Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«После переезда мы потеряли 30% постоянных гостей, а структура оборота изменилась»

«Многим кажется, что для арендатора проспект Ленина — манна небесная. Но даже 50 метров в сторону меняют очень многое». Как кофейне выжить при переезде и что ждет рынок общепита — Александр Сизов.

В апреле 2014 г. Александр Сизов открыл стимпанк-кофейню «Лакмусс» на ул. Мамина-Сибиряка рядом с Оперным театром. Войти в то помещение ему удалось на хороших условиях, но договор подразумевал ежегодное право арендодателя повысить ренту — в определенных рамках. Некоторое время им удавалось договариваться о цене, но постепенно переговоры зашли в тупик. Три года спустя заведение пришлось закрыть — арендодатель настаивал на повышении платы, а г-н Сизов считал, что повышение надо отложить, так как ставки в среднем по рынку в 2016 г. упали. 

После закрытия точки на Мамина-Сибиряка кофейня возобновила работу по другим адресам: в бизнес-центре «Демидов» (в формате «кофе с собой») рядом с Ельцин Центром, а 23 июня 2017 г. — на ул. Луначарского. «Фактически пришлось все начинать сначала», — констатирует г-н Сизов. Он рассказал DK.RU, как изменилась аудитория кофейни после закрытия первого заведения, какие уроки он вынес из этой истории, а также дал мини-прогноз об изменении ресторанного рынка в ближайшие годы.
Многим кажется, что для арендатора проспект Ленина — это манна небесная. Но даже 50 метров в сторону меняют очень многое — это уже не тот «центр», в котором бы хотелось работать.
Когда мы находились на Мамина-Сибиряка, 141, то два года боролись только за то, чтобы люди просто о нас узнали — а ведь всего-то нужно было свернуть с главной улицы и немного пройтись. В то заведение мы вложили немало сил и денег, но в итоге пришлось его закрыть, чтобы не вкладывать дополнительные средства. Сколько в целом составила упущенная выгода из-за нашего переезда, посчитать трудно, но прямые убытки — 600-700 тыс. руб. 
 
Тогда мы уже знали, что откроем точку в «Демидове», и не собирались закрывать кофейню на Мамина-Сибиряка до ее запуска, но все-таки сделали это. Почему мы открылись в «Демидове»? Сейчас всё меняется, в том числе и город, и его центры притяжения. В квартале «Екатеринбург-Сити» скоро начнется оживление, а кроме кафе «1991» и ресторана «Барборис» там почти ничего нет. 
 
Здесь, на ул. Луначарского, помещение подвернулось по знакомству — оно дешевле чуть ли не вдвое, с большой кухней, а на Мамина-Сибиряка ее площадь была ограничена. Пока говорить трудно, какая из них окажется прибыльнее. Да, прежняя кофейня была раскрученнее, но здесь есть другие плюсы: за счет множества офисных центров, арбитражного суда, Дома офицеров и МУГИСО больше аудитории, настроенной на дневное потребление. Однако вечером людей меньше, а в выходные и вовсе не очень хорошо — в отличие от прежней точки, где в это время было больше всего посетителей. К тому же пока мы работаем только в режиме летней веранды. 
После переезда мы потеряли порядка 30% постоянных гостей первой кофейни. Но основная их часть продолжает приходить — я их вижу хотя бы раз в неделю.
Интересно, что с изменением локации поменялась и структура оборота: если раньше, видимо, за счет близости Оперного театра были популярными десерты с кофе, то сейчас за счет дневных посетителей резко выросло количество бизнес-ланчей.
 
Вся история на самом деле банальная: надо делать ясный формат и понятную концепцию для той аудитории и того места, где открываешься, знать своих конкурентов и проводить гибкую ценовую политику. А также не шарахаться из стороны в сторону при выборе формата. Мы гнули свою линию — это не всегда выгодно в краткосрочной перспективе, но позже дает свои плоды. Люди понимают, чем ты занимаешься, какой продукт делаешь, и всегда найдется аудитория, которая это оценит. Не стоит гнаться за модными тенденциями, если не можешь их обеспечить.
И один из главных моих уроков: все-таки заведения общепита в России в 90% случаев без алкоголя выжить не смогут, он обеспечивает 50-60% оборота.
Из трех лет два с половиной года я пытался работать без алкоголя, но большинство людей не понимали, почему у нас нельзя было выпить бокал вина или кружку пива. 
 
Необходимо понимать: есть бизнес, а есть эксперименты. В России, в отличие от стран Западной Европы и США, до сих пор не очень принято питаться в заведениях. Понятно, что на это накладываются экономические причины, но дело прежде всего в отсутствии такой культуры: 70% людей как минимум раз в день едят дома, а походы в кафе и рестораны часто считаются чуть ли не праздником. Поэтому у нас другой подход даже к обслуживанию: человек приходит в заведение не просто так — хотя и такая аудитория есть, и она растет. 
 
Что нужно людям в плане еды? К сожалению, они не хотят ничего нового. Основная масса воспитана на вкусах, которые им заложили еще в советское время: люди едят много мяса и предпочитают блюда, годами навязываемые рекламой и концепцией ресторанов: пицца, шашлыки, суши, салат «Цезарь», одно время — паста, сейчас — бургеры, хотя в Москве и Петербурге ими наелись, и спрос держится уже в основном за счет приезжих и туристов. 

В тренде сейчас азиатская кухня, адаптированная или настоящая — в основном стран Юго-Восточной Азии. И, думаю, вскоре выстрелит кухня стран Магриба: Ливан, Ирак, Сирия, Марокко — и других, близких к Средиземному морю, в том числе Израиля. В Екатеринбурге это произойдет через полтора-два года, и мы постараемся быть к этому готовы.

Надо четко разделять: либо ты зарабатываешь на must have, масс-маркете, либо пытаешься представить людям другую еду, но это дорого, а переломить предпочтения сложно.
Раньше хотелось сделать что-то другое, но широкая аудитория пока к этому не готова — люди, которые воспринимают новое, не делают кассу. Поэтому мы будем стараться идти посередине: делать узнаваемые, но незатасканные блюда, которые редко встречаются в городе.
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.