Подписаться
Курс ЦБ на 17.12
79,43
93,80

Принесут ли городские интернет-порталы деньги

Региональные ин­тер­нет-порталы не так давно обрели очертания настоящего бизнеса, а не просто до­рогостоящего ув­ле­чения. Проектов, способных приносить прибыль, еще немно­го, а некоторые, даже вес

Региональные ин­тер­нет-порталы не так давно обрели очертания настоящего бизнеса, а не просто до­рогостоящего ув­ле­чения. Проектов, способных приносить прибыль, еще немно­го, а некоторые, даже весьма крупные, та­кие как Uralweb.ru, до сих пор находятся в стадии инвестиционных. Однако желающих заняться региональным веб-девелопментом становится все больше.

эксперты
Анна Зверева
руководитель отдела продаж автопортала Pogazam.ru www.pogazam.ru
Илья Крохалев
директор компании D1
Алексей Кулаков
директор компании JetStyle www.jetstyle.ru
Людмила Ладонина
руководитель школы интернет-маркетинга «Экспертум.ру» www.expertum.ru
Марина Новокшонова
руководитель отдела интернет-проектов компании КАБiNET www.uralweb.ru www.u-mama.ru
Михаил Печатников
директор компании «Росфирм» www.rosfirm.ru
Роман Рублевский
директор компании «Сумма технологий»
Дмитрий Стародубцев
главный редактор ИД «МедиаПилот» www.mpilot.ru
Анна Хвостова
директор компании «HeadHunter:Урал» www.ural.hh.ru
Елена Шупенко
исполнительный директор ГК Ample www.autokvartal.ru

Кому нужны новые городские сайты
На чем зарабатывают местные порталы
Хватит ли всем екатеринбургской интернет-аудитории

Среди клиентов на местном рынке веб-разработчики всегда обособляют категорию людей, планирующих создать не просто корпоративный сайт, а собственный портал, с помощью которого можно делать деньги в Интернете. Для веб-студий это заказчики с большими запросами, готовые купить весь комплекс услуг — от дизайна до продвижения. Но такие клиенты точно не знают, как будут достигать поставленных целей. Хотя уверены, что денег в Сети много и надо только прийти и взять их. Поэтому веб-разработчики считают проекты таких заказчиков прибыльным и перспективным полигоном для оттачивания новых технологий и решений. Число клиентов увеличивается быстрее, чем количество прибыльных интернет-находок.

У стартапов еще есть перспективы

Первый вопрос, который задал экспертам Алексей Кулаков, директор компании JetStyle и модератор Дискуссионного клуба: есть ли еще свободные ниши в местном интернет-пространстве? И стоит ли вообще сегодня создавать проекты, ориентированные на городскую аудиторию? Присутствующие немного напряглись: зал — в ожидании открытий, эксперты — в раздумьях о необходимой мере откровенности. Затянувшуюся тишину нарушила Анна Хвостова, директор компании «HeadHunter:Урал»: «Кто первый встал, того и тапки. Успех будет у того, кто застолбит нишу. Мы первыми предоставили сервисы для работодателей, а не для соискателей в Рунете и вырвались вперед». Г-н Кулаков тут же отреагировал: «То есть вы хотите сказать, что уже поздно что-то делать?» Зал погрузился в размышления. К разговору подключилась Марина Новокшонова, руководитель отдела интернет-проектов компании КАБiNET: «Я не согласна, что рынок останется за пионерами. Думаю, в каждой нише может быть два-три проекта, способные освоить все деньги. А вот быть четвертым или пятым уже сложно. Это примерно как на ТВ — основную часть бюджетов делят первые два-три канала».

Елена Шупенко, исполнительный директор ГК Ample, не согласилась с тезисом, что если в нише уже есть игроки, то и рассматривать ее не стоит. Она пригласила всех совершить небольшой экскурс в историю Всемирной паутины: «Google был не самой первой поисковой машиной в Интернете, но ему удалось стать глобальным лидером, когда он предложил новые, совершенные технологии. Те, кто считает основным критерием успешности проекта время захода в нишу, — просто везунчики. Главное — методы завоевания и привлечения аудитории».

Илья Крохалев, директор компании D1, добавил, что есть резон ориентироваться не только на опыт американских коллег, но и на практику российских регионов. Там уже есть примеры потери лидерства в том или ином сегменте. Г-н Крохалев: «Бывают ситуации: проекты перестали развиваться, скажем, из-за того, что у инвестора закончились деньги, и в такой момент конкурентов можно побеждать. Это подтверждает пример Ростова-на-Дону. Там сменился региональный лидер (портал Rostov.ru уступил первое место Webrostov.ru. — Прим. ред.). У старых проектов сильная инерция — даже если ими никто особенно не занимается, люди продолжают ходить на работу. Но в этом случае легко перехватить инициативу».

Перспективы на рынке для агрессивных новичков видит и Дмитрий Стародубцев, главный редактор ИД «МедиаПилот». Он указывает на то, что Интернет быстро развивается. Много людей уже не привязаны к старым сайтам, и новички способны забирать таких пользователей себе, не прилагая усилий, чтобы перетащить их с других ресурсов.

Это предположение не вдохновило зал. Сомнение в услышанном выразил Роман Рублевский, директор компании «Сумма технологий»: «Аудитория Екатеринбурга, безусловно, хоть и растет, но цифра в итоге конечна. Получается, сколько бы ни было порталов, все они конкурируют за внимание одних и тех же пользователей. Но сколько ресурсов может посещать в день обычный человек? Два, три, пять? Вопрос к экспертам — когда аудитория раздробится окончательно?» За всех ответила г-жа Хвостова, которая в качестве довода привела слова директора по продажам из своей компании: «Наш сайт для рекрутера — как лопата для землекопа, без этого он просто не может работать. А зачем человеку две лопаты? Поэтому мы конкуренции не боимся». И тут же тихо добавила: «Пока не изобретут экскаватор» Красочное сравнение оживило аудиторию и вызвало горячую дискуссию, но модератор подвел итог: «Коллективное мнение таково: землекопам нужно не более трех лопат, хотя предложение растет. И новым производителям необходимо либо искать место, где их еще нет, либо отбирать долю на рынке у соседа».

На этих словах зал вспомнил про экс­каватор. Никто не боится экскаваторов? Эксперты на секунду замешкались, припоминая обо всех угрозах, с которыми сталкивается их бизнес. Михаил Печатников, директор компании «Росфирм»: «Если поисковики серьезно займутся бизнес-тематикой, то они, вероятно, создадут нам помеху. Mail.ru угрожает всем региональным порталам, и если он сформирует хорошие сервисы и наполнит их содержанием, то вообще устроит регионалам полную трубу. Нам остается бороться только контентом. Допустим, «Желтые страницы» (международный холдинг) в Перми и Челябинске работают, но наша база лучше, и мы пока спокойны». Г-жа Шупенко тоже не упустила возможности посетовать на давление из Москвы: «Тяжело бороться с монстрами, но уральцы пока больше доверяют местным ресурсам. Сильной стороной региональных проектов должен стать менеджмент. Грамотное управление на местах всегда будет выигрывать у конвейера крупных порталов». О региональной специфике заговорила и Анна Хвостова. Выяснилось, что при продвижении нового интернет-сервиса в Екатеринбурге делать упор на его столичность ошибка — люди лучше относятся к местному, хотя, например, в Челябинске все наоборот.

В этот момент кто-то из зала решил поинтересоваться мнением модератора насчет новых ниш. «Я уверен, что владельцы местных порталов зря представляют себя региональными, поскольку ничего не мешает работать на простран­ство языка, а не города. То есть на всю русскоязычную аудиторию Интернета. При формировании бизнес-модели мне важно отыскать узкую нишу с лояльными ко мне посетителями», — высказался Алексей Кулаков.

Нельзя рассчитывать только на баннеры

Екатеринбургские интернетчики одними из первых в стране не только стали создавать порталы для городской публики, но и смогли развить их коммерческую часть. Причем настолько успешно, что лавры и прибыли городских лидеров, таких как E1.RU, не дают покоя даже москвичам, а поток желающих повторить успех не ослабевает. В столице Урала уже прописались представительства Mail.ru, Afisha.ru.

Такая ситуация вызывает у г-на Кулакова недоумение: «Ко мне часто приходят люди, стремящиеся попасть на этот рынок и запустить тематический, локализованный в нашем городе проект. Зарабатывать они хотят именно на баннерной рекламе. На мой взгляд, здесь видна ошибка — с такими установками сделать рентабельный проект нельзя». По мнению Алексея Кулакова, на одних баннерах местным порталам не выжить.

Ответ держать решил г-н Печатников: «Наш портал появился семь лет назад. Года три у нас ушло на обкатку бизнес-модели, которую мы сейчас транслируем в другие города, но от продаж баннерной рекламы мы получаем только 20% оборота». У аудитории резонно возник вопрос — что приносит остальные 80% денег? Директор «Росфирм» пояснил: продажа мест в поисковой выдаче — это около половины оборота. Остальное приходится на мелкие рекламные формы. Г-жа Хвостова, оговорившись, что представляет не региональный, а федеральный проект, подтвердила: заработать много денег на баннерах сложно: «Продажа рекламы приносит нам около 20%, хотя мы стремимся поднять ее до 50%. Достичь этих показателей мешает отсутствие у клиентов опыта продвижения в Интернете. Наша аудитория — это специалисты по кадрам, и они не очень четко представляют, чем Интернет может быть полезен». Основа заработка «HeadHunter:Урал» — платный доступ к базе резюме.

Елена Шупенко указывает на явное противоречие, которое и смущает многих начинающих веб-девелоперов: «Баннерная реклама — самая простая и понятная форма для пользователя и заказчика. Ее лучше всего покупают. Но баннеры не будут эффективно работать на многих тематических порталах просто потому, что люди приходят туда совсем за другой информацией и плохо реагируют на рекламные сообщения. Хотя если на портале есть баннерные места, то их раскупают на несколько месяцев вперед». Значит, на это пока еще можно делать ставку и зарабатывать (в прошлом году ГК Ample запустила тематический портал для автомобилистов Autokvartal.ru. — Прим. ред.). АННА ЗВЕРЕВА, руководитель отдела продаж Pogazam.ru: «Много говорят о том, что баннеры изжили себя, но сегодня бюджеты рекламодателей в Интернете постоянно увеличиваются, много денег приходит из Москвы, имиджевой рекламы становится все больше, поэтому актуальность баннеров не снижается».

Марина Новокшонова уверена: доходы портала не должны ограничиваться заработком от баннерной рекламы: «Мы стараемся отказываться от баннеров, тем более что они уже набили оскомину пользователям. Например, на U-mama у нас есть рекламодатели, которые никогда не повесят баннер, но они активно участвуют в различных проектах — проводят офлайновые встречи пользователей, чтобы там ходили в их фирменных шапочках или строили скворечники из их материалов. У нас есть опыт успешной продажи рекламных тем в форумах. Если они совпали по сезону и запросам с потребностями посетителей, то идут просто на ура. На Uralweb активно продается «контекст», постановка логотипов — они работают не хуже баннеров. Мы развиваемся в сторону нестандартной рекламы».

В этот момент и другие владельцы порталов вспомнили, что event-маркетинг им тоже близок. Г-жа Шупенко рассказала о том, как портал проводит «авторинги» — шоу-сравнение автомобилей различных марок. Дополнительные деньги «Автокварталу» приносит создание промостраниц на сайте. По словам Дмитрия Стародубцева, база пользователей — одна из самых сильных сторон портала. Например, «МедиаПилот» успешно продает новости в рассылке по этой базе.

Из зала донесся вопрос — при какой ежедневной посещаемости сайт способен конкурировать с бумажными СМИ? Ответила г-жа Новокшонова: развиваться и конкурировать становится довольно легко после отметки в 10 тыс. человек в день. Михаил Печатников: «Все зависит от аудитории — если торгуешь экскаваторами, то тебе и десять посетителей сайта в день достаточно. Порталу торгоборудования тоже много не надо, а вот «Яндекс» может нормально жить только при миллионах посетителей и т. д. У «Росфирм» в Сверд­ловской области посещаемость сейчас около 20 тыс. человек в день, но мы начали продавать и окупаться, когда к нам заходили 500 в день». Тут модератор отметил, что заработок зависит как от количества, так и от качества аудитории. В целом же, по мнению Людмилы Ладониной, руководителя школы интернет-маркетинга Expertum.ru, не стоит концентрироваться на конкретной модели заработка: «Моделей монетизации много. Все определяет тематика портала».

Посетителей можно увести у конкурентов

Завершив дискуссию о заработке, Алексей Кулаков направил рассуждения экспертов в новое русло, указав, что были бы посетители, а уж как показать им рекламу — дело вторичное. Часто посещаемость превращается для региональных порталов в острую проблему — размер аудитории ограничен, а перетягивать посетителей у конкурентов дорого и неэффективно.

Своим опытом поделилась Марина Новокшонова: «У нас два проекта, и аудиторию мы привели и оставили по-разному. На U-mama делали акцент на личность руководителя — Маши Барановой: она ушла из проекта «Ека-мама» и увела людей. Аудитория оказалась лояльна к одной личности и помогла привлечь новых пользователей. На «Уралвеб» все было сложнее. Стояла задача сделать проект для домашних пользователей, до этого портал воспринимали только как каталог сайтов. Начали с группы пользователей в пять-десять человек, общавшихся на форуме. Постоянно проводили офлайновые встречи, показывали свою лояльность к аудитории и т. д. Сейчас мы уже легко собираем на встречи по 100-150 форумчан». Дополнительно г-жа Новокшонова отметила важность проработки технического решения: если по­стоянно возникают технические трудности, то страницы тормозят, сервисы не работают, пользователи легко уходят к конкурентам.

Елена Шупенко считает, что главное на портале — это все-таки люди: «Важно понять желания аудитории. У людей свои интересы и приоритеты. Важно видеть, какие проблемы волнуют человека сейчас, какие будут волновать завтра. Владельцы порталов должны работать только с той аудиторией, которую они чувствуют спинным мозгом». Все это, по мнению владелицы «Автоквартала», поможет создать востребованный продукт.

В этот момент Алексей Кулаков решил переключить экспертов на решение конкретных задач: «Федеральные порталы получают большинство посетителей через tape-in-трафик1. Сколько людей может перехватить таким образом региональный портал и как должны соотноситься источники трафика?» Эксперты раскрыли карты. Например, «Уралвеб» получает с поисковых машин только 1/7 часть посетителей, а «Росфирм» — 40%. «На самом деле ситуация нас не радует. На портале есть и другой контент, кроме справочника», — посетовал Михаил Печатников. Общее мнение свелось к тому, что долю поисковиков надо уменьшать. Г-жа Ладонина заметила, что поисковики не могут оставаться единственным источником трафика. В случае изменения алгоритма поисковой выдачи портал может оказаться без посетителей. Людмила Ладонина: «Партизанский маркетинг утверждает, что каналов выхода на заказчика должно быть не менее семи». Эксперты решили, что молодому порталу не навредит никакая реклама, в том числе и офлайновая, если на нее хватит денег.

1Тape-in-трафик — это посетители, набравшие адрес сайта в браузере самостоятельно.

Самое читаемое
  • Департамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна БеликДепартамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна Белик
  • «Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке«Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке
  • Екатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего регионаЕкатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего региона
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.