Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Президент ГСК «Реформа» Григорий Фрич — о рынке демонтажа, взрывах и сносе стадионов

Рынок демонтажа просел на 30-40% — объем заказов от девелоперов и промышленников сократился. При этом конкуренция выросла: строители решили, что могут ломать объекты. Особенно тяжело на рынках столиц.

Крупных системных игроков на российском рынке демонтажа можно пересчитать по пальцам — компании с репутацией и опытом увереннее чувствуют себя даже в кризис, когда объем заказов просел на 30-40%. Однако, говорит президент Группы строительных компаний «Реформа» Григорий Фрич, в периоды нестабильности на рынке появляются непрофессионалы — например, строительные подрядчики, чьи продажи сильно упали. В итоге конкуренция усиливается. Особенно тяжело работать на рынках Москвы и Санкт-Петербурга — там игроки все еще не могут договориться о правилах игры и демпингуют на все лады. В этом плане, по словам г-на Фрича, свердловский рынок выглядит более цивилизованно. Но присутствовать только в домашнем регионе недостаточно — нужно расширять и географию, и спектр работ.
 
Этим летом вы начали демонтаж Центрального стадиона в Екатеринбурге — объект будут реконструировать к футбольному ЧМ-2018. Перед этим было много споров, каким он должен быть, — лучше строить совершенно новый стадион на другой площадке или модернизировать прежний. Вы за этими перипетиями следили?
 
— Конечно, и было очень интересно. Изначально планировалось исторические стены аккуратно распилить, раздвинуть метров на сто, и внутри построить новый стадион, достаточно большой по вместимости.
 
Вы уже потирали руки, прикидывали, как лучше это можно сделать?
 
— Да и не только мы. На раздвижение стен заявлялась одна архитектурная компания, у которой уже был такой опыт. Они должны были проложить рельсы и с помощью домкратов раздвигать стены. Тогда предполагалось, что нашей задачей будет распилить все остальное. Потом все переиграли: решили, что раздвигать ничего не нужно, а надо просто стены разобрать, а потом собрать обратно. Представители властей тогда обращались к нам за консультацией — реально ли это сделать. Мы сказали: «Распилить распилим, но собирать потом будет нечего — все развалится». Так что и этот вариант отмели. В итоге, когда стало окончательно ясно, какова должна быть вместимость обновленного спортобъекта, и были согласованы 35 тыс. мест вместо 45 тыс., было решено в рамках исторических стен разобрать старые трибуны и возвести новые. Плюс углубить поле. 
 
Насколько сложно было получить этот заказ? Много было желающих помимо вас?
 
— Компаний заявлялось много, но выбор был за генподрядчиком – ГК «Астра». Они давно нас знают – работали вместе и на предыдущей реконструкции Центрального стадиона, мы тогда трибуны разбирали. Поэтому больших сложностей в этот раз не было. Единственное — «Астра» решила разделить весь объем демонтажных работ между несколькими подрядчиками: алмазная резка — отделение исторических стен от трибун — отдельно, механизированный демонтаж — отдельно.
 
Мы работаем во второй группе — демонтируем трибуны с помощью тяжелой техники, на этом же участке еще одна компания. Всего работают четыре подрядчика. Генподрядчик счел, что таким образом он минимизирует риски, что не будет проблем с затягиванием сроков. Это его право. Но, на мой взгляд, четырьмя подрядчиками управлять сложно, двоих хватило бы с лихвой. Конечно, опыт у ГК «Астра», как у генподрядчика огромный, поэтому ему видней.
 
Там большой объем работ?
 
— Нет. Больше сложностей возникает в состыковке подрядчиков демонтажа алмазной резкой и демонтажа механизированного. Плюс там идет укрепление исторических стен. Это целый комплекс работ, и нужно все сделать по уму, чтобы стены остались. В целом объект для демонтажа очень сложный. 
 
В прошлом году вы работали на еще одном объекте ЧМ-2018 — демонтировали стадион в Волгограде. Там было проще? И как удалось получить этот контракт?
 
— В Волгоград мы зашли, выиграв тендер, который объявлял генподрядчик — «Стройтрансгаз». Мы тоже уже имели опыт совместной работы. Отсев был жесткий — по финансовым показателям, по наличию определенной техники. Там нам отдали весь стадион, никакие элементы сохранять не требовалось — поле деятельности было открыто. При этом объем работ, если считать по количеству демонтируемых материалов, был в 2,5-3 раза больше, чем в Екатеринбурге. Но там мы закончили за два месяца. А здесь уже два месяца идет демонтаж и, думаю, понадобится еще месяца полтора, чтобы завершить дело. Все дело в сохранении исторических стен.
 
Финансово работа на этом объекте вам интересна?
 
— После того, когда весь объект разделили на четверых, стало не так интересно, как могло бы быть. Но раз уж мы изначально взялись за этот проект, то начали работу. И надо сказать, что он совсем не помешал — объемы заказов стали снижаться.
 
На сколько?
 
— С начала кризиса рынок просел примерно на 30-40%. От девелоперов стало меньше заказов — их рынок упал очень сильно, от промышленников, от энергетиков. Но с застройщиками мы в принципе работали мало, так что больших потерь не ощутили. У металлургов ситуация неплохая, нефтехимический и нефтеперерабатывающий сектор уверенно себя чувствуют — заказы есть. Вообще если сравнить сегодняшнюю ситуацию с 2008 г., то у нас дела намного лучше: есть хороший финансовый запас плюс мы свободны от обязательств перед лизинговыми компаниями и банками.
 
Прошлый кризис многих этому научил.
 
— Да. В тот раз нам пришлось тяжело, когда банк попросил досрочного возврата кредита. Хотя мы исправно платили и просрочек по платежам не допускали. Я четко понял: не нужно залезать туда, где ты не можешь контролировать ситуацию. Поэтому сейчас мы развиваемся на свои деньги. Объемов достаточно для того, чтобы работать без использования «подушки безопасности» и даже без авансов. Конечно, если кризис продлится еще лет пять, будет совсем другая картина. Но я надеюсь, что ситуация все же изменится раньше.
 

Взорвать цены

 

Зайти на рынок демонтажа реально даже в кризис — ГСК «Реформа» 17 лет назад это удалось. Однако, предупреждает Григорий Фрич, придется долго зарабатывать репутацию методом проб и ошибок. Особенно сложно придется с питерскими и московскими конкурентами, которые ожесточенно «грызутся». 

 
Реально ли сейчас зайти на рынок демонтажа? Вообще насколько это перспективный бизнес?
 
— Я считаю, весьма перспективный. Зайти на рынок сложно, потому что конкуренция достаточно серьезная. Персонал тоже трудно найти. Как вариант — переманивать кадры. Но совсем не факт, что удастся — за профессионалов, тех, кто работает на тяжелой технике, работодатели очень держатся. 
 
ГСК «Реформа» начала работу в 1998 г. — тоже сложный в плане экономики год. Как-то ведь вам это удалось.
 
— Мы начинали совсем с нуля. Тогда только появились услуги по алмазному сверлению отверстий для сантехников и электриков на стройке. Такое оборудование в тот момент было, пожалуй, только у «Атомстройкомплекса». Я увидел, что у этого направления есть перспектива. Постепенно мы начали покупать оборудование, стали обслуживать генподрядчиков на стройплощадках — сверлили отверстия под электрику, вентиляцию, проемы резали. Потом стали расширяться, закупать более мощное и производительное оборудование. Начали работать с генподрядчиками, которые занимались промышленными объектами — было ясно, что там объемы гораздо больше, чем на гражданских. Развитие шло постепенно, это был органический рост.
 
Как удалось выйти на заказы от промышленных гигантов уровня ТМК?
 
— Недавно, кстати, мы закончили демонтажные работы на «Карабашмеди» («Русская медная компания»). Но это произошло не сразу. Сначала мы работали с генподрядчиками, такими как «Уралметалургстрой», «Уралстальконструкция», «Прокатмонтаж». Так, «Прокатмонтаж» крупные переделы отдавал питерским компаниям, а на небольшие объемы можно было подрядиться. Заходили, показывали себя. Дальше генподрядчик уже приглашал нас на новые объекты, рекомендовал другим игрокам. Имя нарабатывали постепенно, методом проб и ошибок. А при переходе от работы с гражданскими объектами на промышленные ошибок было много — изменились ведь все стандарты, уровень работ и ответственности. 
 
Сроки срывали?
 
— Было. Последний раз в 2006 г.  сорвали сроки на одном объекте, причем значительно. На то были объективные причины, конечно. Но сейчас, даже если есть непреодолимые обстоятельства, мы успеваем сделать весь объем в срок. Потому что уже в процессе видим, где можем усилиться, что-то изменить. А раньше шли напролом: что-то не выходит, но все равно упираемся. Хотя надо отойти, по-другому посмотреть на проблему и решить ее. 
 
Проблема была в квалифицированных инженерных кадрах. В 2007-2008 гг. мы собрали хороший коллектив — считаю, что более сильной команды в демонтажных организациях на сегодня нет. В итоге в плане производства у нас нет ни одного нарекания, а  рекомендательных писем - масса. Бывают случаи, когда заказчик спрашивает, чем мы отличаемся от других игроков. Отвечаю: «Мы в сроки укладываемся». Он: «Да вы все это говорите и никто не успевает. Отличаетесь только длиной списка причин, по которым сроки сорваны». Однако после того как работы завершены, отношение уже совсем другое.
 
Вообще много игроков на рынке демонтажа?
 
— Крупных специализированных не так много, в основном они работают в Москве и Санкт-Петербурге. В Нижнем Новгороде есть хорошая компания, в Магнитогорске, в Екатеринбурге. Игроков с опытом и репутацией можно пересчитать по пальцам. Однако как только приходит кризис, участников рынка становится больше — строители пытаются диверсифицировать бизнес и решают заняться еще и демонтажем. Каждый строитель считает, что может не только возводить здания, но и ломать. Так что появляется дополнительная конкуренция — непрофессионально-демонтажная.
 
Президент ГСК «Реформа» Григорий Фрич — о рынке демонтажа, взрывах и сносе стадионов 1А в спокойные годы у застройщиков есть в структуре свои демонтажные подразделения? Целесообразно их организовывать крупным компаниям?
 
— Чтобы это было целесообразно, нужно чтобы демонтажи шли регулярно. И речь не о сносе бараков, а о демонтаже капитальных объектов — так было, например, когда Группа ЛСР расчищала площадку завода «Бетфор» в Екатеринбурге под возведение нового ЖК. Сейчас у этого девелопера большой объем демонтажных работ на территории завода ЗИЛ в Москве. Но даже у ЛСР нет своего демонтажного подразделения, они выбирают подрядчиков на основе тендеров. Вообще, если говорить о домашнем регионе Группы ЛСР — Санкт-Петербурге, то там компании готовы демонтировать здания настолько дешево, как ни один застройщик не сможет.
 
Два года назад вы зашли на питерский рынок. Судя по всему, впечатления не радужные?
 
— В Санкт-Петербург мы двинулись, потому что к нас пришла питерская команда — костяк специалистов ушел от конкурентов и попросился к нам. Мы за ними вообще не бегали. Но взяли. Проработали они чуть больше года — толку практически никакого не было. Они привыкли, что с конкурентами нужно бороться двумя методами: во-первых, опорочить. Во-вторых, заявлять на тендерах мизерную стоимость. Пытались нам такую рентабельность навязать… Даже не рентабельность, а убыточность. Год мы на них смотрели, думали, исправятся. Но, увы. Да, с помощью этой команды мы получили один объект в Москве — очень сложный. Объем там приличный, но во времени контракт сильно растянут. В общем, неудобный объект, больше имиджевый. 
 
В итоге с той командой мы расстались и находим объекты в Северо-Западном регионе самостоятельно. Надо признать, рынок там своеобразный: в Питере объемы очень сильно упали, и цены на демонтажные работы самые смешные из тех, что есть в России. Игроки между собой никак не могут договориться о правилах игры, демпингуют все. Если компания из Санкт-Петербурга заявляется на тендер в другой части страны, то будет биться до конца - чисто из принципа. Чтобы победить. Недавно столкнулись на тендере с питерской конторой — они предложили за работы 70 млн руб., хотя там адекватная цена 160 млн, есть предложения и за 250 млн руб. Я заказчику предложил разобраться — из чего такая сумма складывается, запросить у компании смету, прикинуть. Но контора сослалась на свое ноу-хау и данные не открыла. Если они выиграют, будем смотреть, как они станут работать. Может быть, действительно что-то придумали, значит, будем у них учиться.
 
Другой пример: когда искали подрядчика на снос мукомольного завода в Екатеринбурге, питерский игрок уронил цену в три раза! Заказчик был готов заплатить 120 млн руб., компания согласилась на 47 млн. Потом, правда, работы они не выполнили и на объект вышли магнитогорцы. В итоге демонтаж шел полтора года вместо шести месяцев, крышу у соседнего здания проломили, хотя было четкое требование: нельзя даже камушка на него уронить. Мы много раз проезжали мимо — пытались посмотреть, как идут работы, может, чему-то научиться. Единственное, чему научились: так делать не надо. 
 
Здание элеватора демонтировали взрывом. Это не устаревшая технология?
 
— Совсем нет. Если правильно ее применять и использовать на подходящих для этого объектах. На мой взгляд, такая технология все же больше целесообразна на взрывах горных пород в карьерах. Мы однажды видели, как взрывом демонтировали большое здание — упало оно быстро, но потом завал металлолома пришлось разбирать полтора года. Хотя смотрятся такие работы, безусловно, очень эффектно.
 
Какие технологии демонтажа наиболее распространены? 
 
— Обычные здания разбирают экскаватором Demolition — у него стрела длиной 20-50 м. Она оснащена гидроножницами, и машина может потихоньку раскусывать здание. Если объект очень высокий, и техника не достает, можно сделать насыпь, поднять экскаватор повыше. В Череповце мы разбирали здание высотой 90 м. Demolition до верхушки дотянуться не мог, поэтому ее мы разбирали с помощью алмазной резки и крана - распиливали на большие куски, краном их снимали. Если нужно демонтировать массивный фундамент, тоже применяется алмазная резка.
 
Куда отправляется то, что осталось от зданий? На свалку?
 
— Везде по-разному. Например, строительный мусор с екатеринбургского Центрального стадиона переработан — вторичный щебень лежит для заказчика. Но так происходит не всегда. На Урале это вовсе редкость, потому что природный щебень у нас очень дешевый. А в столицах строительный мусор практически всегда перерабатывают. Правда, в последний год в Москве в этом плане не все гладко: раньше вторичный щебень хорошо брали частники, возводящие себе дома, и застройщики коттеджных поселков. Однако рынок этот сильно просел, щебень просто не продается. 
 
Другая проблема: компании демпингуют, там натуральная грызня. Стремятся удешевить работы, мусор не то что не перерабатывают, а даже до полигонов не довозят — разбрасывают. А иначе конкурировать не получается. Бывает, что половина стоимости объекта — это вывоз мусора и его утилизация. Мы с экологами пытаемся привлекать внимание к проблеме несанкционированных свалок. Пока резких перемен нет.
 
Но будущее, на мой взгляд, именно за переработкой строительных отходов, это нормальный цивилизованный путь — зачем свалки захламлять? На Западе перерабатывается порядка 98% всего, что есть на объекте. Там окна снимают, дерево. Даже старые унитазы умудряются демонтировать и продавать — видимо, есть рынок, спрос. У нас до этого пока не дошли. Да и не знаю, можно и нужно ли унитаз с объекта  сохранять. Но все равно наш рынок движется в этом направлении.
 
Такое впечатление, что рынок столиц менее цивилизован, чем свердловский.
 
— Там просто больше игроков. А контроля меньше — за всеми ведь не уследишь. Но у нас на самом деле конкуренция более цивилизованная. 
 

Алмазы, нефть и радиация

 

Григорий Фрич убежден: демонтаж — работа творческая. Инженерам «Реформы» не раз приходилось придумывать ноу-хау, чтобы разобрать нестандартные объекты. При этом креатив требуется везде — даже на атомных станциях, где работать приходится в защитных костюмах и велик риск получить лишнюю долю радиации.
 
Какой объект был для вас самым проблемным в технологическом плане?
 
— Разбирали камеру гидроагрегата на Угличской ГЭС. Объем работ был небольшой, но сделать все нужно было в достаточно сжатые сроки. Оказалось, что камера облицована чугуном толщиной 15-20 см. Нужно было его разрезать и дальше объект разбирать. Мы долго думали, подбирали технологии, в итоге сделали в срок. Был еще один большой объект — горно-химический комбинат в Красноярском крае. Демонтировали сухое хранилище отработанного ядерного топлива. Там были большие массивные конструкции, причем при строительстве здания в бетон было заложено очень много чугуна — он был черный на спиле. Там тоже долго думали: как пилить, как разбирать? Кроме того температура воздуха опускалась до -45, а алмазная резка идет с водой — естественно, жидкость замерзала сразу же. Мы придумывали, как быть. Но в итоге все сделали.
 
Творческая работа у вас.
 
— Да, поэтому качество инженерно-технических работников высокое. Свой подход мы называем «интеллектуальным демонтажем». То есть инженерный состав творчески и технически грамотно подходит к каждому этапу и постоянно создает ноу-хау. Например, мы придумывали грузоподъемные траверсы, чтобы снимать куски железобетона, когда кран не мог подойти к месту резки. Или ту же технологию распила чугуна. 
 
Для работы на атомных станциях тоже приходится что-то изобретать? Или там лучше не рисковать и оперировать проверенными методами?
 
— Там совершенно другая специфика, к разбору промышленных или гражданских зданий демонтаж атомных объектов имеет очень маленькое отношение. Там стоит радиационно-загрязненное оборудование, конструкции тоже загрязнены. Поэтому надо рассчитывать дозу радиации — сколько человек может получить без ущерба для здоровья. Плюс думать, как конструкции разобрать, очистить. Мы ведь разбираем оборудование, дезактивируем его и отдаем заказчику уже чистый металл. Так что основное — именно дезактивация. Но и с демонтажем свои тонкости — металл в оборудовании может быть толщиной 10-15 см, резать его газом нельзя плюс нужно сразу же собирать радиоактивную пыль. Покупали специальные станки для этого. 
 
Работать приходится в защитных костюмах?
 
— Конечно. 
 
Сотрудники с радостью идут на такую работу? 
 
— А почему нет? Там все очень жестко с соблюдением норм. Перед тем как наши сотрудники приступят к работам, дозиметристы замеряют уровень радиации. Дальше составляется карта: как человек пойдет до рабочего места — сколько времени, по каким путям. Потому что шаг вправо-шаг влево и сотрудник может получить лишнюю дозу радиации. Работает он с дозиметром, с которого каждый день снимаются показатели — смотрят, контролируют. Все действуют в соответствии с инструкциями по радиационной безопасности.
 
Много ли компаний, которые могут демонтировать атомные объекты?
 
— Три-четыре на всю страну. Нам это направление видится очень перспективным, мы его дальше развиваем. Сейчас разрабатываем технологию как можно более дешевой дезактивации радиоактивного металла - совместно с институтами. Стадию лабораторных испытаний уже прошли, пробуем технологию на объектах. Плюс сделали ставку на рекультивацию территорий — очистку от нефтяных загрязнений. Это новое для нас направление. Тоже разрабатываем технологии. 
 
Речь о протечках нефти, например, в акватории?
 
— Не только. Дело в том, что на заводах десятилетиями происходят протечки нефти, в трубопроводах они тоже бывают — в итоге и цеха, и почва загрязняются. В этой сфере есть игроки, которые снимают загрязненный грунт, куда-то увозят и меняют на новый. Мы же хотим землю именно очищать. Отрасль эта очень закрытая — такая вещь в себе. Но мы намерены туда попасть.
 
Расширять географию дальше планируете?
 
— В принципе, мы и так работаем по всей стране — у нас есть объекты от Братска до Москвы. Но охватываем мы далеко не все, а малую часть. Так что, конечно, будет думать о том, как освоить более широкую территорию. Серьезных помех на этом пути я не вижу.
 
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.