит семьи и влияет на тренды.

С точки зрения рынка труда, поколение 90-х выглядит весьма неоднозначно. Собственники бизнеса нередко говорят, что молодые люди сегодня по умолчанию считают себя чуточку умнее системы, они не хотят идти на компромисс и убеждены, что их должны ценить просто так, без особых достижений. 

Директор компании «HR-Лидер» Ольга Чебыкина ранее отмечала, что поколение Y — дети поздних беби-бумеров, с рождения они купаются в заботе

Родители нынешних 25-летних — владельцы бизнеса из 90-х. По возрасту их можно отнести к поколению Х, которое научилось зарабатывать деньги собственным трудом через трудности, «сопли и слезы». И что они делают теперь? Они стараются «облегчить» жизнь своих детей. Если быть точнее, пытаются освободить их от тех жизненных трудностей, которые они пережили сами.

Психологи говорят, что на формирование поколения 80-х значительное влияние оказали кризисные девяностые, а на поколение 90-х — информационная революция. Рустам Муслумов, доцент кафедры педагогики и психологии образования УрФУ, член Российского психологического общества, развил эту тему специально для DK.RU:

—  В популярной науке детей 80-90-х относят к поколению Y, отличительными чертами которого являются погруженность в информационные потоки (первые дети интернета), большая многозадачность, стремление отодвинуть перспективы взрослой жизни. 

В нашей стране влияние информационных технологий на людей происходило не так стремительно, на это значительно повлияли кризисные девяностые. Поэтому к «полноценным» представителям поколения Y можно отнести, скорее, детей 90-х. Многие дети 80-х по духу ближе к поколению Х, которое отличают недовольство начальством, большое количество кризисных семей и более острое переживание экологических проблем.

Считается, что у поколения Y более разнообразные ценности, среди них есть и верующие — представители разных конфессий, и атеисты. Многие стараются показать свою самобытность. На период миллениалов приходится повышенный интерес к вопросам экологии и самосовершенствования. Многие отмечают, что для них одна из смыслообразующих идей — «не быть как все».

Взросление этих поколений приходится на годы, которые часто именуют периодом духовного кризиса. Рухнувшая система ценностей, отсутствие смыслообразующей идеологии выразились в «культе силы». Конечно, и экономика во многом определяет взгляды общества. Именно переживание кризисов и развитие инновационных для своего времени технологий создают их отличительные черты.

Любые перемены и ощущение нестабильности приучают рассчитывать прежде всего на себя и своих близких, снижают вероятность лояльности к власти, создают установки на получение «синицы в руках».

Родители также сыграли свою роль в формировании ценностей поколения 80-90-х. Говоря о нашей стране, это выразилось в кризисном восприятии семьи и семейных отношений. По этой причине большое количество людей предпочитает жить без пары и не заводить детей. Это общемировая тенденция, в развитых странах все больше людей среднего возраста живет в одиночку.

Основная причина для современных жителей мегаполисов оттягивать появление семьи в том, что свобода — это удобно. Раньше же люди создавали семьи, потому что так было проще выживать.

Другая актуальная причина — это завышенные ожидания от брака и партнера. Большинство рассчитывает на то, что в паре можно обрести кого-то особенного, решить за его счет собственные финансовые трудности или приобрести имиджевые выгоды.

Что касается тех, кто завел семью, то среди представителей поколения Y популярна идея «полной самостоятельности» детей: «Я дам своему ребенку свободу, пусть занимается, чем хочет, у него будут возможности реализовать себя по своему выбору».

К сожалению, свобода, которую дают ребенку, оборачивается завышенными ожиданиями от него. Ребенку не навязывают конкретную деятельность, но ждут как минимум высоких успехов и благодарности. Если раньше ребенку покупали пианино и ждали, что он станет музыкантом, то сегодня ему покупают то, что он захочет, но при этом он должен стать успешнее всех. Эта ситуация для ребенка еще более травматична.

>>> Читайте также на DK.RU«Те, кто вырос без доступа к Яндексу, — последнее поколение, у которого есть смекалка»

Также влияние родителей сказалось на формировании критического восприятия политических событий, руководства как страны, так и предприятий. Родители поколения 80-90-х пережили серьезные экономические потрясения, это сформировало в них довольно «циничное» отношение к работе, которая дает возможность заработать в «трудные времена».

Поколение Y более активно в политическом плане. Если поколение Х рассматривает политический кризис как крах накоплений, длительный период восстановления, то поколение 80-90-х более оптимистично. Эти люди активно путешествуют, видят, как живут в других странах, поэтому готовы к радикальным переменам. Но по сравнению с поколением 2000-х это еще «цветочки». Дети, которым пока нет и двадцати, еще более активны и мобильны, гораздо более склонны к установке «работать на себя» и желанию видеть победы и достижения «здесь и сейчас». 

Поколение 2000-х, или поколение Z, верит, что карьера отнимает много времени, а деньги можно заработать гораздо проще и быстрее. Пример блогеров и молодых предпринимателей вдохновляет. Сегодняшний молодой человек зачастую верит, что деньги даются легко, надо просто открыть правильный бизнес, пойти наперекор хейтерам и тогда все сложится.

Сегодняшняя молодежь свято верит в чудо науки, в огромные перспективы технологий. Это цифровое поколение, которое имеет доступ ко всей информации мира, но время тратит на тик-ток, инстаграм и сетевые игры. У них ощущение, что они могут враз добиться всего, найти любой ответ в интернете. Стоит только захотеть, но просто пока неохота.

Если судить по вузу, то студенты очень разные. Есть те, кого «привели» родители и им нужен только диплом, но и очень много активных, пытливых до знаний студентов.

>>> Читайте также на DK.RU:«Безответственность — проблема 25-летних». Что не так с новым поколением работников

В психологии выделяют два типа мотивации к учебе: «внешняя» — ради других, за оценку, за похвалу, и «внутренняя» — потому что интересно. Процент тех, кто получает образование из внешней мотивации, гораздо выше. Но я вижу, что среди современных студентов все больше тех, кто задумывается: «А что надо лично мне, а как это мне пригодится?». И это не может не радовать. 

Хотелось бы отметить, что любое «новое» поколение вызывает настороженность и неприятие у предыдущих. Их ценности отличаются, формирование жизненного пути часто идет от обратного, через отторжение того, во что верили их родители. Этот конфликт естественен, но эволюция ценностей неизбежна. Остается только один вопрос, можем ли мы считать это эволюцией.

«Дети 2000-х уверены, что могут добиться всего, стоит лишь захотеть. Просто пока неохота» 1

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.